Функциональная грамотность

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотной личностью называют человека, способного к постоянному саморазвитию, человека, познающего окружающий мир и умеющего жить в обществе, применять полученные знания в практических и нестандартных ситуациях.

Основные направления формирования функциональной грамотности включают в себя: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, финансовую грамотность и креативное критическое мышление.

В соответствии с развитием общества изменяется и подход к образованию. Современная школа должна сформировать у учащихся не только базовые навыки, помогающие решать повседневные задачи, но и компетенции и личностные качества, которые научают справляться с решением сложных задач и помогают справиться с изменениями окружающей среды и адаптироваться в ней. К базовым навыкам теперь относят не умение читать, писать, считать, знать правила и законы, но прежде всего осмысление чтения и письма, математическая, естественнонаучная, финансовая, культурная, гражданская и ИКТ-грамотность. Современная школа формирует следующие компетенции: критическое мышление, решение задач, креативность, умение общаться и работать в команде. Под критическим мышлением следует понимать не способность критиковать ситуацию, а способность проанализировать ее, найти оптимальный способ решения проблемы, провести должную рефлексию для подведения итогов и выводов. Без воспитания в учащихся таких качеств как: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться в окружающей среде, лидерство, творчество, социальная и культурная грамотность невозможно добиться результатов, удовлетворяющих заказ общества

Чтобы конкретнее описать ситуацию в современной школе обратимся к определению чтения, данному Л.С.Выготским. «Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем». Под функциональным чтением подразумевают чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или определенного задания, а функциональная грамотность чтения включает в себя способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, на учителе сегодня лежит большая ответственность, ведь учитель - это особый человек, который планируя ежедневно урок, решает множество поставленных задач, учитывает перспективу развития каждой личности в соответствии с современными требованиями.