В условиях современного общества активно осуществляется реализация в разных сферах жизнедеятельности человека различных новых технологий, в связи с чем к образованию предъявляется ряд новых требований. Быстрый рост потока информации, развитие современной техники и технологий привело к смене образовательной парадигмы, изменению задач, решаемых в современных образовательных учреждениях. Актуальным на современном этапе представляется личностное развитие школьников, создание условий, в которых будет успешнее формироваться активная жизненная позиция. Реализация данной задачи обеспечивается через развитие проектных навыков школьников уже в начальной школе.
Одно из значимых требований ФГОС НОО - формирование у обучающихся умения учиться, а также умения организовывать свою деятельность, что в целом представляет собой принятие, сохранение цели, следование ей в учебной деятельности, планирование предстоящей деятельности, ее контроль и оценка, взаимодействие со сверстниками в образовательном процессе. Проектные умения и навыки также включают постановку цели, планирование деятельности, осуществление практической деятельности, контролирование и оценивание деятельности, презентацию результатов деятельности.
Проектные навыки наиболее успешно развиваются в младшем школьном возрасте, т.к. на данном возрастном этапе основные новообразования - произвольность психических процессов, становление рефлексии и внутреннего плана деятельности; за счет данных новообразований осуществляется саморегуляция поведения, что ведет к росту целенаправленности поведения.
Проектная деятельность является эффективным средством формирования важных умений и навыков: в процессе группового взаимодействия младшие школьники работают с большим объемом информации, выполняют различные социальные роли. В проектной деятельности наиболее успешно формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия [2].
В современной литературе достаточно полно представлены теоретические аспекты планирования и организации проектной деятельности младших школьников, в частности, в работах И.А.Зимней, Е.С.Полат, Н.Б.Крыловой определены виды проектов, которые реализуются в условиях начальной школы, раскрыты и охарактеризованы организационные условия реализации проектной деятельности в образовательном процессе младших школьников, охарактеризованы проектные навыки, которые формируются у обучающихся в результате применения на практике проектной деятельности. Несмотря на разработанность рассматриваемой проблемы, дальнейшей разработки и уточнения требуют методические аспекты развития проектных навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
В процессе реализации проектной деятельности:
- реализуется личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников;
- организуется взаимодействие обучающихся в группах в рамках групповой деятельности;
- происходит развитие навыка самовыражения, самопрезентации, рефлексивных навыков;
- развивается самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество;
- обеспечивается интеграция знаний, умений и навыков из различных дисциплин [3].
В любой исследовательской работе младших школьников выделяются следующие этапы:
- на подготовительном этапе определяется тема проектной деятельности, формулируются цель и задачи, определяются источники информации, выбираются критерии оценивания;
- на основном этапе работы обучающимися под руководством учителя разрабатывается проект (собирается и уточняется информация);
- на заключительном этапе организуется защита проектов [5].
В современной начальной школе проектная деятельность может быть организована в рамках всех изучаемых школьниками предметов. На примере организации и проведения уроков технологии представим особенности развития проектных умений младших школьников.
В структурном отношении в рамках проведения уроков технологии обеспечивается реализация модели, которая отражает простейший технологический процесс, при этом работа с обучающимися строится поэтапно: на мотивационном этапе сообщаются цели и задачи урока, рассматривается и анализируется образец, эскиз или рисунок; на организационном этапе проводится планирование предстоящей работы, инструктаж, проговариваются правила техники безопасности, организуется рабочее место; на практическом этапе школьники выполняют самостоятельную работу, трудовые действия контролируются и корректируются, оцениваются способы обработки, разметки и сборки; на контрольно-оценочном этапе подводятся итоги и оценивается конечный результат деятельности. Данная структура урока технологии позволяет организовать проектную деятельность школьников, обеспечивает реализацию их способностей и развитие проектных навыков [1].
Представленная выше модель, иллюстрирующая технологический процесс, представляет собой структуру проектных навыков, при этом происходит их перенесение из трудовой деятельности как общеучебных умений и навыков в проектную деятельность.
Работа по развитию проектных навыков младших школьников начинается уже в первом классе. На уроках технологии обучающиеся выполняют эскизы изделий, при этом широко используются шаблоны; школьников учат разделению процесса изготовления изделия на этапы, планированию предстоящей работы, подбору необходимых инструментов и материалов. Во 2-4 классах данная работа продолжается, школьникам становится доступным выполнение самостоятельных работ, либо требуется незначительная помощь учителя [4].
Вместе с развитием у обучающихся 2-4 классов проектных навыков (навыков целеполагания, рефлексии, планирования деятельности и т.д.), реализуются проекты: 3 класс (второе полугодие) один проект/исследование, 4 класс - два проекта/исследования.
В качестве примеров приведем задания, направленные на развитие проектных навыков младших школьников.
Задание 1.
Цель: развитие навыка целеполагания.
- Какая цель урока была поставлена? Какие задачи оказали помощь в достижении цели урока?
- Продолжи предложения: «Сегодня на уроке я научился…», «Необходимо еще поработать над …».
Задание 2.
Цель: развитие навыка работы с информацией.
- Рассмотри модель (дом, грузовик, цветок и др.). Ответь на вопросы.
- Что это за предмет?
- Какой цвет предмета?
- Из каких материалов сделан этот предмет?
- Из какого количества деталей состоит предмет?
- Какова форма и размер предмета?
- Где данный предмет может применяться?
- Какого цвета может быть этот предмет?
- Из каких материалов можно изготовить данный предмет?
- Может ли данный предмет быть другой формы, размера?
- Где еще можно использовать предмет?
Задание 3.
Цель: развитие навыка презентации полученного продукта.
Ответь на вопросы с опорой на схему.
- Что такое развертка, зачем нужна? Какие ошибки могут быть допущены при изготовлении развертки?
- Что такое декор? Какие изменения происходят с изделием при декорировании?
- Каковы отличия конструкции и модели? Какие соединения бывают при креплении деталей? и др.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС важным представляется решение задачи развития проектных навыков младших школьников. Работа по развитию проектных навыков начинается с начала обучения в школе и продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Учителем планируется и организуется работа, направленная на развитие навыков целеполагания, планирования, презентации продуктов деятельности и т.д. На примере уроков технологии были представлены методические аспекты развития проектных навыков младших школьников.
Список литературы
- Алмазова И.Г., Ларских З.П., Ларских М.И., Числова С.Н. Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - №2 (34). - С. 49-55.
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В.Матяш. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
- Олейник О.В. Проектная деятельность: 2-4 классы / О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. - М.: Вако, 2015. - 368 с.
- Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т.24. - №183. - С. 148-155.