Урок-игра по химии «Химория». 8-й класс

Разделы: Химия, Работа с родителями

Класс: 8

Ключевые слова: урок-игра


Тип урока: Закрепление изученных понятий по разделу «Первоначальные химические понятия».

Форма: Интеллектуально-познавательная игра-путешествие.

Цели:

Образовательная цель:

  • способствовать систематизации и обобщению первоначальных химических понятий; развитие познавательной активности на уроках химии.

Коррекционно-развивающая цель:

  • коррекция и развития аналитико-синтетической сферы: повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля; формирование конструктивного мышления на основе перевоплощения и перераспределения зрительного и слухового восприятия; развитие навыков сосредоточенности на поставленной цели.

Воспитательная цель:

  • расширить кругозор учащихся о химических явлениях в жизни человека, просмотреть историю химии в разных сферах человеческой деятельности; формировать нравственные качества личности, ответственность за совершенные поступки, действия и слова.

Прогнозируемый результат мероприятия: повышение нравственных ориентиров семейного воспитания, понимание возрастных особенностей ребенка, повышение собственной ответственности за возложенные поручения, обязанности.

Оформление кабинета:

  • название игры «Химория»;
  • бумажные баллы «Химорины»;
  • цветные полоски (красная, черная, белая, синяя, зеленый, желтая, серая) и ватман с нарисованными эскизами кристаллов (по количеству команд);
  • кристалл конической формы (с цветными полосками);
  • сюжетные картинки: сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок»;
  • Египетские женщины, росписи зданий;
  • пещерные рисунки;
  • Портретная галерея: Ж.Пруст (1754-1826), М.В.Ломоносов (1711-1765); П.П.Ершов (1815-1869); Д.И.Менделеев (1834-1907);
  • Уральские горы.

Оборудование:

  • ПК, проектор,
  • лабораторное оборудование по количеству команд (колбы: коническая, плоскодонная, круглодонная; спиртовка; штатив для пробирок; пробирки; стеклянная палочка; фарфоровая ступка);
  • листы ватмана для ответов;
  • фломастеры;
  • простые карандаши;
  • вещества, используемые в быту (крахмал, поваренная (крупнокристаллическая) соль, медный купорос, раствор уксуса, сода питьевая, красный фосфор (головки спичек), парафин (части свечи), сахар, мел).

Программное обеспечение: презентация PowerPoint.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Прогнозируемый результат мероприятия: повышение нравственных ориентиров семейного воспитания, понимание возрастных особенностей ребенка, повышение собственной ответственности за возложенные поручения, обязанности.

Подготовительный этап мероприятия:

  • пригласить родителей и администрацию школы на мероприятия в рамках урочной деятельности; опросник для родителей (выявление значимости их участия в жизни класс и школы; общение с ребенком на территории школы);
  • инструктаж по технике безопасности с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выбор названия команд, распределение родителей (законных представителей), в команды по интересам; класс делится на одинаковое количество участников, в группах;
  • подготовка видеосюжета, по желанию родителей (задание «Секреты приготовления крахмала»);
  • повторить раздел «Первоначальные химические понятия»: металлы и неметаллы, электропроводимость металлов; физические свойства веществ (вода, поваренная соль, уксусная кислота, сахар, крахмал); происхождение термина «химия»; направления развития «зеленой» химии; относительные атомные массы химических элементов;
  • работа с новыми понятиями: формула малахита; найти способ, как отличить поваренную соль и питьевую соду не пробуя на вкус;

Методы обучения: частично-поисковый и репродуктивный метод.

Структура мероприятия

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Ориентировочно-нацеливающий этап.
  4. Операционно-исполнительный этап с валеологической разминкой.
  5. Рефлексивно-оценочный этап.
  6. Домашняя работа.

Ход мероприятия

I. Организационный этап мероприятия

Задание «Радуга настроения». Учащиеся наклеивают бумажные полоски на ватман на кристаллы (по числу команд). Название кристаллов соответствуют названию команд.

