Духом не упадёшь, силой взять не смогут.
Русичи
Программное содержание:
- расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о партизанском движении.
- рассмотреть влияние войны на экономическую, демографическую экологическую обстановку, медицинскую экологию и экологию человека.
Опорные знания: правила ТБ, знания основных дат ВОВ.
Предварительная работа: приготовление муки из желудей, нарезка из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу», презентации педагога и обучающихся.
Оборудование:
- презентация педагога, отрывки из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу», спирт, медицинские банки, борная кислота, мох, плоскогубцы.
- мука из желудей,
- консервная банка - 4 шт.,
- гвоздь - 2 шт.,
- молоток или камень - 2 шт.,
- спички, котелок - 2 шт.,
- платочек - 2 шт.,
- сковорода - 4 шт.
Ход занятия
Организационная часть
П: - Добрый день, мы с вами продолжаем работу над проектом «Война машин и экология» (Слайд 1 презентации педагога). Скажите, по каким датам мы обычно с вами собираемся для таких мероприятий?
Д: - 13 февраля, день освобождения Новошахтинска от фашистских захватчиков.
П: - Правильно. Но сегодня 29 мая. Как вы думаете, почему именно сегодня?
Д: - Не знаем.
П: - Предлагаю вам обратить внимание на следующий слайд, Слайд 2 презентации педагога.
Ход мероприятия
Д: - Понятно! Сегодня наше мероприятие посвящено партизанам!
П: - Обратите внимание на три определения: экономическую экология, демографическая экология и экология человека (обучающиеся читают определения на мобильном стенде) и сформулируйте цель нашего мероприятия.
Д: - Рассмотреть влияние войны на экономическую, демографическую экологическую обстановку и экологию человека;
- Гордиться Победой советского народа в Великой Отечественной войне.
П: - Правильно. Скажите мне, какова цель партизанского движения и определите, к какому виду экологии она относится.
П: - Основной целью партизанской войны было разрушение системы обеспечения фронта - нарушение связи и коммуникаций, работы автомобильного и железнодорожного сообщения.
- Это экономическая экология.
П: - Молодцы. Итак, если во время занятия, посвящённому блокаде Ленинграда мы считали человеческие потери, то сегодня будем определять вид экологии. Готовы?
Д: - Да!
П: - Посмотрите на карту (Слайд 3 презентации педагога) и скажите, на какой территории бывшего СССР активно действовали партизанские отряды и подпольные группы?
Д: - На всей оккупированной фашистскими войсками территории.
- У нас в городе действовала группа подпольщиков;
- В Ростове-на-Дону подрывал боеспособность врага отряд Югова (Слайд 4 презентации педагога), входивший в 6 200 партизанских отрядов и соединений на территории оккупированного СССР.
П: - Скажите, какими методами действовали партизаны и подпольщики?
Д: - Развешивали листовки о положении на фронтах;
- Уничтожали живую силу противника и технику;
- Добывали секретную информацию.
П: - Не густо. Предлагаю ознакомиться с двумя крупномасштабными акциями партизан (Слайд 5, 6, 7 презентации педагога) и презентацией Родиона Оцел.
Д: - «Рельсовая война» и «Концерт»;
- Это экономическая и демографическая экология.
П: - Поэтому в военные годы ходила такая шутка, звучавшая с оттенком гордости: «А чего нам ждать, пока союзники второй фронт откроют? У нас он давно открыт! Называется Партизанский фронт». Если и есть в этом преувеличение, то небольшое. Партизаны Великой Отечественной войны действительно были настоящим вторым фронтом для гитлеровцев. Но как выживали партизаны, которые базировались в лесах? Как вы думаете?
Д: - Они жили в землянках.
П: - Да, но более подробно об этом, вы сейчас узнаете. Перед вами рукописная брошюра Рогачёва с инструкцией как выжить в лесу (Слайд 8, 9, 10, 11 презентации педагога). Конечно, такая брошюра была не одна.
Как известно, лучше один раз увидеть, чем услышать, поэтому мы с вами обратимся к документальному сериалу «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (1мин 19сек - 2мин 14сек + 2мин 30сек - 3мин 07сек). Посмотрите отрывок и
скажите, можно спать на снегу? Если да, то как? Как ещё спали партизаны? И к какому виду экологии это можно отнести?
Д: - Стоя под дождём;
- На углях, укрытых ветками и плащ-палаткой;
- Данный материал можно отнести к экологии человека.
П: - К счастью, партизаны не всегда спали под открытым небом, а в землянках. Как их строили, вы узнаете из следующего отрывка документальному сериалу «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (3мин07сек-3мин53сек).
Д: - В данном случае мы видим экологию человека, взаимодействия человека с окружающей средой. Мы увидели, что у землянок было по три перекрытия над головой, снаружи она закидывалась землёй, на которой прорастала трава.
