Развитие связной речи дошкольника методом наглядного моделирования

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система: находящаяся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом; способная замещать его в определенных отношениях; дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте. (слайд 2)

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А именно: (слайд 3)

  • наглядное моделирование облегчает детям с ТНР овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
  • приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Для детей с нарушением речи характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи, и в связи с этим нарушение познавательной сферы становится все больше. Таким образом, при работе с детьми с ТНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка познавательно-речевого развития. Преобладающим направлением совершенствования образовательного процесса обучения детей с речевыми нарушениями является использование наглядного моделирования.

В связи с этим мы поставили перед собой цель: развивать у детей познавательную деятельность и связную речь с помощью использования метода моделирования, включая в работу схемы, схемы-модели. (слайд 4)

Для достижения цели определили следующие задачи: (слайд 5)

  1. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
  2. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  4. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.

Практическая реализация данных задач требует использования схем-моделей на каждом этапе работы.

Использовала методики Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьевой и свои собственные.

Обучение постановке вопросов всегда вызывает сложность у детей с ОВЗ. (слайд 6,7)

Включение наглядных моделей в коррекционный процесс обучения содействовало закреплению понимания значений частей речи, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При помощи схем дети знакомились с предложениями различного вида и учились составлять предложения. Глядя на схему, дети понимали, как надо начать и закончить предложение, из скольких слов оно состоит. Например: «Придумай предложение по данной схеме». «Сколько слов в предложении?». (слайд 8)

Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, в работе также использовали модели, так как монологическая речь детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Следующий этап - это работа над умением составлять рассказы. На данном этапе использовали модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. (Слайд 9) Формирование связной речи по предметно-графическому плану В.К.Воробьевой. (слайд 10-13)

Сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой (слайд14)

В качестве моделирования использовали модели (схемы) для составления описательных рассказов.

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко. (слайд 15-16)

Схемы применяли разного вида:

  • описание предмета;
  • описание объекта;
  • описание игрушки.

Вначале предлагала детям схемы, где они должны были определить материал, цвет, форму и т.д. Например, «Опиши игрушку», «Угадай вид посуды».

Также использовала наглядные модели при заучивании стихотворений, составлении загадок, рассказывании сказок, заучивании стихотворений. Например, «Отгадай загадку», «Расскажи сказку, стихотворение», «Придумай рассказ» и др.(слайд 17-22)

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  • Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают свои вопросы.
  • Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  • Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  • У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
  • Дети научились самостоятельно, глядя на схемы, придумывать загадки, сказки.

На основе проделанной работы определила, что метод наглядного моделирования имеет много плюсов, среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служит дополнительной основой для исправления звукопроизношения, формирования фонологических компетенций и, конечно же, развития связной речи.