Учитель: Приветствует команды и приглашенных родителей (законных представителей), предлагает ещё раз посмотреть на кристаллы из бумажных полосок, и загадать общее командное желание. Участники игры записывают желание команды и приклеивают рядом с именными кристаллами.

II. Мотивационно-конструктивный этап

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-загадка, урок-путешествие, это урок занимательной химии!

Цель урока: повторить и закрепить полученные первоначальные понятия, знания по химии.

Сегодня, наши кристаллы,
Горят как наши сердца,
Пусть сбудутся ваши желания,
А нам уже в путь пора!

Запускается презентация.

Слайд №1. Вращающийся кристалл, такой же кристалл появляется на столе учителя. Внезапный стук в дверь.

Слайд №2. Возникают слова, как из тумана: «Мы перемещаемся в прошлое», гаснет свет экрана, и незнакомый голос, произносит:

«Каждая строчка стихотворения вам поможет приблизиться к заветному кладу знаний, который находится в незнакомом мире под названием «Химория».

«Химория» - выдуманная страна, страна, хранительница знаний по химии. Результат хороших знаний по химии, правильные ответы, за которые участники будут получать баллы. «Химорины» - это баллы, за игру. Действие кристалла подчиняется законам постоянства состава и сохранению массы веществ.

III. Ориентировочно-нацеливающий этап

Учитель предлагает участникам команд объяснить, каким же образом мы вернемся «назад в настоящее», используя смысл известных законов формулированных учеными: французским ученым Ж.Прустом и русским ученым М.В.Ломоносовым? (Портретная галерея ученых). Учащимся необходимо вспомнить формулировки законов, и объяснить смысл игры.

Главный вывод: Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна масса образовавшегося вещества совместно с законом постоянства состава, где каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный состав, помогут командам вернуться «назад в настоящее», если количество набранных баллов будет одинаковым у всех команд. Итог игры будет стремиться к нулю. Вы скажите, что в любой игре важна победа, но так ли это?

Догадки участников команд:

  • Главное не победа, главное участие;
  • Не быть лучшим, быть как все;
  • Победителей не судят и много других ответов.

Пояснение учителя: «Химория» - страна сказочная, а как в любой сказке побеждает любовь, дружба, взаимовыручка, честность!

IV. Операционно-исполнительный этап

«Зеленый луг» - иллюстрация слайда. Слайд №3.

Строчки стихотворения:

Здесь растет зеленая трава,
Цветут луга и много солнечного света.

Задание №1. Учитель предлагает командам вспомнить известные формулы газообразных веществ и написать их. Ответы записывают на ватмане для ответов, которые находятся на партах. Возможные ответы: углекислый газ, кислород, водород, азот, угарный газ, сероводород. За правильные ответы учащиеся получают баллы - «химорины».

«Лес, окутанный туманом» - иллюстрация слайда. Слайд №4.

Сегодня очень, очень тихо,
Сном окутан темный лес.

Задание №2. Природные явления. Слайды №5-8.

Учитель показывает разные природные явления (химические, физические), учащиеся записывают увиденные примеры на группы. Примеры имеют нумерацию, с пояснениями.

  • Гром и молнии.
  • Таяние сосулек на крышах.
  • Горение костра.
  • Пример, пустой слайд.

Учитель, просит записать собственный пример, в недостающую группу.

Ответы:

  • Физические явления: №1 (гром и молнии); №2 (таяние сосулек).
  • Химические явления: №3 (горение костра); №4 (пример учащихся).

Пример, подсказка. Слайд №8. Зеленый налет на медных изделиях.

«Огонек в ночи». Слайд №9.
Лишь огонек бежит по лесу,
Оставляя яркий свет.

«Эпизод из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Огонек, горит светлее
Горбунок бежит скорее
Вот уж он перед огнем
Светит поле словно днем
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.

Задание №3. Расположите химические элементы в нужной последовательности, в представленном ряду - «Галерея химических элементов»: серебро, золото, медь, алюминий, кислород. Объясните, свой ответ.

Дополнительный вопрос: Какой химический элемент «лишний» в представленной группе?

Ответ: Электропроводимость металлов: золото, серебро, медь, алюминий; лишний - кислород, неметалл.

