Интегрированное мероприятие "Суровая свобода"

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Духом не упадёшь, силой взять не смогут.
Русичи

Программное содержание:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о партизанском движении.
  • рассмотреть влияние войны на экономическую, демографическую экологическую обстановку, медицинскую экологию и экологию человека.

Опорные знания: правила ТБ, знания основных дат ВОВ.

Предварительная работа: приготовление муки из желудей, нарезка из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу», презентации педагога и обучающихся.

Оборудование:

  • презентация педагога, отрывки из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу», спирт, медицинские банки, борная кислота, мох, плоскогубцы.
  • мука из желудей,
  • консервная банка - 4 шт.,
  • гвоздь - 2 шт.,
  • молоток или камень - 2 шт.,
  • спички, котелок - 2 шт.,
  • платочек - 2 шт.,
  • сковорода - 4 шт.

Ход занятия

Организационная часть

П: - Добрый день, мы с вами продолжаем работу над проектом «Война машин и экология» (Слайд 1 презентации педагога). Скажите, по каким датам мы обычно с вами собираемся для таких мероприятий?

Д: - 13 февраля, день освобождения Новошахтинска от фашистских захватчиков.

П: - Правильно. Но сегодня 29 мая. Как вы думаете, почему именно сегодня?

Д: - Не знаем.

П: - Предлагаю вам обратить внимание на следующий слайд, Слайд 2 презентации педагога.

Ход мероприятия

Д: - Понятно! Сегодня наше мероприятие посвящено партизанам!

П: - Обратите внимание на три определения: экономическую экология, демографическая экология и экология человека (обучающиеся читают определения на мобильном стенде) и сформулируйте цель нашего мероприятия.

Д: - Рассмотреть влияние войны на экономическую, демографическую экологическую обстановку и экологию человека;

- Гордиться Победой советского народа в Великой Отечественной войне.

П: - Правильно. Скажите мне, какова цель партизанского движения и определите, к какому виду экологии она относится.

П: - Основной целью партизанской войны было разрушение системы обеспечения фронта - нарушение связи и коммуникаций, работы автомобильного и железнодорожного сообщения.

- Это экономическая экология.

П: - Молодцы. Итак, если во время занятия, посвящённому блокаде Ленинграда мы считали человеческие потери, то сегодня будем определять вид экологии. Готовы?

Д: - Да!

П: - Посмотрите на карту (Слайд 3 презентации педагога) и скажите, на какой территории бывшего СССР активно действовали партизанские отряды и подпольные группы?

Д: - На всей оккупированной фашистскими войсками территории.

- У нас в городе действовала группа подпольщиков;

- В Ростове-на-Дону подрывал боеспособность врага отряд Югова (Слайд 4 презентации педагога), входивший в 6 200 партизанских отрядов и соединений на территории оккупированного СССР.

П: - Скажите, какими методами действовали партизаны и подпольщики?

Д: - Развешивали листовки о положении на фронтах;

- Уничтожали живую силу противника и технику;

- Добывали секретную информацию.

П: - Не густо. Предлагаю ознакомиться с двумя крупномасштабными акциями партизан (Слайд 5, 6, 7 презентации педагога) и презентацией Родиона Оцел.

Д: - «Рельсовая война» и «Концерт»;

- Это экономическая и демографическая экология.

П: - Поэтому в военные годы ходила такая шутка, звучавшая с оттенком гордости: «А чего нам ждать, пока союзники второй фронт откроют? У нас он давно открыт! Называется Партизанский фронт». Если и есть в этом преувеличение, то небольшое. Партизаны Великой Отечественной войны действительно были настоящим вторым фронтом для гитлеровцев. Но как выживали партизаны, которые базировались в лесах? Как вы думаете?

Д: - Они жили в землянках.

П: - Да, но более подробно об этом, вы сейчас узнаете. Перед вами рукописная брошюра Рогачёва с инструкцией как выжить в лесу (Слайд 8, 9, 10, 11 презентации педагога). Конечно, такая брошюра была не одна.

Как известно, лучше один раз увидеть, чем услышать, поэтому мы с вами обратимся к документальному сериалу «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (1мин 19сек - 2мин 14сек + 2мин 30сек - 3мин 07сек). Посмотрите отрывок и
скажите, можно спать на снегу? Если да, то как? Как ещё спали партизаны? И к какому виду экологии это можно отнести?

Д: - Стоя под дождём;

- На углях, укрытых ветками и плащ-палаткой;

- Данный материал можно отнести к экологии человека.

П: - К счастью, партизаны не всегда спали под открытым небом, а в землянках. Как их строили, вы узнаете из следующего отрывка документальному сериалу «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (3мин07сек-3мин53сек).

