Соединения серы

Разделы: Химия

Ключевые слова: Сера – физические и химические свойства


Цель урока:

  • Образовательные: сформировать первоначальные представления о соединениях серы - сероводороде, сульфидах, сернистом газе, сернистой кислоте, серной кислоте. Рассмотреть влияние сероводорода, кислотных дождей на окружающую среду и здоровье человека.
  • Развивающие: уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
  • Воспитательные: нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.

Планируемый результат:

  • Знать: свойства сероводорода, сульфидов.
  • Уметь: доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, и в окислительно-восстановительном виде.

УДД:

  • познавательные: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
  • регулятивные: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию,
  • коммуникативные: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: прогнозирование.

Формы организации работы учителя: обобщает и систематизирует знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу по текстам, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.

Технологии:

  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

Оборудование: компьютер, презентация, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические реактивы, химическое оборудование.

Этапы урока

Технология проведения

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
Подготовить обучающихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой

Визуализируют информацию на экране телевизора.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Цели:
выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока аргументируют свои ответы

Предлагает определить тему урока - решение кроссворда ,затем
Озвучивается тема урока. формулируется цель вместе с обучающимися

Для доказательства предполагаемой гипотезы о теме урока - решается кроссворд. Работа в парах, взаимопроверка, оценивание.

III. Изучение нового.
Цели:
развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества

На основе знаний возможных степеней окисления называют соединения серы. Характеризуют сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода.
Вопрос: Из каких соединений серы образуются кислотные дожди, как они попадают в атмосферу. Проводит эксперимент, имитирующий образование кислотных дождей.

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
Характеризуют сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода.
формулирует задания, организует работу обучающихся. организует обсуждение способов решения поставленной задачи.

Работа по текстам

IV. Закрепление нового.
Цель:
осознание и осмысление учебного материала.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в тетрадях (составляют уравнения химических реакций, используют метод электронного баланса.

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

фронтальный опрос по пройденной теме.
индивидуальная работа по текстам

V. Контролирующее задание.
Цель
: проверить умение на практике использовать полученные знания.

Приём «СИНКВЕЙН»
Дать характеристику сероводороду и сернистому газу опираясь на полученную информацию на уроке.

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
проверить умение обучающихся самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке

Оценивают свою работу на уроке по схеме:
Мне понравилось…

Кроссворд

Вопросы:

  1. Аллотропная модификация кислорода
  2. Число энергетических уровней в атоме кислорода
  3. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид - ионов
  5. Биологический процесс синтеза углеводов из неорганических веществ за счёт энергии солнца
  6. Кислород - сера: радиус атома меньше?
  7. Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называют…?
  8. Вещество, способное растворять другие твёрдые, жидкие или газообразные вещества, не изменяя их химически
  9. Сера - хлор: более активный неметалл?

Тексты

1. Почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых входят свинцовые белила.

Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуется в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в в сульфид свинца. Свинцовые белила - это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя сульфид свинца (II), соединение чёрного цвета (написать молекулярное уравнение химической реакции)

Выяснив причину потемнения свинцовых белил, мастера-реставраторы задумались над тем, как вернуть первоначальную белизну фрагментам изображений.

Реставрация в переводе означает восстановление. Можно восстановить династию монархов, но нельзя повернуть вспять некоторые химические. Образование черного сульфида свинца из его белого брата карбоната является необратимым процессом.

Однако, белое - это ведь не только карбонат свинца. Есть и другие свинцовые соли белого цвета, например сульфат свинца - PbSO4.

2. Как превратить черное в белое и сделать это аккуратно, не разрушая слой, не растворяя его?

На помощь приходит пероксид водорода Н2О2 (тривиальное название перекись водорода)

При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета и вода. Таким образом, реставрируют почерневшие масляные картины.

(напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, сделать вывод)

3. Изделия из серебра известны человечеству с давних времен. В Ассирии и Вавилоне серебро считалось священным металлом и являлось символом Луны. В средние века серебро и его соединения были очень популярны среди алхимиков. С середины 18 века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды.

