Проектная деятельность в работе с детьми, имеющими выраженные нарушения в развитии. Проектная работа по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: проектная деятельность, дети с умственной отсталостью


Выполнили:
Абдюшева Алина,
Волкова Татьяна,
Жулев Илья,
Изотова София,
Руссу Ксения,
Сухина София,
учащиеся 4 класса

Разработчик и руководитель:
Семенова Ю.В.

Направленность: социализация, развитие.

Тип проекта: продолжительный, групповой, поисковый.

Адресность: учащиеся с выраженными нарушениями интеллекта.

Срок реализации проекта: 4 года

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Пояснительная записка

В рамках преемственности по профориентации школа является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Школа - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям с ОВЗ расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому младший школьный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Актуальность исследования: Вхождение ребенка с умственной отсталостью в социальный мир не возможен вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У ребенка с умственной отсталостью с трудом закладываются знания в различных областях, в том числе понятия о профессиях.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в младшем возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок с интеллектуальным недоразвитием различал мир профессий, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у детей веру в свои силы, путем поддержки их начинаний. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор школьников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе младшего школьного возраста, был разработан педагогический проект «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Проблема исследования: Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям. Адекватное представление о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учащихся с ОВЗ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Учащимся с ОВЗ необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей. Важно определить, чем руководствуются учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

Знания умственно отсталых школьников младшего, среднего звена о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т.д. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Профессиональные намерения учащихся расходятся с возможностями овладения профессией. Низкая критичность этих учеников, недостаточные знания, малый жизненный опыт не соответствует между их интересами и осознаваемыми возможностями.

Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна.

Одна из трудностей приспособления выпускников школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Цель проекта: воспитать у учащихся с выраженными нарушениями интеллекта уважительное отношение к труду, обогатить представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

В программе проекта ставятся задачи знакомства детей с профессиями, постепенного развития у детей, интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. В программе проекта определены виды и содержание трудовой деятельности детей.

Программа проекта предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.

Существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Временные рамки: сентябрь 2022 год - май 2025 год.

Продукт проектной деятельности: выступление с презентацией.

Программа проекта по ранней профориентации детей включает в себя четыре блока:

  • 1 блок. «Знакомимся с профессиями»;
  • 2 блок. «Путешествие в мир профессий»;
  • 3 блок. «Как много профессий на свете»;
  • 4 блок. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

Целевое назначение программы проекта

1 блок. «Знакомимся с профессиями»

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

2 блок. «Путешествие в мир профессий»

Задачи работы:

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
  • развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

3 блок. «Как много профессий на свете»

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

4 блок. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Задачи работы:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Принципы построения программы проекта

Работа по профориентации в начальной школе строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
  • Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  • Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он).
  • Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  • Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
  • Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Работа осуществляется во время урочной и внеурочной деятельности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности с взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.

Учебный план

Организация деятельности по программе профориентации предполагает обеспечить выполнение требований по профориентации школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Образовательная деятельность по программе профориентации осуществляется как во внеурочное время, так и на уроках.

Основными формами реализации разделов проекта являются:

  • беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
  • чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
  • дидактические игры;
  • выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
  • просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
  • наблюдения;

Одним из главных проектных направлений по профориентации учащихся является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

  • открытый просмотр занятий;
  • индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
  • тематические родительские собрания, конференции;
  • праздники, развлечения;
  • анкетирование, опрос.

Методы обучения:

  • Словесные - объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы.
  • Наглядные - показ, иллюстрации.
  • Практические - экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда.
  • Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации.

Организуются экскурсии: в медицинский кабинет, в библиотеку, в школу, в магазин, в аптеку, в парикмахерскую, на почту, в пожарную часть, на хлебозавод, на железную дорогу, в музей и т.д.