Предмет: ИЗО.
Класс, четверть, номер урока: 6 классы; 3 четверть; урок № 11.
Тип урока:
- урок «открытия» нового знания;
- урок отработки умений и рефлексии;
- урок общеметодологической направленности;
- урок развивающего контроля.
Цель: познакомить учащихся с основами сатирического образа человека и основам сатирического рисунка; выполнить сатирический образ по описанию.
Задачи:
-
Образовательные:
- формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже;
- формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека;
- повторение и закрепление знаний по жанру портрета;
-
Развивающие:
- развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей;
- развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы;
-
Воспитательные:
- воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
- воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.
Планируемый результат:
-
Личностные:
- проявлять интерес к изучению нового материала;
- осознать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать;
- понимать эмоциональное состояние других людей;
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливать воё поведение;
- формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- стремиться к совершенствованию своих умений.
Метапредметные:
-
Регулятивные:
- определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели;
- создавать письменный текст;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
- поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану;
- умение корректировать свои действия и результат.
-
Познавательные:
- извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа.
- выработка алгоритма действий.
-
Коммуникативные:
- развить навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности; воспитывать культуру речи, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- воспитывать умение правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом;
- работать по плану.
-
Предметные:
- научатся определять понятия, художественные термины;
- знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны;
- проявлять положительное отношение к юмору;
- приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в группах
Техническое оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, презентация, репродукции картин, учебник, альбом, карандаши.
Структура и ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Этап самоопределения к учебной деятельности
|
Оргмомент. Приветствие.
|
Приветствие.
|
Выполнять единые правила для обучающихся. |
Актуализация пробного учебного действии
|
- Посмотрите на доску. Что вы видите перед собой? - Давайте его соберем.
- Что у нас получилось?
- Что вкладывает в изображение человека художник? |
Ребята внимательно смотрят на доску.
- Портрет.
|
Решение творческих задач в форме игры.
|
Актуализация опорных знаний и умений.
|
Ребятам раздаются карточки с заданиями
|
Отвечают на вопросы. Работают по карточкам в качестве закрепления прошлой темы. |
Осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать |
Выявление места и причины затруднения
(2 мин) |
- Портреты представляют реалистическое изображение лица человека, его образ, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы.
- Посмотрите на этот рисунок. Что в нем особенного? - Что его отличает от тех портретов, которые видели? - Какой это портрет? - Чей это портрет? - Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь? |
Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Определяются в постановке целей и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися |
|
- Сегодня мы поговорим о сатирическом образе человека.
- Какая тема урока отсюда следует? |
Ответы обучающихся.
- В рисунке понятно то, что художник как бы подшучивает над характерными чертами изображаемого человека. |
||
- Как будет звучать цель нашего урока?
- Какие задачи мы перед собой поставим? Правильно, сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием. |
- Юмористический.
Ученики размышляют, анализируют, ставят перед
|
||
Изучение нового материала
|
Из истории сатирического жанра. Карикатура.
|
Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве. |
Приобретают теоретические знания об истории сатирического рисунка.
|
В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники - карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы.
Ведь кто такой карикатурист? Это не только художник, но ещё и журналист. Он как бы описывает происходящее за день, но не словами, а рисунком. |
Устные ответы учащихся, их анализ. | ||
- Что же такое карикатура и какова её цель?
Другая форма сатирического жанра - шарж. Что такое шарж? Шарж - карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство. |
- Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества | ||
- Как же работает мастер шаржа, какие приемы он использует?
- Давайте определим, что утрированно (преувеличенно) выделяет художник в шарже? На что обращает внимание художник? (Черты внешности, особенности одежды, атрибуты профессии) - Кстати, художник может изменять не только пропорции лица, но и пропорции фигуры в целом. Обычно в шарже маленькое тело увенчивается большой головой. А вот выбор графического материала, приемов работы, стиля может быть самым разным, в зависимости от замысла и личных предпочтений художника. Давайте посмотрим, как же мастерам шаржа удалось передать характерные черты известных людей, насколько узнаваемы эти люди. Итак, игра начинается! Кто изображен на этих шаржах? |
Учащиеся анализируют и дают ответы. | ||
(Просмотр шаржей на известных людей в презентации).
|
Просмотр презентации.
|
||
Первичное закрепление
|
Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
|
Слушают учителя.
Выполняют работу в группах, осуществляют взаимопроверку. |
Применяют полученные знания.
|
Физкультурная минутка.
|
А теперь пришло время немного отдохнуть.
|
Учащиеся повторяют движения. |
|
Самостоятельная работа
|
Учитель предлагает открыть секрет смешного рисунка.
|
Ученики изучают карточки с заданием и приступают к практической части Создают сатирический образ с ярко выраженной эмоционаьной окраской (веселый, задумчивый, злой, грустный и пр.) |
Выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение. Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.
|
Включение в систему знаний и повторения
|
Организация работы закрепления знаний:
|
Ответы обучающихся по материалу урока. |
Владеть художественными терминами в пределах изучаемой темы. |
Рефлексия учебной деятельности на урок
|
- Работа закончена.
|
Ученики вывешивают свои работы на магнитной доске для обсуждения. Высказывают свое мнение о том, что удачно и не удачно. |
Анализируют, оценивают работу друг друга. Предлагают пути исправления ошибок.
|
Задание для самоподготовки
|
Выполнить дружеский шарж члена семьи. |
Работа с дневником. |
Понимать основную суть домашнего задания. |
Оценки за урок |
Выставление оценок за урок. |
Работа с дневником в сотрудничестве с учителем. |