Развитие интереса к чтению

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: интерес к чтению


Общеизвестно, что навык чтения состоит из двух сторон: смысловой и технической. Безусловно, главное - понимать прочитанное. Л.В.Выгодский говорил: «Обычно думают, что понимание выше при медленном темпе чтения; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершенствуются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В своей работе по совершенствованию техники чтения я использую методы, благодаря которым процесс чтения не бывает однообразным и скучным.

В школу современные первоклассники приходят с разным уровнем подготовки: читающие и не читающие. Учителю важно, чтобы читающие совершенствовали свой навык, и в это же самое время ему необходимо вести кропотливую работу по обучению не читающих детей. На моих уроках читающие дети приносят книги из домашней библиотеки и читают самостоятельно, пока мы с группой не читающих осваиваем буквы и слоговое чтение. На этом этапе также применяю чтение в парах. Читающий ребёнок выполняет роль учителя и контролирует слабого, помогает ему. Ребята ответственно относятся к роли учителя, а их ученики старательно выполняют свою работу.

В первом и во втором классе всегда читаем хором. Можно начинать чтение небольшими группами, чтобы ребята могли слышать своих соседей и читали в унисон. Затем читаем рядами, потом весь класс. Темп чтения выбираем средний, чтобы те, кто читает медленно, подтягивались, старались успевать. Ребята, которые читают хорошо, являются ведущими. Остальные прислушиваются к ним. Такой способ чтения - находка для стеснительных ребят. Как-то я была на замене в первом классе, попросила девочку почитать. Ребята говорят: «Она у нас никогда не читает». На следующий день смотрю: при чтении хором она губами шевелит вместе со всеми. Хором читаем и по ролям. Роли распределяем между радами или группами, если ролей больше трёх.

Каждый день провожу пятиминутное чтение. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу (библиотечную), а дальше идет обычный урок. Благодаря такому чтению, ребята, которые не любят читать, невольно втягиваются. У них появляется интерес к чтению. Некоторым ребятам, благодаря этим пятиминуткам, удаётся прочитать хотя бы одну - две книги в четверть.

Мне отрадно слышать возглас недовольства, когда заканчивается время, отведённое для чтения книги.

Следующий приём - это установка на соревновательную деятельность. Каждый ребёнок видит свой результат в сравнении с другими, появляется дух соревнования «быть лучше», не отстать от других. Этот момент я использую для проведения конкурсов по чтению:

Читаем дома

Ребята ежедневно читают библиотечные книги, а родители заносят в таблицу название книги и время, потраченное на чтение. Таблички вклеиваются в дневник каждую неделю. В конце четверти подводим итоги и награждаем победителей грамотами. Я вижу счастливые лица ребят. Важно, чтобы чтение было связано с приятными эмоциями.

Читаем на каникулах

Это то же самое, что и конкурс «Читаем дома». Но оценивается он отдельно, так как на каникулах больше свободного времени и нужно приложить усилия некоторым ребятам, чтобы потратить время на чтение. Эти усилия должны быть вознаграждены. Этот конкурс проводится и во время летних каникул.

Горка

На листе ватмана нарисована трехуровневая горка. Ребята могут на нее «забраться», прочитав библиотечную книгу. От объема прочитанного зависит, на какой высоте ты окажешься. Когда ребенок заканчивает горку, он участвует в игре «Поле чудес». Ребята стараются преодолеть горку, соревнуются между собой, кто быстрее закончит, никому не хочется быть отстающим. Эта работа тоже дает свои «плоды». Благодаря горке многие ребята приобщаются к чтению, становятся активными читателями школьной и городской библиотеки. Но есть и ребята, которые читают лишь для того, чтобы поиграть в «Поле чудес». Но незаметно для себя втягиваются и преодолевают нелюбовь к чтению.

Прочитанные книги обсуждаем, ребята обмениваются, по желанию, друг с другом книгами, заинтересовавшими их. Все прочитанные книги я фиксирую в специальной тетради, предварительно прослушав рассказ каждого ребенка по содержанию книги. Кропотливая работа, выслушать каждого, занимает много времени. Стараюсь слушать перед уроками и после уроков. Прошу поделиться своими чувствами и мыслями по прочитанному, пересказать какие-то эпизоды. Стремлюсь к тому, чтобы делиться своими эмоциями после прочитанного стало душевной потребностью ребят.

Сотрудничество с библиотекой

Мы постоянные читатели городской детской библиотеки. Раз в две недели мы участвуем в мероприятиях библиотеки. Я всегда в курсе читательских интересов ребят. Не все ребята поначалу прислушивались к моим рекомендациям, что почитать. Но ненавязчиво я их всё-таки убеждаю, и теперь они просят совета, доверяют моему выбору.

Работа с родителями

На каждом собрании говорю о важной роли чтения в учёбе ребёнка, представляю мониторинг: сколько книг прочитал, как растёт техника чтения. Есть и положительные моменты: радует, что родители покупают книги, советуют прочитать книги, которые сами читали в детстве.

С каждым годом число любителей чтения увеличивается. На данный момент 84% учащихся моего класса читает выше нормы. Считаю самым главным приучить к чтению, чтобы процесс чтения стал увлечением, а не принудительной обязанностью. Конечно, привить любовь к чтению стоит большого труда, и я радуюсь, когда мне удаётся вовлечь в мир чтения очередного читателя.

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делают уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает и в последующих классах.