Создание и реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в освоение образовательных программ

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Ограниченная возможность здоровья у детей связана с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении и обучении. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий, в том числе разработки специальных индивидуальных траекторий их образования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь каждого ученика в образовании в совместной с педагогом деятельности.

Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными ТСО, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса, - невозможно.

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникшая на начальных этапах обучения, создаёт реальные трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних и последующих классах, и выпадают из процесса обучения.

Для преодоления школьных трудностей у этих детей, должны быть определены специальные педагогические средства, основные направления коррекционно-развивающей и профилактической работы на основе современной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития ребёнка.

В ФГОС подчёркивается, что программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении АООП НОО.

Обучение и воспитание младших школьников, испытывающих трудности в обучении, предполагает наличие дополнительной образовательной траектории. Она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам ребенка и осуществляться при координирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определённых условий. В начальной школе осуществляется всестороннее изучение личности, выявление возможностей и индивидуальных особенностей ученика, с целью выработки формы и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекция нарушений моторики, отклонений в поведения.

Основная цель обучения - создание таких условий, в которых дети могли контактировать друг с другом, и все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность.

Определение варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Индивидуальный образовательный маршрут - это программа развития с коррекционным уклоном, направленная на адаптацию, социализацию и обучение. Задача индивидуальной программы заключается в создании условий для конкретного ребёнка с ОВЗ путем согласования требований ФГОС, примерных основных общеобразовательных программ и возможностей обучающегося. Исходя из этого в индивидуальный учебный план входят такие предметы как Речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный и социальный мир, предметно-практическая деятельность, математические представления, человек, ИЗО деятельности и адаптированная физкультура.

В соответствии с данной программой осуществляется взаимодействие администрации школы, педагогов-специалистов (педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог) и семьи ребёнка. Когда программа написана и утверждена, начинается самое сложное - реализация поставленных целей. Как это делать, если ребенок не готов не только к обучению, но и к элементарному взаимодействию?

Существует пошаговый алгоритм формирования совместных действий.

На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта с ребенком и формирование у него мотивации к взаимодействию с взрослым.

С этой целью используются игровые и сюрпризные моменты с учетом интересов ребенка, а также проблемные ситуации для вызывания потребностей к общению. Когда ребенок начинает доброжелательно реагировать на инициативу взрослого и легко вступать в эмоциональный контакт, можно переходить к следующему этапу обучения.

На втором этапе совместных действий - учитель кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Необходимо подобрать индивидуальный темп выполнения. Этот этап важен, так как у ребенка не сформировано подражание и ограниченны возможности самостоятельно выполнять движения.

На третьем этапе подключаются имитационные действия. Учитель показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, а далее отрабатывает поэтапное выполнение действий одновременно с педагогом. Учитель использует эмоциональное комментирование и стимулирует развитие речевого подражания. Можно использовать жестовую инструкцию.

Следующий этап - этап проб и ошибок. В случае возникновения ошибок в процессе выполнения действия, педагог указывает, что именно совершается неверно, и стимулирует к поиску правильного способа. Используются подсказывающие, альтернативные и наводящие вопросы, чтобы побудить ребенка действовать правильно.

Подсказывающие вопросы содержат в себе однозначный правильный ответ. Альтернативные - предполагают выбор из двух, чаще контрастных вариантов. После того как ребенок научится выполнять действие по образцу, он начинает работать по инструкции.

«Умственно отсталый ребенок и знал бы и умел, если бы хотел, да вся беда, прежде всего, в том, что он не хочет». Преодоление дефицита любознательности, инертности, негативного отношения к занятиям возможно при условии правильно подобранной методики работы. Одна из наиболее действенных методик - игровое обучение. Каждое занятие желательно начинать с пальчиковых игр, либо игр, способствующих установлению контакта. Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности обучающегося. На уроках необходимо использовать яркие картинки, большие предметы, чтобы привлечь внимание ребенка.

Образовательный маршрут постоянно изменяется с учетом актуального и ближайшего развития ребёнка и рассчитывается на определённое время обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) или индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на каждого ребенка.

По результатам обследования составляются рекомендации по преодолению трудностей обучающегося, организация его обучения для учителей и родителей. Знакомство и информирование родителей с образовательной нагрузкой ребенка с ОВЗ. Определение варианта адаптированной образовательной программы.

Разработанная программа, в первую очередь, направлена на:

  • преодоление нарушений развития психофизиологических и интеллектуальных функций;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности;
  • уровень учебной мотивации, заинтересованности ребенка.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности.

Универсального рецепта создания программы в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. СИПРы на каждого обучающегося и коррекционно-развивающие программы специалистов, по возможности, устраняющие или корректирующие проблемы не успешности обучения, составляются на основе результатов психологического обследования.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления. Сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Важно, чтобы педагог нашел вместе с учеником тот путь, по которому им вместе захочется пройти. Как выбрать этот путь, как помочь его пройти, где остановиться, оглянуться, взять новое направление? Надо просто взять и пойти!

