Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Наряду с группами общеразвивающей направленности в нашем детском саду функционирует группа для детей со сложным дефектом. Эту группу посещают 7 детей-инвалидов со сложной структурой дефекта. 1 ребенок с диагнозом РАС, 2 ребенка с диагнозом ДЦП,

Для них обеспечены специальные условия, без которых невозможно или затруднено получение дошкольного образования. Образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного образования и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда (специальный многофункциональный стол, прозрачный мольберт, панель-лабиринт «Рисуем ногами», пособие «Сырный ломтик», центр «Песок-вода» и другие), проводятся индивидуальные коррекционные занятия.

Одним из главных условий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является включение родителей в процесс сопровождения ребенка. Ведь даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в той системе нет места семье. В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, существуют свои особенности, свой психологический климат, который либо способствует реабилитации, либо наоборот, тормозит ее. Большинство семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в решении своих проблем в повседневной жизни зачастую сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Им необходимо общение с семьями, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, которые пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности и личной заинтересованности; людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку и семье.

Наш родительский клуб «Особый ребенок» функционирует более 10 лет. Мы стремимся создать атмосферу добра, доверия, взаимопонимания, а это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «педагог-ребенок-семья».

Заседания родительского клуба проводятся 1 раз в месяц. В начале каждого учебного года проводится анкетирование родителей, выявляются востребованные темы для обсуждения, семьи, которые готовы поделиться опытом семейного воспитания.

Главной целью родительского клуба является формирование у родителей позитивного восприятия ребенка с нарушениями в развитии.

В рамках работы родительского клуба «Особый ребенок» решаются многие задачи: психологическая поддержка родителей; развитие у родителей потребности в психолого-медико-педагогических знаниях и желания использовать их в реальном взаимодействии с ребенком; формирование у взрослых адекватного отношения к ребенку с проблемами развития; ознакомление родителей с методами и приемами коррекционно-педагогического воздействия на их ребенка, повышение педагогической компетентности.

На заседаниях родительского клуба используются активные формы взаимодействия: занятия-практикумы, дискуссии, лекции-консультации при действенном участии родителей, мастер-классы, обсуждаются жизненные ситуации, особо значимые для группы и индивидуально для каждого ребенка, разыгрываются ролевые ситуации, организуется коллективная (продуктивная) деятельность, просмотр и обсуждение видеозаписей организации разных видов детской деятельности в детском саду.

В программу работы клуба «Особый ребенок» включен цикл занятий педагога-психолога, направленный на оказание специальной психологической помощи семьям не только по вопросам воспитания, но и по вопросам восприятия, принятия особого ребенка, взаимодействия с ним, по сохранению и поддержанию психического и психологического здоровья всех членов семьи. Например, «Ваш ребенок - особенный», «Шаг навстречу», «Радостный - значит счастливый».

Большое внимание на заседаниях клуба отводится вопросам оздоровления детей. Педагоги организуют с родителями мастер-классы «Ладошка к ладошке», «Потопаем-похлопаем», где разучивают комплексы пальчиковой гимнастики, упражнения по профилактике плоскостопия, для проведения гимнастики после сна.

Рекомендации, вырабатываемые в ходе заседаний клуба, собираются в тематические газеты и предлагаются тем родителям, которые по объективным причинам не смогли принять участие в работе клуба.

В «Дни открытых дверей» родители имеют возможность позаниматься с детьми в группе, используя специальное коррекционно-развивающее оборудование:

  • Ребристую платформу для коррекции вальгусной установки стоп;
  • Тактильную дорожку для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия;
  • Следовую дорожку для развития ритма движения;
  • Параллельные брусья для обучения ходьбе;
  • Большие мячи для гашения патологических тонических рефлексов;
  • Массажные мячи, валики, колечки для развития манипулятивной и моторной функций кистей рук.

Родители активно включаются в реализацию проектной деятельности в детском саду, так в 2016 году был успешно реализован совместный проект «Равные среди равных», где дети с ОВЗ были не зрителями, а участниками всех мероприятий в рамках проекта.

По инициативе родителей организована «Домашняя игротека» и «Домашняя библиотека». Каждый ребенок или родитель не только этой группы, но и других может выбрать себе книгу или игрушку, взять домой поиграть, почитать, а затем вернуть в группу.

Родители активные помощники в организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Среда пополняется пособиями, сделанными руками родителей. Это и «Чудо-юбка», в складках которой найдется секрет для каждого, играть с ней детям можно в разных положениях - сидя, стоя, лежа; это и «волшебные подушки», и лучший друг детей «Черепаха Тортилла», на спине которой разместились разные виды игр на развитие мелкой моторики рук.

Мы с уверенностью можем сказать, что наши родители являются полноправными участниками образовательного процесса, готовы к общению и сотрудничеству, что в нашем детском саду осуществляется интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Примером социализации детей с ОВЗ и их семей является постоянное участие в городском фестивале творчества детей «Семь чудес света», участие в совместной театрализованной деятельности в детском саду, совместных праздниках и развлечениях.