П: - Молодцы. Скажите, что вы обязательно делаете два раза в день и хоть раз в неделю?
Д: - Утром и вечером умываемся;
- Каждые вечер принимаем душ;
- Два раза в неделю моем голову;
- Раз в неделю купаемся.
П: - Хорошо живёте. Посмотрите, как с вопросами личной гигиены обстояло дело у партизан (отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (7мин34сек-9мин25сек).
Д: - Мылись в шайке, под открытым небом. Зимой на морозе;
- Партизаны страдали от вшей;
- Нательное белье прокаливали над костром;
- При первой возможности строили баню;
- Данный отрывок можно отнести к экологии человека.
П: - Скажите, пожалуйста, без человека, какой профессии, не возможно вести боевые действия?
Д: - Связистов; - Инженеров; - Медиков; - Поваров.
П: - Умнички. Мы с вами посмотрим, что было в арсенале у врачей, лечивших партизан (отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (18мин20сек-19мин56сек).
Д: - Повреждённые конечности ампутировали пилами, а зубы не лечили, их удаляли плоскогубцами;
- Использовали травы и мох, самогон и борную кислоту;
- Воспаление лёгких лечили банками;
- Этот отрывок можно отнести к экологии человека.
П: Скажите, пожалуйста, зачем нужна вода?
Д:- Для бытовых нужд;
- Применяется для полива в сельском хозяйстве;
- Если машина на дороге «закипела», то наливают воду в расширительный бачок или в радиатор.
П: - Как вы думаете, почему в военные годы ходила такая шутка: «А чего нам ждать, пока союзники второй фронт откроют? У нас он давно открыт! Называется Партизанский фронт».
Д: - Партизаны отвлекали на себя силы противника;
- Фашистские захватчики не могли вести полномасштабные действия на всех фронтах;
-Они несли потери не только человеческие, но и в технике.
П: - Посмотрите последний отрывок из документального сериала «Секретные материалы» серия «Партизанские войны: как выжить в лесу» (26 мин 27сек - 29мин 02сек) и подведите итог нашего мероприятия.
Д: - Только во время акции «Концерт» было уничтожено 1041 эшелонов, 72 железнодорожных моста, 58 гарнизонов;
- За всё время войны партизаны уничтожили 18 тысяч составов противника;
- Во время операции «Пустыня» партизаны уничтожили четверть водокачек, а паровозы
работали на угле и воде. Поэтому много техники и живой силы противника не было доставлено в район Курска;
- Это экологическая и демографическая экология.
П: - Вы молодцы, вы сами подвели итог по I части мероприятия, завтра мы с вами проведем практическое занятие на местности по данной теме. До свидания.
Д: - До свидания. Спасибо. Завтра увидимся для проведения практической части на местности.
Практическая часть на местности
П: - Здравствуйте, ребята. Наша практическая работа является продолжением мероприятия «Суровая свобода» и посвящена выживанию партизан в природе.
Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу, в степи - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть с голоду, проходя мимо богато накрытого стола яств природы. На самом деле, самая питательная и простая белковая пища находится у любого человека прямо под ногами. Знание основ выживания для каждого человека обязательно. Под выживанием следует понимать целесообразные активные действия, которые направлены на сохранение здоровья, жизни и работоспособности при условиях автономной жизнедеятельности.
П: - Предлагаю вам разделиться на 2 звена, выбрать руководителей звеньев, распределить между собой обязанности.
(обучающиеся творческого объединения делятся на 2 команды)
П: - Итак, вы в степи, без сотового телефона, но с букетом чабреца, растерянные и потерянные. Однако потерять дорогу - ещё не значит потерять голову. Если вас никто не ищет, остановитесь и подумайте - откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак. Выйти к людям помогают различные звуки:
- работающий трактор (слышно за 3км),
- собачий лай (2 км),
- проходящий поезд (до 7 км).
- При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река - к людям.
Задание I
Педагог: Осмотритесь и прислушайтесь. Ответьте, в какую сторону вы будете идти?
Обучающиеся: - Мы видим реку, если встать лицом к реке, то становится понятно, что двигаться нужно вправо.
- Слышен лай собаки, следовательно, жильё человека в 2 км.
Педагог: Отлично. На душе сразу покой. Рассмотрим с вами не такие быстро разрешимые ситуации.
Педагог: Отлично. На душе сразу покой. Рассмотрим с вами не такие быстро разрешимые ситуации.
Если у вас с собой есть мобильный телефон и есть связь, то позвоните близким и вызовите спасателей по телефону 112.
Если вы пришли в степь не один и понимаете, что вас будут искать, то нужно оставаться на месте. Можно, соблюдая технику безопасности, развести костер и петь песни, чтобы вас было проще узреть и услышать.
Кто знает, как правильно развести костёр?
Обучающиеся: - Площадка должна быть открытой, защищенной от ветра большим камнем или скалой.