Индивидуальная образовательная программа может реализовываться во всех видах деятельности в любое время.

Важно тщательно продумать средства мониторинга достижений обучающихся. Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. По результатам наблюдения заполняется таблица. Педагогическая диагностика дает возможность проанализировать особенности методики, оценить эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках и помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы

1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего, необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.

При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект - либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: «пусть неправильно, зато быстро, как все»). Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше». Для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время, шаг за шагом, учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка. Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.

6. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

7. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно этот вид деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности. Одним из оптимальных средств проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать - штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т.п.

8. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

В силу особенностей развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

В процессе обучения возникает трудность - как общаться с детьми, поскольку в образовании детей с ОВЗ ведущим становится неполучение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. Мы используем коммуникацию для того, чтобы делиться нашими чувствами, учиться, помогать друг другу и находить друзей. Человеку, который не говорит, тоже есть, что сказать. Важно понимать сигналы ребенка.

Для того чтобы ребенок мог общаться, необходимо помочь ему овладеть навыками коммуникации. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную жизнь ребенка. Это долгая и кропотливая работа. Основное правило АДК: «Ребенок должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может». С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в качестве альтернативных форм коммуникации активно используются пиктограммы, фотографии, картинки с яркой наглядностью, развивающие мультфильмы, учебники разных классов, индивидуальные карточки, художественная литература, средства ИКТ, мультимедийные презентации, где возможно, реальные предметы и др.

Для того чтобы ученики научились пользоваться различными символами и поняли, как они применяются, мы используем таблицы для моделирования. Они могут быть как универсальными, так и тематическими. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется вера в свои силы и желание получить похвалу педагогов и родителей. Эти таблицы помогают приобрести уверенность в себе, а также незаменимый опыт общения.

Первоначально нужно научить связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением. В начале обучения у нас были знаки, показывающие, когда детям требуется отдых, «жди», «смотри», «сиди спокойно», «смотри на меня», «положи руки правильно». Дети научились показывать пиктограмму «хочу пить», «в туалет», «пойдем гулять», «будем переодеваться».

Альтернативная и дополнительная коммуникация способствует проявлению интереса к общению и взаимодействию у большинства, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации - жесты, мимика, графические изображения.

Одним из невербальных средств коммуникации является «Ежи - дневник» - большое, четко регламентированное пособие, направленное на формирования временных представлений у неговорящих детей с множественными и тяжелыми нарушениями развития. Он должен помочь ребенку в наиболее комфортном и удобном формате освоить ход времени. С помощью родителей или педагогов составляется план будущих мероприятий. Такое планирование может составляться каждый вечер на следующий день, а может быть составлено один раз на всю наступающую неделю. По ходу жизни в составленный ранее план могут вноситься коррективы - мероприятия могут быть отменены (зачеркнуты) или перенесены. Второй и четвертый листы каждой недели, озаглавленные «Интересные события», предназначены для составления рассказа о прожитом дне. Сюда могут вклеиваться фотографии или рисунки-обозначения интересных событий, неожиданных, не запланированных встреч и запомнившихся, имеющих эмоциональное значение, мероприятий. Рассказы о прожитом дне составляются ребенком вместе с родителями или педагогом.

Особые образовательные потребности учащихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Отталкиваюсь от интересов ребенка, его потребностей, индивидуальных возможностей, не всегда разумно использовать стандартную форму проведения уроков. Важно находиться в постоянном поиске форм и методов, способных поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, к тому, чтобы изучаемый материал был доступен, логичен, тесно связан с жизнью, способствовал их социальной адаптации. Это становится возможным при проведении интегрированных уроков.

Форма проведения уроков предполагает дозированную подачу материала, постоянную смену видов деятельности в течение занятия и создание здоровьесберегающей среды, чтобы дети с ОВЗ могли познавать окружающий их мир в его многообразии.

Материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям и годам обучения. Поэтому уроки планируются с учетом необходимости многократного повторения, постепенно включаются новые элементы уже усвоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и трудности воспринимаемого материала, темп прохождения программы корректируется, замедляется или увеличивается.

В заключение хочется отметить, что идеальных траекторий, маршрутов и программ, наверное, не бывает. Любую программу приходится корректировать в ходе реализации, так как вряд ли мы можем точно прогнозировать, каким образом дети будут усваивать знания, как будут формироваться их навыки и умения. В этом и состоит достоинство СИПРА - в гибкости, пошаговой структуре, в самостоятельном определении величины и направления, которое следует выбирать исходя из возможностей и потребностей ребенка.