Урок "Сатирические образы человека"

Разделы: МХК и ИЗО


Предмет: ИЗО.

Класс, четверть, номер урока: 6 классы; 3 четверть; урок № 11.

Тип урока:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Цель: познакомить учащихся с основами сатирического образа человека и основам сатирического рисунка; выполнить сатирический образ по описанию.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже;
    • формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека;
    • повторение и закрепление знаний по жанру портрета;
  • Развивающие:
    • развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей;
    • развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
    • воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Планируемый результат:

  • Личностные:
    • проявлять интерес к изучению нового материала;
    • осознать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать;
    • понимать эмоциональное состояние других людей;
    • идти на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливать воё поведение;
    • формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
    • стремиться к совершенствованию своих умений.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели;
    • создавать письменный текст;
    • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
    • поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану;
    • умение корректировать свои действия и результат.
  • Познавательные:
    • извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа.
    • выработка алгоритма действий.
  • Коммуникативные:
    • развить навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности; воспитывать культуру речи, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
    • воспитывать умение правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом;
    • работать по плану.
  • Предметные:
    • научатся определять понятия, художественные термины;
    • знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны;
    • проявлять положительное отношение к юмору;
    • приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в группах

Техническое оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, презентация, репродукции картин, учебник, альбом, карандаши.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап самоопределения к учебной деятельности
(2 мин)

Оргмомент. Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьте к уроку все необходимое: альбомы, карандаши.

Приветствие.
Проверка подготовки рабочего места.

Выполнять единые правила для обучающихся.

Актуализация пробного учебного действии
(2 мин)

- Посмотрите на доску. Что вы видите перед собой?

- Давайте его соберем.

- Что у нас получилось?
- Что такое портрет?

- Что вкладывает в изображение человека художник?

Ребята внимательно смотрят на доску.
- Это пазл.
Дети выполняют задание.

- Портрет.
- Изображение конкретного человека.
- Внешнее сходство, чувства и эмоции.

Решение творческих задач в форме игры.
Владеть художественными терминами в пределах изученного раздела.

Актуализация опорных знаний и умений.
(2 мин)

Ребятам раздаются карточки с заданиями
1. Определите виды портрета.
2. Соотнесите характеристику портрета к его виду.
3. Ответьте на вопросы:
- С помощью чего можно изобразить человека?
- С помощью чего можно изобразить человека в литературе?
- С помощью чего можно изобразить человека в живописи или графике?
- С помощью чего можно изобразить человека в скульптуре?

Отвечают на вопросы. Работают по карточкам в качестве закрепления прошлой темы.

Осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать

Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
- Портреты представляют реалистическое изображение лица человека, его образ, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы.
- Посмотрите на этот рисунок. Что в нем особенного?
- Что его отличает от тех портретов, которые видели?
- Какой это портрет?
- Чей это портрет?
- Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?
Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Определяются в постановке целей и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
- Сегодня мы поговорим о сатирическом образе человека.
- Какая тема урока отсюда следует?
Ответы обучающихся.
- В рисунке понятно то, что художник как бы подшучивает над характерными чертами изображаемого человека.
- Как будет звучать цель нашего урока?
- Какие задачи мы перед собой поставим?
Правильно, сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

- Юмористический.
- Чарли Чаплин - это актер немого кино, сатирик.
- О сатирическом образе человека.

Ученики размышляют, анализируют, ставят перед
собой цель и задачи урока.

Изучение нового материала
(7 мин)

Из истории сатирического жанра. Карикатура.
«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.
Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.
- Что такое карикатура?
Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.
Сатирическая или юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным отношением художника к изображаемому.
Есть и политическая карикатура.
Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников - карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура.
Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.
«Законодательное чрево».
Что видим? Почему художник так изобразил людей?
«Адвокаты».

Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве.

Приобретают теоретические знания об истории сатирического рисунка.
Уметь работать по предложенному учителем плану;
уметь слушать учителя и сверстников, задавать вопросы для получения нужной информации.