- Если погода сухая и жаркая, разводить костер следует на песчаной или каменистой почве, на зеленой молодой траве или на берегу водоема.
- Нельзя располагать кострище возле деревьев. Расстояние от лиственных деревьев до костра должно составлять не менее 10 м, от хвойных - не менее 15 м.
- Если вы нашли место старого кострища, лучше воспользоваться им, а не разводить новое.
- Нельзя разводить огонь на земле, из-под которой видны корни деревьев.
- Если место не удовлетворяет вышеназванным критериям, следует снять верхний слой почвы с дёрном диаметром один метр или полтора, и разводить костер на земле без органической подложки. Место вокруг снятого дерна нужно также очистить от сухой травы и листьев, чтобы огонь случайно не распространился по земле. По бокам выкопанного места можно обложить камнями, соорудив, таким образом, очаг.
П: Молодцы, теперь можно собрать сухие ветви деревьев для костра.
(обучающиеся собирают валежник и разводят костёр)
П: - Скажите, после всех совершённых действий, что вам захотелось?
Д: - Пить и есть.
П: - Вот у вас, как у партизан, нет ни еды, ни воды. Что будем делать?
Д: - Воду наберём в реке, только вид у неё подозрительный.
- Воду можно процедить и прокипятить.
П: - У вас же нет фильтра, как будете процеживать воду?
Д: - Есть платочек.
П: - А как нагреть воду, не привлекая внимания врага, летящего на самолёте?
Д: - Не знаем…..
П: - тогда я вам дам Инструкцию 1, для того, что бы вы смогли скрытно прокипятить воду, а если добавите в воду траву чабреца, получится травяной чай.
Задание II
Инструкция 1.
1. Наберите в имеющуюся ёмкость воду. Накройте консервную банку платочком так, что бы было углубление.
2. Аккуратно, тонкой струёй перелить воду в ёмкость, которая накрыта платочком.
3. Для того чтобы скрытно прокипятить воду, необходимо при помощи гвоздя, молотка или камня сделать отверстия как показано на фото.
(Обучающиеся при помощи камней, гвоздя и молотка делают отверстия в консервных банках.)
4. Поставите банку с отверстиями на угли от костра, а на неё банку с очищенной водой. Добавьте в воду чабрец и ждите закипания. Кипеть вода должна не 5 минут.
Обучающиеся: - Пока закипятишь, пока подстынет, умереть от обезвоживания можно.
П: - А кто сказал, что будет легко. Алеся с папой заранее приготовила муку из желудей. Кто будет печь лепешки?
Д: - Я хочу! - И я!
П: - Замечательно. Вот вам Инструкция №2.
Инструкция 2.
Добавь немного воды к получившейся сухой массе и формируй небольшие лепешки, диаметром 6-7 см и высотой до 1 см. Желудевое тесто, замешанное на простой воде, не обладает особой клейкостью и вязкостью, лепёшку такого размера - будет проще переворачивать. Если у вас есть в наличии две сковороды, первую с лепешкой необходимо накрыть второй и перевернуть. Лепешка просто упадёт с одной сковороды на другую, на которой и дожарится (обучающиеся творческого объединения жарят лепешки).
П: - Итак, вы приготовили для себя партизаскую еду. Можно кушать. Приятного аппетита.(дети угощаются чаем из трав и желудёвыми лепешками).
П: - В заключении хочу вам сказать, что никогда не уезжайте, не оповестив хотя бы кого-нибудь своих намерениях. Кто-то из друзей или родных обязательно должен быть в курсе, куда вы поехали и когда собираетесь вернуться. Ценой телефонного звонка можно порой спасти себе жизнь.
П: - Скажите, что вы вынесли для себя из мероприятия, состоявшего из двух частей?
Д: - Выживать в природе уже подвиг;
- Нужно учиться выполнять физическую работу;
- Ходить на уроки биологии, географии, ОБЖ, физкультуры;
- Уметь готовить кушать из предложенных продуктов.
П: - И напоследок самый важный фактор, обеспечивающий выживание. Это воля к жизни. Чувство ответственности перед товарищами и родными и близкими. Вашей целью должна быть, - «Я должен выжить!».
- https://vk.com/clubcrtdiu?w=wall-17473025_8462
- https://vk.com/clubcrtdiu?w=wall-17473025_8439
- https://vk.com/clubcrtdiu?w=wall-17473025_8438
Литература
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Мысль, 1983.
- Выживание - Мн., «Лазурак »,1996.
- Катастрофы и человек - М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Самоспасение без снаряжения - М., «Русский журнал», 2000.
- Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. - М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2001.
- ЧС и защита от них /сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.
Интернет-ресурсы
- http://www.survivalbook.ru
- http://vyzhiv.narod.ru
- http://www.vseznaniya.ru
- http://www.xd24.ru