Час общения с психологом «Я рисую этот мир или проблема экстремизма»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6

Ключевые слова: толерантное отношение к личности, толерантность, экстремизм


Цели:

  • Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения

Задачи:

  • Показать значимость человеческой жизни для каждого человека и общества в целом;
  • Показать неприемлемость применения экстремизма в общественной жизни.

Оборудование: доска, экран, компьютер, раздаточный материал, плакаты и наглядное оформление по теме занятия.

Участники: учащиеся 5-6 классов

Ход занятия

I. Организационный момент

Психолог: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть сегодня здесь, прежде всего, давайте познакомимся.

1. Ритуал приветствия.

Психолог: Первым представляется ведущий. Затем, сидящий слева от него, называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представившихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

2. Разминка. Упражнение «Вместе мы - сила!»

Каждый участник на маленьких листочках пишет добрые пожелания друг другу, затем прикрепляют на дерево «Добра и милосердия».

II. Основная часть

Психолог: Ребята, прошу занять места за столами. А сейчас предлагаю выполнить задание. У каждого из Вас, ребята, на столе есть листы с текстом.

Задание. Выберите из предложенного списка людей тех, с кем Вы не хотели бы ехать в одном купе поезда (5 человек).

Список:

1. Человек, говорящий на непонятном языке.
2. Молодой человек, больной СПИДом.
3. Пожилой человек явно неадекватного поведения.
4. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.
5. Вьетнамец в национальной одежде.
6. Кавказец-мусульманин.
7. Грязный дурно пахнущий (БОМЖ).
8. Скинхед.
9. Подросток, похожий на наркомана.
10. Бывший заключённый.
11. Милиционер.
12. Инвалид со складной коляской.
13. Африканский студент.
14. Китаец, который ест, странно пахнущую еду.
15. Человек из деревни с большим мешком.

Обсуждение: кого из людей вы выбрали? Почему?

Ответы участников занятия

Психолог: К большому сожалению, мы делим людей на категории. Деление людей на категории может приводить к страшным последствиям.

Педагог-психолог закрепляет на доске слова: «фашизм», «террор», «геноцид», «гражданская война»

Психолог: Ребята, знакомы Вам эти слова? Каково их значение?

Ответы участников занятия

Психолог: Все эти слова являются частью единого понятия - ЭКСТРЕМИЗМ.

Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

Психолог: «Толерантность»

- Как вы считаете, что такое толерантность?

- Кто из вас желает попробовать дать определение понятию или перечислить какие-то его признаки?

Ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение, и подводятся итоги.

Психолог:Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и, в итоге, может принимать поистине разрушительные масштабы.

Психолог: «Экстремизм»

Знакомство с видами экстремизма с помощью компьютерной презентации. Обсуждение полученной информации после каждого вида экстремизма

- Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных людей, воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни

- Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

- Националистический экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

- Экстремизм в области культуры проявляется в изоляции, отрицании других культур, в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

- Экологический экстремизм выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение. и подводятся итоги

Психолог: «Патриотизм»

- Ребята, мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

- Как вы считаете, что такое патриотизм?

- Кто из вас желает попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки?

Ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение, и подводятся итоги

Психолог: Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. В чем выражается патриотизм?

Ответы участников занятия

Психолог: Ребята, давайте сравним два понятия: патриотизм и экстремизм.

Ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение, и подводятся итоги.

Психолог: Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот, никогда не станет экстремистом или террористом.

Психолог: Упражнение «Догадайся».

Сейчас ребята, каждый из вас, используя таблички со словами «экстремизм», «патриотизм», «толерантность», выполнит задание:

- Догадайтесь, к какому слову относится толкование слова, которое я буду читать, встаньте, в руке должна быть табличка с этим словом

Толкование слов:

- Готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей (толерантность)

- Неспособность признавать и принимать чужое (экстремизм)

- Любовь к Отечеству (патриотизм)

Психолог: Ребята скажите, как простой подросток, взрослый человек может превратиться в экстремиста?

- Что этому может послужить?

-Что необходимо делать, как себя вести, чтобы не стать экстремистом?

Ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение, и подводятся итоги

III. Заключительная часть

Психолог: Каждый из вас - хозяин своей жизни, своей судьбы.

Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти - подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.

Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история. Все великие военные империи - пали. Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

Рефлексия

Психолог: Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.

На столах- полоски с готовыми фразами, вам нужно их продолжить.

  • Эта встреча, привлекла меня…..
  • Эта встреча, заставила меня задуматься…..
  • Эта встреча навела меня на мысли….

Психолог: Я предлагаю, ребята, сделать коллективный коллаж «Я рисую этот мир»

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»

Психолог:Спасибо, до новых встреч!

Литература

  1. Грецков А.Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.
  2. Колесникова, В. Учимся отстаивать свободу [Текст]: цикл ролевых игр и занятий / Виктория Колесникова // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября ". - 2008. - N 5. - С. 9-14.
  3. Самоделова, Т. Формирование толерантного поведения в семье:психологический тренинг / Т.Самоделова, С.Буторина // Воспитание школьников. - 2007. - N 4. - С.36-40. - (Психологи - учителю).
  4. Якубов, Э.Н. Русскоязычные веб-ресурсы Интернета, посвященные воспитанию толерантности / Эльмир Нурмагомедович Якубов // Мир библиографии. - 2008. - N 5. - С.24-25: 1 фот. - (Аудитория).