Чтение всегда играло важную роль в развитии грамотности, образованности человека. Стремительное развитие современных технологии только упрочило его значение. Это связано со считыванием и подработкой информации. Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для работы с разными видами текстов, изучения научной и публицистической информации Учитель должен использовать каждую возможность, чтобы детям было учиться интересно, увлекательно. В данной статье рассматриваются приемы работы с научными текстами на уроках окружающего мира в 2-4 классах, на разных этапах урока, которые помогут анализировать тексты, переносить полученные знания в повседневную жизнь, заинтересовывать учеников, разнообразить формы работы. Раскрывается актуальность вопроса формирования читательской грамотности младших школьников. Читательская грамотность - один из навыков современного, конкурентоспособного человека.
Последнее время наблюдается заметная тенденция снижения интереса у младших школьников к чтению. Это связано с отсутствием мотивации и нежелании читать в свободное время, а так же замещением медийной информацией печатных текстов. Современное образование повышает требования к читательским умениям младшего школьника как к средствам достижения образовательных результатов. Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, он должен уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, т.е. владеть читательской грамотностью.
При изучении предмета «Окружающий мир» ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, что, несомненно, требует достаточного уровня развития навыков работы с информацией. Однако зачастую на уроках изучение темы сводиться к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам, тем самым снижается качество изучения материала, мотивация учеников. Так же хочется отметить, что оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «Окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Таким образом, возникает необходимость еще с начальных классов развивать умение работать с научными текстами.
Работу с текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом из этапов могут быть использованы разные приемы, которые помогут и повысить мотивацию, развить навыки поиска и применения информации.
При подготовке к прочтению, можно предложить ученикам такой прием, как «Облако понятий». На доске в облаке помещены понятия, термины, представленные в тексте. Школьники по имеющимся данным делают предположения, о чем пойдет речь, делятся ранее полученными знаниями.
Интересной формой работы для младших школьников может служить прием сопоставления репродукции. Данный вид работы подходит для четвертых классов на этапе изучения истории Древней Руси. На экране представлены 2 картины разных эпох, дети должны определить какое из полотен относиться к изучаемому периоду времени, в чем особенности изобразительного искусства того времени и т.д. Такой подготовительный этап объединяет несколько предметных областей, дает учащимся возможность визуализировать, красочно представлять материал, представленный в тексте.
Не стоит забывать об организации парной и групповой работы на уроке. Для учеников 2 класса в качестве формы подготовки к тексту используются прием составления пазлов. Детям в пары раздаются разрезанные изображения по теме, например «Земля - планета солнечной системы». Игровой момент безусловно заинтересует учащихся.
Следующим этапом работы будет прочтение и анализ текста. Самым важным для ученика на этом этапе является понимание смысла текста, проследить причинно-следственные связи.
При изучении тем, связанных с историческими деятелями, известными личностями можно построить работу с «чистого листа». Когда в 4 классе идет изучение художников 18 века, учитель сообщает о том, что не смогла найти полную информацию о каком-либо художнике, но есть много статей, в которых много информации о жизни и творчестве. Ученики активно включаются в поисковую деятельность, анализируют статьи, находят важные, по их мнению, факты. В результате такой работы возникает устойчивый интерес к жизни исторических личностей, при этом присутствует и состязательный момент, обеспечивающий повышение мотивации, качества анализа прочитанного материала.
Прием «Древо мудрости» также помогает работу по анализу статей, текстов. Ученики внимательно читают текст, а после каждый пишет записку, в которой задается вопрос к тексту и крепит ее на дерево, нарисованное на доске. А затем остальные дети по очереди выходят к доске, выбирают записку и отвечают, на заданный вопрос вслух. Оценивание вопроса и ответа выполняют ученики.
Похожим приемом является создание викторин, при котором дети самостоятельно прочитывая текст учебника, готовят вопросы, а затем объединяются в группы и проводят соревнования. Такую работу можно комбинировать с выборочным чтением, когда ответом на вопрос является нужный отрывок из текста.
Для формирования умения находить и извлекать информацию предлагается провести «Конкурс шпаргалок». При использовании такой формы работы отрабатывается умение сокращать информацию, выделять главную мысль. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и объясняет его условия. После прочтения текста ученик записывает необходимые ему данные определённым количеством слов, может использовать сокращения, условные обозначения. Важным является умение по своей «шпаргалке» воспроизвести информацию вслух.
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами)
Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак - )
«Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
Составление памяток, инструкций.
Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации)
«Хочу поделиться» (обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Прием «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется: размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Литература
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.