«Полет сказочной ступы». Слайд №10.
Вот ветер поднялся,
И все зажмурили глаза,
Из-за леса на нас летит,
Странная с виду игрушка.
С виду она как кадушка,
Нет совсем одной ноги
Без крыльев аппарат летает,
Общественный транспорт заменяет.

О каком транспорте идет речь? Ответ: Ступа.

Задание №4. Задание, очень простое, хоть ступа сказочный летательный аппарат, но в химической лаборатории, очень много интересного. Учащиеся подписывают лабораторное оборудование, на соседних столах.

«Пиршественные столы с угощениями и сладостями». Слайд №11.

В Химории рады гостям,
Нам столы накрывают,
Нас угощают и приговаривают.
Эта скатерть в сказке - чудо,
Даст к столу любое блюдо:
Фрукты, мясо, каравай.
Что за скатерть угадай?

Ответ: Скатерть-самобранка.

Задание №5. Угадать незнакомые вещества, используя известные правила и приемы обращения с незнакомыми веществами; лабораторным оборудованием. При необходимости учащиеся могут провести эксперимент.

На столах вещества: Крахмал, поваренная (крупнокристаллическая) соль, медный купорос, раствор уксуса, сода питьевая, красный фосфор (головки спичек), парафин (части свечи), сахар, мел.

Ответ учащихся, домашняя заготовка. Чтобы отличить соду от поваренной соли, не пробуя на вкус, надо: добавить воду и размешать; налить небольшое количество аммиачного раствора; смочить каждое вещество уксусом и добавить 2-3 капель мыльного раствора. Крахмал растворяется в холодной воде, в горячей образует клейстер. Если потереть то образует характерный «скрип». В примерах приводятся физические свойства веществ.

Валеологическая разминка. Изобразить мини-сюжеты. Главное условие участвуют все члены команд. Варианты мини-сюжетов: искатели золота; стеклодувы; добыча каменного угля; разные агрегатные состояния воды (изображают молекулы воды).

Задание №6..Гость из Химории. Слайд №12. Клубни картофеля.

В Химории растет необычный овощ, но в холодное время, он почему-то становится сладким? Где у вас применяют эти необычные свойства овощной культуры?

Ответ: Картофельный крахмал. Картофель становится сладким, так как крахмал при низких температурах разрушается и превращается в сахар.

Задание №7. Секреты приготовления крахмала. Видеофрагмент (родительские заготовки для урока). В увиденном видеоматериале родители задают вопросы участникам команд.

Оборудование: терка, сито (дуршлаг), различные емкости (кастрюли, эмалированные миски).

Ход опыта

Очищенный, хорошо вымытый крупный клубень картофеля измельчите на мелкой терке. Полученную массу переложите в мелкое сито или дуршлаг и промойте холодной водой. Эту операцию надо производить над какой-либо глубокой емкостью, например над кастрюлей. Вы получаете мутную взвесь. Накройте кастрюлю чистой крышкой и оставьте на некоторое время. Осторожно слить воду.

Вопросы: Как называется полученный раствор? Выбор ответа: однородный, неоднородный, гомогенный, гетерогенный. Какие способы очистки применили при получении крахмала?

Ответ: Отстаивание. Фильтрование.

Здесь в Химории вода как хрусталь чиста,
Она как льдинка, она как капелька, она как снежинка,
Всем дорога!

Задание №8. «Вода в разных агрегатных состояниях». Слайд №13.

Химический стакан с холодной водой и плавающими кусочками льда.

Почему плавают кусочки льда в холодной воде? Почему снежинки плавать не умеют? Пояснения для участников игры, вспомнить физические свойства веществ (растворимость в воде, плотность).

Местные жители Химории
Они очень любят рисовать,
Им сердцу дорогие украшения,
И очень верят в приметы.

Задание №9. История «Карандаша»

Слово карандаш происходит от тюркских слов «кара» (черный) и «таш» камень. Углем рисовали ещё в каменном веке. Росписи пещеры Альтамира в Испании, созданные 20 тыс. лет назад, выполнены охрой, мелом и углем. Охра - это соединения железа и глины. На Руси долгое время сажа, уксус, мел, чеснок, верно, служили русским художникам.