В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники - карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы.
Кукрыниксы.
Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.
«Трюк с бомбой».
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Сегодня практически все газеты и журналы помещают на своих страницах карикатуры. Одни из них заставляют нас смеяться, другие задуматься над происходящим.

Ведь кто такой карикатурист? Это не только художник, но ещё и журналист. Он как бы описывает происходящее за день, но не словами, а рисунком.

Устные ответы учащихся, их анализ.
- Что же такое карикатура и какова её цель?
Другая форма сатирического жанра - шарж.
Что такое шарж?
Шарж - карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
- Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества
- Как же работает мастер шаржа, какие приемы он использует?
- Давайте определим, что утрированно (преувеличенно) выделяет художник в шарже? На что обращает внимание художник?
(Черты внешности, особенности одежды, атрибуты профессии)
- Кстати, художник может изменять не только пропорции лица, но и пропорции фигуры в целом. Обычно в шарже маленькое тело увенчивается большой головой.
А вот выбор графического материала, приемов работы, стиля может быть самым разным, в зависимости от замысла и личных предпочтений художника.
Давайте посмотрим, как же мастерам шаржа удалось передать характерные черты известных людей, насколько узнаваемы эти люди.
Итак, игра начинается! Кто изображен на этих шаржах?
Учащиеся анализируют и дают ответы.

(Просмотр шаржей на известных людей в презентации).
Видите, как хорошо вы узнали людей, показанных в шаржах. Наверное, это получилось потому, что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное.
Различают следующие виды шаржа:
1. ПОРТРЕТНЫЙ - когда рисуется только чей-либо портрет.
2. СЮЖЕТНЫЙ - создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.

Просмотр презентации.
Во время игры ребята предлагают свои варианты ответов.

Первичное закрепление
(2 мин)

Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
- Давайте разделимся на группы и поработаем
Объяснение. - У вас на столах лежит лист с вопросами. Вам нужно написать правильный ответ, провести взаимопроверку. (Приложение 1)
Групповая работа учеников.
1. Что общего между карикатурой и шаржем?
2. Какова цель карикатуры?
3. Чем отличается шарж от карикатуры?

Слушают учителя.

Выполняют работу в группах, осуществляют взаимопроверку.

Применяют полученные знания.
Четко определяют цель своего ответа на данном этапе урока.

Физкультурная минутка.
(2 мин)

А теперь пришло время немного отдохнуть.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Учащиеся повторяют движения.

Самостоятельная работа
(15 мин)

Учитель предлагает открыть секрет смешного рисунка.
Для этого раздает карточки с словестным портретом нескольких сатирических образов
Пример:
Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленые уши придавали смешной вид лицу. Малыш был маленьким и неказистым. Носил ботинки на 3 размера больше его обычного.
Пока ребята знакомятся со словестным сатирически образом, учитель рисует на доске в качестве примера.
Задание: Выполнить шарж или карикатуру со словестного портрета, описание которого дано в карточке.

Ученики изучают карточки с заданием и приступают к практической части

Создают сатирический образ с ярко выраженной эмоционаьной окраской (веселый, задумчивый, злой, грустный и пр.)

Выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение. Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Включение в систему знаний и повторения
(2 мин)

Организация работы закрепления знаний:
- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.
- О каких его видах мы говорили?

Ответы обучающихся по материалу урока.

Владеть художественными терминами в пределах изучаемой темы.

Рефлексия учебной деятельности на урок
(2 мин)

- Работа закончена.
- А теперь оформим выставку. Прикрепите свои работы на доску.
- Внимательно посмотрите, какие разные у всех получились работы. Какие интересные герои. Какие характерные черты вы показали.
Вы все (не) достигли поставленной цели!

Ученики вывешивают свои работы на магнитной доске для обсуждения. Высказывают свое мнение о том, что удачно и не удачно.

Анализируют, оценивают работу друг друга. Предлагают пути исправления ошибок.
Определять уровень своей обученности.

Задание для самоподготовки
(1 мин)

Выполнить дружеский шарж члена семьи.

Работа с дневником.

Понимать основную суть домашнего задания.

Оценки за урок

Выставление оценок за урок.

Работа с дневником в сотрудничестве с учителем.