Развитие проектных навыков у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, младшие школьники


В условиях современного общества активно осуществляется реализация в разных сферах жизнедеятельности человека различных новых технологий, в связи с чем к образованию предъявляется ряд новых требований. Быстрый рост потока информации, развитие современной техники и технологий привело к смене образовательной парадигмы, изменению задач, решаемых в современных образовательных учреждениях. Актуальным на современном этапе представляется личностное развитие школьников, создание условий, в которых будет успешнее формироваться активная жизненная позиция. Реализация данной задачи обеспечивается через развитие проектных навыков школьников уже в начальной школе.

Одно из значимых требований ФГОС НОО - формирование у обучающихся умения учиться, а также умения организовывать свою деятельность, что в целом представляет собой принятие, сохранение цели, следование ей в учебной деятельности, планирование предстоящей деятельности, ее контроль и оценка, взаимодействие со сверстниками в образовательном процессе. Проектные умения и навыки также включают постановку цели, планирование деятельности, осуществление практической деятельности, контролирование и оценивание деятельности, презентацию результатов деятельности.

Проектные навыки наиболее успешно развиваются в младшем школьном возрасте, т.к. на данном возрастном этапе основные новообразования - произвольность психических процессов, становление рефлексии и внутреннего плана деятельности; за счет данных новообразований осуществляется саморегуляция поведения, что ведет к росту целенаправленности поведения.

Проектная деятельность является эффективным средством формирования важных умений и навыков: в процессе группового взаимодействия младшие школьники работают с большим объемом информации, выполняют различные социальные роли. В проектной деятельности наиболее успешно формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия [2].

В современной литературе достаточно полно представлены теоретические аспекты планирования и организации проектной деятельности младших школьников, в частности, в работах И.А.Зимней, Е.С.Полат, Н.Б.Крыловой определены виды проектов, которые реализуются в условиях начальной школы, раскрыты и охарактеризованы организационные условия реализации проектной деятельности в образовательном процессе младших школьников, охарактеризованы проектные навыки, которые формируются у обучающихся в результате применения на практике проектной деятельности. Несмотря на разработанность рассматриваемой проблемы, дальнейшей разработки и уточнения требуют методические аспекты развития проектных навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

В процессе реализации проектной деятельности:

  • реализуется личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников;
  • организуется взаимодействие обучающихся в группах в рамках групповой деятельности;
  • происходит развитие навыка самовыражения, самопрезентации, рефлексивных навыков;
  • развивается самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество;
  • обеспечивается интеграция знаний, умений и навыков из различных дисциплин [3].

В любой исследовательской работе младших школьников выделяются следующие этапы:

  • на подготовительном этапе определяется тема проектной деятельности, формулируются цель и задачи, определяются источники информации, выбираются критерии оценивания;
  • на основном этапе работы обучающимися под руководством учителя разрабатывается проект (собирается и уточняется информация);
  • на заключительном этапе организуется защита проектов [5].

В современной начальной школе проектная деятельность может быть организована в рамках всех изучаемых школьниками предметов. На примере организации и проведения уроков технологии представим особенности развития проектных умений младших школьников.

В структурном отношении в рамках проведения уроков технологии обеспечивается реализация модели, которая отражает простейший технологический процесс, при этом работа с обучающимися строится поэтапно: на мотивационном этапе сообщаются цели и задачи урока, рассматривается и анализируется образец, эскиз или рисунок; на организационном этапе проводится планирование предстоящей работы, инструктаж, проговариваются правила техники безопасности, организуется рабочее место; на практическом этапе школьники выполняют самостоятельную работу, трудовые действия контролируются и корректируются, оцениваются способы обработки, разметки и сборки; на контрольно-оценочном этапе подводятся итоги и оценивается конечный результат деятельности. Данная структура урока технологии позволяет организовать проектную деятельность школьников, обеспечивает реализацию их способностей и развитие проектных навыков [1].

Представленная выше модель, иллюстрирующая технологический процесс, представляет собой структуру проектных навыков, при этом происходит их перенесение из трудовой деятельности как общеучебных умений и навыков в проектную деятельность.

Работа по развитию проектных навыков младших школьников начинается уже в первом классе. На уроках технологии обучающиеся выполняют эскизы изделий, при этом широко используются шаблоны; школьников учат разделению процесса изготовления изделия на этапы, планированию предстоящей работы, подбору необходимых инструментов и материалов. Во 2-4 классах данная работа продолжается, школьникам становится доступным выполнение самостоятельных работ, либо требуется незначительная помощь учителя [4].

Вместе с развитием у обучающихся 2-4 классов проектных навыков (навыков целеполагания, рефлексии, планирования деятельности и т.д.), реализуются проекты: 3 класс (второе полугодие) один проект/исследование, 4 класс - два проекта/исследования.

В качестве примеров приведем задания, направленные на развитие проектных навыков младших школьников.

Задание 1.

Цель: развитие навыка целеполагания.

- Какая цель урока была поставлена? Какие задачи оказали помощь в достижении цели урока?

- Продолжи предложения: «Сегодня на уроке я научился…», «Необходимо еще поработать над …».

Задание 2.

Цель: развитие навыка работы с информацией.

- Рассмотри модель (дом, грузовик, цветок и др.). Ответь на вопросы.

  1. Что это за предмет?
  2. Какой цвет предмета?
  3. Из каких материалов сделан этот предмет?
  4. Из какого количества деталей состоит предмет?
  5. Какова форма и размер предмета?
  6. Где данный предмет может применяться?
  7. Какого цвета может быть этот предмет?
  8. Из каких материалов можно изготовить данный предмет?
  9. Может ли данный предмет быть другой формы, размера?
  10. Где еще можно использовать предмет?

Задание 3.

Цель: развитие навыка презентации полученного продукта.

Ответь на вопросы с опорой на схему.

  • Что такое развертка, зачем нужна? Какие ошибки могут быть допущены при изготовлении развертки?
  • Что такое декор? Какие изменения происходят с изделием при декорировании?
  • Каковы отличия конструкции и модели? Какие соединения бывают при креплении деталей? и др.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС важным представляется решение задачи развития проектных навыков младших школьников. Работа по развитию проектных навыков начинается с начала обучения в школе и продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Учителем планируется и организуется работа, направленная на развитие навыков целеполагания, планирования, презентации продуктов деятельности и т.д. На примере уроков технологии были представлены методические аспекты развития проектных навыков младших школьников.

Список литературы

  1. Алмазова И.Г., Ларских З.П., Ларских М.И., Числова С.Н. Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - №2 (34). - С. 49-55.
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В.Матяш. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  4. Олейник О.В. Проектная деятельность: 2-4 классы / О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. - М.: Вако, 2015. - 368 с.
  5. Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т.24. - №183. - С. 148-155.