Д: - В данном случае мы видим экологию человека, взаимодействия человека с окружающей средой. Мы увидели, что у землянок было по три перекрытия над головой, снаружи она закидывалась землёй, на которой прорастала трава.

П: - Молодцы. Скажите, что вы обязательно делаете два раза в день и хоть раз в неделю?

Д: - Утром и вечером умываемся;

- Каждые вечер принимаем душ;

- Два раза в неделю моем голову;

- Раз в неделю купаемся.

П: - Хорошо живёте. Посмотрите, как с вопросами личной гигиены обстояло дело у партизан (отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (7мин34сек-9мин25сек).

Д: - Мылись в шайке, под открытым небом. Зимой на морозе;

- Партизаны страдали от вшей;

- Нательное белье прокаливали над костром;

- При первой возможности строили баню;

- Данный отрывок можно отнести к экологии человека.

П: - Скажите, пожалуйста, без человека, какой профессии, не возможно вести боевые действия?

Д: - Связистов; - Инженеров; - Медиков; - Поваров.

П: - Умнички. Мы с вами посмотрим, что было в арсенале у врачей, лечивших партизан (отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (18мин20сек-19мин56сек).

Д: - Повреждённые конечности ампутировали пилами, а зубы не лечили, их удаляли плоскогубцами;

- Использовали травы и мох, самогон и борную кислоту;

- Воспаление лёгких лечили банками;

- Этот отрывок можно отнести к экологии человека.

П: Скажите, пожалуйста, зачем нужна вода?

Д:- Для бытовых нужд;

- Применяется для полива в сельском хозяйстве;

- Если машина на дороге «закипела», то наливают воду в расширительный бачок или в радиатор.

П: - Как вы думаете, почему в военные годы ходила такая шутка: «А чего нам ждать, пока союзники второй фронт откроют? У нас он давно открыт! Называется Партизанский фронт».

Д: - Партизаны отвлекали на себя силы противника;

- Фашистские захватчики не могли вести полномасштабные действия на всех фронтах;

-Они несли потери не только человеческие, но и в технике.
П: - Посмотрите последний отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (26 мин 27сек - 29мин 02сек) и подведите итог нашего мероприятия.

Д: - Только во время акции «Концерт» было уничтожено 1041 эшелонов, 72 железнодорожных моста, 58 гарнизонов;

- За всё время войны партизаны уничтожили 18 тысяч составов противника;

- Во время операции «Пустыня» партизаны уничтожили четверть водокачек, а паровозы
работали на угле и воде. Поэтому много техники и живой силы противника не было доставлено в район Курска;

- Это экологическая и демографическая экология.

П: - Вы молодцы, вы сами подвели итог по I части мероприятия, завтра мы с вами проведем практическое занятие на местности по данной теме. До свидания.

Д: - До свидания. Спасибо. Завтра увидимся для проведения практической части на местности.

Практическая часть на местности

П: - Здравствуйте, ребята. Наша практическая работа является продолжением мероприятия «Суровая свобода» и посвящена выживанию партизан в природе.

Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу, в степи - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть с голоду, проходя мимо богато накрытого стола яств природы. На самом деле, самая питательная и простая белковая пища находится у любого человека прямо под ногами. Знание основ выживания для каждого человека обязательно. Под выживанием следует понимать целесообразные активные действия, которые направлены на сохранение здоровья, жизни и работоспособности при условиях автономной жизнедеятельности.

П: - Предлагаю вам разделиться на 2 звена, выбрать руководителей звеньев, распределить между собой обязанности.

(обучающиеся творческого объединения делятся на 2 команды)

П: - Итак, вы в степи, без сотового телефона, но с букетом чабреца, растерянные и потерянные. Однако потерять дорогу - ещё не значит потерять голову. Если вас никто не ищет, остановитесь и подумайте - откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак. Выйти к людям помогают различные звуки:

  • работающий трактор (слышно за 3км),
  • собачий лай (2 км),
  • проходящий поезд (до 7 км).

- При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река - к людям.

Задание I

Педагог: Осмотритесь и прислушайтесь. Ответьте, в какую сторону вы будете идти?

Обучающиеся: - Мы видим реку, если встать лицом к реке, то становится понятно, что двигаться нужно вправо.

- Слышен лай собаки, следовательно, жильё человека в 2 км.

Педагог: Отлично. На душе сразу покой. Рассмотрим с вами не такие быстро разрешимые ситуации.

Педагог: Отлично. На душе сразу покой. Рассмотрим с вами не такие быстро разрешимые ситуации.

Если у вас с собой есть мобильный телефон и есть связь, то позвоните близким и вызовите спасателей по телефону 112.

Если вы пришли в степь не один и понимаете, что вас будут искать, то нужно оставаться на месте. Можно, соблюдая технику безопасности, развести костер и петь песни, чтобы вас было проще узреть и услышать.

