Готов ли ребёнок к школе?

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовка к школе, взаимодействие с родителями, мелкая моторика, готовность к обучению


«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Современные старшие дошкольники уже владеют большим количеством информации, но она, к сожалению, в основном бессистемна. У многих детей высокий уровень самооценки, сильное ощущение своего «Я», а следовательно свободное и независимое поведение, недоверчивость к словам взрослого, сомнения «а может мне этого и не нужно». Коллективные дворовые игры заменяют компьютеры и другая техника.

В связи с этим возникает вопрос; «Как подготовить современного первоклассника?»

Готовность к школе включает в себя три тесно связанных между собой компонента: физиологическая, педагогическая и психологическая готовность.

Физиологическая готовность - это общий жизненный уровень организма ребёнка, т.е. состояние здоровья, анализаторных систем, работоспособность нервной системы, особенности развития мелкой моторики и основных движений. Для этого проходят медицинский осмотр перед школой, во время которого родители получают определённые консультации врачей.

Мы, в свою очередь, рекомендуем игры и упражнения для развития мелкой и крупной моторики. Например: игры с мячом, различного рода мозаики, конструкторы, пазлы, выполнение штриховки и др.

Большое значение имеет, правильно ли ребёнок держит карандаш, владеет ли приёмами вырезания, лепки.

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному и т.д.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  7. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  8. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Следующий компонент, плавно вытекающий из первого это педагогическая готовность. Она определяется знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Здесь остановимся на развитии речи, подготовке к обучению грамоте и формированию математических представлений.

Развитие речи включает в себя словарный запас, словообразование, звуковую культуру речи, грамматику и связную речь.

Если ребёнок в старшем дошкольном возрасте выговаривает не все звуки - нужна помощь логопеда.

Игры и упражнения на развитие словообразования и грамматического строя речи: «Один - много», «Жадина» (дети называют предметы со словами мой, моя, моё, мои), «Назови детёнышей», «Подбери как можно больше определений, слов действий» и др.

Для развития связной речи важно пересказывать простые произведения, составлять описательные и повествовательные рассказы об игрушках, предметах, по картинам, разучивать стихотворения.

Для полноценного развития ребёнка важную роль в современном обществе взяли на себя проекты: ставится задача, подбираются материалы из различных источников, систематизируются и делаются выводы. Выступление с проектом перед сверстниками и взрослыми придаёт ребёнку уверенность, заслуженное чувство гордости за достигнутые результаты.

Подготовка к обучению грамоте предполагает изучение звуков и букв. Дети знакомятся с понятиями гласные и согласные, глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки, учатся составлять фонематические схемы слов.

Формирование математических представлений включает знание плоских и объёмных геометрических фигур, умение сравнивать по величине (в том числе с помощью условной мерки), деление на равные части, ориентировку во времени (дни недели, части суток, определение целых часов на циферблате), в пространстве и на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз - здесь хорошо использовать графические диктанты), прямой и обратный счёт, состав числа из двух меньших, знакомство со знаками «+», «-», «=», «>», «<», постепенно подходим к решению задач при помощи иллюстраций (выделяем условия, вопрос, решение, т.е. пример, и ответ, строящийся по вопросу)

Но, наверное, самым важным компонентом готовности к школе является психологическая готовность.

Часто даже дети с хорошей педагогической и физиологической готовностью не сразу могут включиться в учебный процесс, т.к. не чувствуют себя настоящими школьниками:

  • не готовы выполнять требования дисциплины;
  • не умеют работать по заданному образцу;
  • выбиваются из общего темпа работы в классе;
  • не умеют налаживать отношения с одноклассниками.

Итак, психологическая готовность - это система взаимосвязанных качеств:

  • мотивация;
  • сформированность механизмов произвольной регуляции действий;
  • достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития;
  • определённый тип отношений со взрослыми и сверстниками.

Игры и упражнения на развитие психологической готовности к школе:

Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать»

Игра «Тень»

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой - его «тень». Последний старается в точности скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т.п.

Упражнение «Обведи по точкам»

Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Игра «Не пропусти растение»

Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра «Нарисуй по клеточкам»

Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.

Упражнение «Раскрась фигуры»

Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение «Зачеркни фигуры»

Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, ёлочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение ««Да» и «Нет»не говорить»

Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли­ровать свои ответы, сдерживать желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков.

Читаем серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить слово, которое является «лишним».

Примерные серии слов:
- старый, дряхлый, маленький, ветхий;
- храбрый, злой, смелый, отважный;
- яблоко, слива, огурец, груша;
- молоко, творог, сметана, хлеб;
- час, минута, лето, секунда;
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
- платье, свитер, шапка, рубашка;
- мыло, метла, зубная паста, шампунь;
- береза, дуб, сосна, земляника;
- книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Взрослый кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч водящему. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пианист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку..

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Взрослый, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?».

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.

Таким образом, можно считать, что ребёнок готов к школе если:

  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
  • принимает заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • планирует действия на достижение конкретной цели;
  • в случае затруднения обращается за помощью ко взрослому;
  • сопереживает персонажам произведений и откликается на эмоции друзей;
  • способен изменять стиль общения со взрослым и сверстниками в зависимости от ситуации;
  • планирует свои действия в соответствии с требованиями взрослого первичными ценностями «что такое хорошо и что такое плохо».

В заключение хотелось бы пожелать родителям любите своих детей, чаще проводите с ними время, играйте в разнообразные игры. Дошкольный возраст - это прежде всего игра, в которой ребёнок получает необходимые знания, умения, навыки и эмоциональный настрой на достижение успехов.