Учитель просит участников игры закрыть глаза и представить следующие цвета, из строчек стихотворения.

Химория рада любому цвету,
Цвет - это символ, настроений, желаний,
Местные жители, рады поделиться,
Тайнами цвета.
Узнаем от них, что они означают.
Цвет красный - цвет любви;
Черный цвет - тревоги и тоски;
Белый цвет - цвет радости, надежды;
Синий цвет - несет добро и мир;
Серый цвет - цвет безразличия к делам, отсутствие мечты;
Зеленый цвет - цвет мечтаний;
Желтый цвет - спокойствие в душе.
Глаза открываются, игра продолжается.
Химория - страна тайн.

И это задание связано с тайнами Древнего Египта.

Задание №10

С каким цветом ассоциируется предмет химия? Объясните происхождение слова. Ответ: Происходит от древнеегипетского «кхем», что означает «черный».

Жители Химории интересуются зеленой химией и активно её применяют в своих делах. Какую химию называют зеленой и почему?

Иллюстрация деятельности человека, загрязнение окружающей среды. Слайд №14.

Ответ: Новые технологии безопасные для природы, технологии очистки и защиты окружающей среды. Слайд №15. Безотходные производства.

Задание №11. История «Малахита»

Наводящий вопрос: На Урале 3,5 тыс. лет назад из малахита получали медь, железо или алюминий?

В Дремнем Египте малахит использовали для отделки интерьеров зданий, из него из него изготовляли ювелирные изделия и амулеты. Красной, приготовленной из тонкого растертого малахита, богатые египтянки обводили глаза. С какой целью они это делали?

Ответ: Это выполняло и защитную функцию: пылинки не попадали в глаза, прилипая к густой краске.

Химория просит посчитать набранные учащимися «химорины». И обнулить набранные баллы, за счет следующего задания:

Задание №12. Волшебное ожерелье Химории

Графический диктант.

Задание повторить знаки химических элементов, вспомнить относительную атомную массу химических элементов.

На обратной стороне «химорин», заработных баллов были написаны названия химических элементов (или относительная атомная масса химических элементов), учащиеся вспоминают и записывают химические знаки.

Задание №13..Загадочная страна прощается с участниками игры

Необычным способом.

Дополните смыслом или вспомните окончание фразы.

- Куй металл, пока горячий (Куй железо пока горячо);

- Не всякая драгоценность блестит (Не всё то золото, что блестит);

- Слово - металл с относительной атомной массой 108, а молчание - равно в химии - 197. (Слово - серебро, а молчание - золото);

- «Белая смерть» всему голова (Хлеб да соль всему голова).

Слайд №16. Кристалл из Химории исчезает, остается только кристалл на столе учителя.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Команды подводят итоги. Выбирают задания, которые им понравились? Называют задания, которые им показались наиболее трудными? Отмечают учащихся, которые давали правильные ответы, и помогали остальным. Одобрение должны получить и те ученики, которые нашли неординарное решение задания, и те, которые сумели выйти из мыслительного тупика, пусть даже их решение не было оригинальным. Родители берут слово от каждой команды (с пожеланиями в учебе; отмечают особенности игры). Выставление оценок. Общая оценка: командная. Оценки участникам игры. Учащиеся выбирают по одному разноцветному смайлику, простыми карандашами, дорисовывают недостающие части (глазки, улыбку) и приклеивают рядом с кристаллами своих команд. Выставляются отметки за урок.

Учитель: Мероприятие подходит концу, но мы не прощаемся, мы говорим друг другу до новых встреч, на уроках химии.

VI. Домашняя работа

Учащиеся получают домашнее задание: «Как вырастить кристаллы дома». Первый способ: веточки, покрытые «белым инеем» из поваренной соли. Второй способ, выращивание крупных кристаллов из медного купороса.

Список литературы

  1. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.: ил.
  2. В мире природы, истории и литературы: сборник загадок / М.П.Филипченко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 472с.