Кто знает, как правильно развести костёр?

Обучающиеся: - Площадка должна быть открытой, защищенной от ветра большим камнем или скалой.

- Если погода сухая и жаркая, разводить костер следует на песчаной или каменистой почве, на зеленой молодой траве или на берегу водоема.

- Нельзя располагать кострище возле деревьев. Расстояние от лиственных деревьев до костра должно составлять не менее 10 м, от хвойных - не менее 15 м.

- Если вы нашли место старого кострища, лучше воспользоваться им, а не разводить новое.

- Нельзя разводить огонь на земле, из-под которой видны корни деревьев.

- Если место не удовлетворяет вышеназванным критериям, следует снять верхний слой почвы с дёрном диаметром один метр или полтора, и разводить костер на земле без органической подложки. Место вокруг снятого дерна нужно также очистить от сухой травы и листьев, чтобы огонь случайно не распространился по земле. По бокам выкопанного места можно обложить камнями, соорудив, таким образом, очаг.

П: Молодцы, теперь можно собрать сухие ветви деревьев для костра.

(обучающиеся собирают валежник и разводят костёр)

П: - Скажите, после всех совершённых действий, что вам захотелось?

Д: - Пить и есть.

П: - Вот у вас, как у партизан, нет ни еды, ни воды. Что будем делать?

Д: - Воду наберём в реке, только вид у неё подозрительный.

- Воду можно процедить и прокипятить.

П: - У вас же нет фильтра, как будете процеживать воду?

Д: - Есть платочек.

П: - А как нагреть воду, не привлекая внимания врага, летящего на самолёте?

Д: - Не знаем…..

П: - тогда я вам дам Инструкцию 1, для того, что бы вы смогли скрытно прокипятить воду, а если добавите в воду траву чабреца, получится травяной чай.

Задание II

Инструкция 1.

1. Наберите в имеющуюся ёмкость воду. Накройте консервную банку платочком так, что бы было углубление.

2. Аккуратно, тонкой струёй перелить воду в ёмкость, которая накрыта платочком.

3. Для того чтобы скрытно прокипятить воду, необходимо при помощи гвоздя, молотка или камня сделать отверстия как показано на фото.

(Обучающиеся при помощи камней, гвоздя и молотка делают отверстия в консервных банках.)

4. Поставите банку с отверстиями на угли от костра, а на неё банку с очищенной водой. Добавьте в воду чабрец и ждите закипания. Кипеть вода должна не 5 минут.

Обучающиеся: - Пока закипятишь, пока подстынет, умереть от обезвоживания можно.

П: - А кто сказал, что будет легко. Алеся с папой заранее приготовила муку из желудей. Кто будет печь лепешки?

Д: - Я хочу! - И я!

П: - Замечательно. Вот вам Инструкция №2.

Инструкция 2.

Добавь немного воды к получившейся сухой массе и формируй небольшие лепешки, диаметром 6-7 см и высотой до 1 см. Желудевое тесто, замешанное на простой воде, не обладает особой клейкостью и вязкостью, лепёшку такого размера - будет проще переворачивать. Если у вас есть в наличии две сковороды, первую с лепешкой необходимо накрыть второй и перевернуть. Лепешка просто упадёт с одной сковороды на другую, на которой и дожарится (обучающиеся творческого объединения жарят лепешки).

П: - Итак, вы приготовили для себя партизаскую еду. Можно кушать. Приятного аппетита.(дети угощаются чаем из трав и желудёвыми лепешками).

П: - В заключении хочу вам сказать, что никогда не уезжайте, не оповестив хотя бы кого-нибудь своих намерениях. Кто-то из друзей или родных обязательно должен быть в курсе, куда вы поехали и когда собираетесь вернуться. Ценой телефонного звонка можно порой спасти себе жизнь.

П: - Скажите, что вы вынесли для себя из мероприятия, состоявшего из двух частей?

Д: - Выживать в природе уже подвиг;

- Нужно учиться выполнять физическую работу;

- Ходить на уроки биологии, географии, ОБЖ, физкультуры;

- Уметь готовить кушать из предложенных продуктов.

П: - И напоследок самый важный фактор, обеспечивающий выживание. Это воля к жизни. Чувство ответственности перед товарищами и родными и близкими. Вашей целью должна быть, - «Я должен выжить!».

Литература

  1. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Мысль, 1983.
  2. Выживание - Мн., «Лазурак »,1996.
  3. Катастрофы и человек - М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  4. Самоспасение без снаряжения - М., «Русский журнал», 2000.
  5. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. - М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2001.
  6. ЧС и защита от них /сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.survivalbook.ru
  2. http://vyzhiv.narod.ru
  3. http://www.vseznaniya.ru
  4. http://www.xd24.ru