Всем известно, что ионы серебра способствуют гибели бактерий, именно поэтому столовые приборы из серебра очень ценятся, а в религиозных обрядах используются серебряные вещи. С давних времен серебро, преподнесенное в дар, означает уважение, а украшения - признание в настоящих чувствах.

Под действием влажного воздуха, пота и других внешних факторов серебро окисляется, на поверхности серебряного изделия образуется налёт сульфида серебра, постепенно он уплотняется, и серебряное украшение темнеет.

Во влажном воздухе в присутствии малейших следов серы, степенью окисления -2 (сероводород) образуется налёт малорастворимого сульфида серебра, обуславливающего потемнение серебряных изделий (напишите уравнение реакции, составьте электронный баланс)

Как избавиться от темного налета на серебряных изделий в домашних условиях? (домашнее задание, опираясь на уравнение реакции, приведенной на доске)

4. Сероводород

  • Встречается в составе вулканических газов, входит в состав вулканического пепла.
  • В растворенном и отчасти в свободном состоянии содержится в Черном море, начиная с глубины 200 метров и более. Почему сероводород не доходит до верхних слоев? (см стр 193 учебник)
  • В виде смешанных веществ нефти и газа
  • Образуется при гниении белков, которые содержат в составе серосодержащие аминокислоты метионин и цистеин.
  • Небольшое количество сероводорода содержится в кишечных газах человека и животных.
  • Сероводород встречается всюду, где происходит разложение и гниение растительных и, особенно, животных останков, под действием микроорганизмов.

В нашей стране сероводород встречается на Кавказе в серных минеральных источниках. Вблизи Минеральных Вод есть единственный в России и в мире уникальный по химическому составу сероводородный источник, вернувший здоровье многим людям. (Известны курорты г.Пятигорск, Ессентуки, Мацестинские источники.Источники используют для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний. Сероводород раздражает нервные окончания кожи, расширяя мелкие кровеносные сосуды, улучшая кровообращение в тканях, т.е. производит их питание. Также он нормализует артериальное давление, нервную систему, улучшает работу сердца.

Бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц, не только ядовит, но и коварен: при очень высоких концентрациях он уже после первых вздохов блокирует обонятельный нерв, и человек перестает чувствовать этот запах после того, как тот «ударил в нос» Смертельная концентрация этого газа в воздухе очень мала - всего 0,1%. Такое количество сероводорода может привести человека к летальному исходу за 10 минут.Стоит лишь немного увеличить концентрацию - и смерть наступает мгновенно,после первого вздоха. Для примера: в канализационной системе концентрация сероводорода иногда достигает 16%.Плохо растворим в воде. Тяжелее воздуха.

5. Воздействие кислотных дождей на здания и памятники

Распространенные природные материалы, используемые для строительства зданий и памятников, включают песчаник, известняк, мрамор и гранит. Кислотные дожди в какой-то степени разъедают все эти материалы и ускоряют естественное разложение. Известняк и мрамор растворяются в кислотах. Когда сернокислотный дождь попадает на эти статуи, реакция серной кислоты с карбонатом кальция приводит к образованию сульфата кальция и углекислоты. Углекислота далее распадается на воду и углекислый газ. Сульфат кальция растворим в воде, поэтому смывается со статуи или скульптуры. К сожалению, из-за кислотных дождей детали статуи исчезают, так как камень буквально смывается.

В соответствии с официальными данными, под негативным воздействием экологических факторов в 2009 г. в России находилось более 35,1 тыс. памятников истории и культуры, в том числе под воздействием факторов естественного происхождения - около 9,7 тыс., а факторов антропогенного происхождения - около 25,4 тыс. объектов. Эти данные свидетельствуют о сохранении высокого уровня подверженности памятников негативному воздействию экологических факторов, преимущественно за счет антропогенных факторов. Фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы, машины - все подвергается воздействию кислотных дождей. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.