Математика - одна из основных дисциплин, изучаемых в школе. И этот предмет считается одним из сложных предметов в школьной программе.
Всем известно, что задания по геометрии содержатся в контрольно-измерительных материалах по математике (ОГЭ и ЕГЭ), поэтому необходимо каждого ученика научить решать геометрические задачи.
Чаще всего уровень усвоения материала у учащихся одного класса различный. Поэтому, при подготовке к уроку, педагог должен учитывать это и прибегать к дифференциации в процессе обучения. Такой подход способствует организовывать учебный процесс, учитывая индивидуальные способности группы учеников, учитывая их наклонности, особенности развития, а также познавательные потребности. Кроме того, дифференцированное обучение способствует комфортному психологическому климату на уроке. Каждый учащийся сможет почувствовать успех в обучении, испытывая при этом радость, значимость обучения и желание продолжать учиться. Проблема дифференцированного обучения рассматривается в работах Осмоловской И.М., Гусева В.А., Дорофеева Г.В.
Для дифференциации учащихся, можно использовать следующие критерии: по темпу работы (низкий или высокий), по успеваемости (базовый или профильный), по уровню развития познавательных способностей (способность выполнять задания по аналогии или способность самому найти решение).
Реализовывать дифференцированное обучение можно на каждом этапе урока. Приведу примеры.
Во время актуализации знаний, одна группа учеников класса работает фронтально, формулируя определения и теоремы, пройденные на предыдущих уроках, решая легкие устные задачи. В то время как другая часть учеников, с высоким уровнем мотивации к получению знаний, работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задания повышенного уровня. Или наоборот, учащиеся с повышенной мотивацией к обучению, доказывают теорему или выводят формулу, в то время как остальные выполняют индивидуальное задание на отработку навыков базового уровня.
На основном этапе урока, во время решения задач, учитель работает фронтально с учениками, решая задания базовой части, а ученики, способные самостоятельно находить пути решения задачи, работают индивидуально, возможно обсуждая ход решения задач в малых группах.
На этапе контроля знаний, создаются разноуровневые варианты заданий: базового и профильного.
При составлении заданий для самоподготовки, можно соблюдать тот же принцип разноуровневого подхода, разбивая класс на группы разного уровня. Причем учащийся имеет возможность изменить уровень, если посчитает, что задания непосильны ему, или наоборот, захочет выполнить более сложные для его уровня задания.
В результате использования на занятиях такого подхода у учащихся повысится успеваемость, что является главной мотивацией для ребенка в процессе обучения, появится умеренность в себе, следовательно, повысится интерес к предмету. Учащийся получит возможность развивать свои логические качества, что позволит выявлять свои собственные возможности, планировать свою дальнейшую учебную деятельность.
Список использованной литературы
- Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / И.М.Осмоловская - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 - 175 с.
- Гусев В.А., Силаев Е.В. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе / В.А.Гусев - М., 1996. С.31.
- Дорофеев Г.В. Дифференциация в обучении математики // Математика в школе - 1990 №4