Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Урок с использованием электронного учебника

Ключевые слова: ЭОР


Современная государственная политика в области образования поддерживает расширение использования в практике преподавания цифровых технологий и электронных средств обучения.

Сегодня в общеобразовательных школах России цифровые технологии используются в разных аспектах: учителями русского языка и литературы - для повышения уровня профессиональной квалификации и фрагментарно на уроках, учащимися - в основном при выполнении домашней работы. [1]

Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. [2]

В распоряжении педагога находится огромное количество образовательных порталов. На данных ресурсах размещены материалы для создания интересных уроков, материалы для подготовки к итоговой и текущей аттестации, различные справочные материалы.

Одним из таких ресурсов является сайт Joyteka.com. Платформа была создана в 2018 году под названием Learnis.ru. В 2022 году сайт был переименован. Сайт предоставляет возможность пройти квесты, викторины, игры. На платформе представлено пять онлайн-сервисов, с помощью которых можно создавать задания:

  • образовательная игра «Квест»: ученикам предстоит выбраться из комнаты, решая задания;
  • веб-сервис «Видео»: можно добавлять вопросы и комментарии на нужные секунды видео;
  • сервис проверки знаний «Тест»: необходимо заполнить вопросы и ответы, а сервис сформирует удобный формат для учеников и настроит автопроверку ответов;
  • игра в «Термины»: ученики будут объяснять друг другу сложные термины в формате игры Alias;
  • интеллектуальная игра «Викторина»: проводится по правилам «Своей игры».

Другим замечательным интернет-ресурсом является сайт уроков русского языка «Могу писать», созданный в 2012 г. учителем русского языка Юлией Фишман. Для повышения грамотности письма и речи здесь есть различные сервисы, как платные, так и бесплатные. Например, один из бесплатных сервисов - онлайн-тренажёр для запоминания слов с трудным правописание, собранных в разделы: «Словарь по алфавиту», «Тематические группы», «Слова на правило», «Слова по классам».

На «Могу писать» выложены многочисленные интерактивные упражнения, тесты, записи словарных и текстовых диктантов. Еженедельно проводятся десятки вебинаров. Один из проектов сайта - открытые лекции для учителей и родителей. На бесплатных вебинарах специалисты рассказывают об особенностях работы с дисграфиками и дислексиками. На форуме сайта бесплатно проверяются сочинения пользователей.[3]

Прекрасным источником разнообразных интерактивных заданий является сайт LearningApps.org. Данный сайт представляет собой бесплатный онлайн-сервис, разработанный в Германии. С его помощью можно самостоятельно составлять приложения с целью проверки и закрепления уже полученных знаний. Сайт можно использовать на уроках в российских школах, так как он полностью переведён на русский язык. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения педагогом. На портале имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам и классам. Если зарегистрироваться сайте, то можно создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка «Создать подобное приложение». Все созданные педагогом приложения, а также упражнения, выбранные из готовых, сохраняются в личном кабинете (кнопка «Мои приложения»). Сервис помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные пути изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. На сайте представлено более 30 различных интерактивных видов упражнений, 5 из них в форме игры для 2-4 участников. [4]

При отборе цифровых технологий в целях преподавания русского языка и литературы необходимо идти от количества к качеству. Специфика предметов заставляет задуматься о главенствующей роли формирования навыков письменной речи, которая не может полностью происходить в цифровой среде. Учителю-филологу важно разумно пользоваться цифровыми технологиями, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно-коммуникационные технологии, уметь планировать уроки русского языка и литературы так, чтобы современные школьники могли пользоваться всеми возможностями информационно-образовательной среды, изучая в школе русский язык и литературу. Только в этом случае будет создана мотивация обучающихся к изучению предметов, произойдет приобщение к чтению художественных произведений, что повысит качество их филологического образования, активизирует работу на уроках. [1]

Список использованных источников

  • Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И.В., Шамчикова В.М., Макаров М.И.]; под ред. И.В.Усковой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - 200 с.
  • Ягудина, Р.И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы / Р.И.Ягудина. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 89-91.
  • Могу писать [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/dir/mogu_pisat/2-1-0-228 (дата обращения: 11.12.2022)

4. LearningApps.ru [Электронный ресурс]// Официальный сайт Лернинг Апс на русском языке - URL: https://learningapps.ru/ (дата обращения: 11.12.2022)