Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования.
Обновленные ФГОС определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Цель учителя: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы и приемы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его математической грамотности, одного из компонентов функциональной грамотности.
Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности младшего школьника трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
- совокупность умений.
Математическая функциональная грамотность - это комплекс трех компонентов:
Первый компонент
- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент - проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Второй компонент
- школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
Для формирования этого компонента необходимо давать детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.
Третий компонент
- ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, нужно применять задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.
Работая над математической грамотностью младших школьников, приходится задумываться о том, как, в какой форме донести до наших детей учебный материал.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Как развивать математическую грамотность на уроках через приемы технологии АМО?!
Особенности приемов АМО обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы обучения - это система методов и приемов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной, познавательной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, он становится активным участником образовательного процесса.
Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.
На уроках математики использую приемы АМО:
- «Фруктовый сад»,
- «Солнышко и тучка»
- «Математический десант»,
- «Угадай»,
- «Веселый кубик»,
- «Ромашка Блума»,
- «Корзина идей»,
- «Мы с соседом»,
- «Верно - неверно»,
- «Секрет в ладошках» и т.д.
Расскажу о своем приеме, который я назвала «Секрет в ладошках».
Прием простой и доступный. Использую на своих уроках математики.
На цветных ладошках размещаю различные числа, задачи, примеры, вопросы, геометрический материал.
Рассмотрим, как работает этот прием на практике, при решении задач.
Решаем задачи на нахождение величин - цена, количество, стоимость.
1. Ученикам раздаю разные купюры 1р., 2р., 5р.,10р., 50р.
Сколько у вас оказалось денег? (Дети подсчитывают деньги, которые получили).
2. Подумайте и ответьте: (запись на доске или на экране)
Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если купишь: один йогурт (32 руб.)? одно мороженое (26 руб.)? (применение знаний математики в жизненной ситуации).
- Что ещё можно купить в магазине на эти деньги?
- На что вы хотели бы потратить деньги, которые остались?
- А если вам не хватает денег на покупку (у кого, ребята, не хватает денег?), что будете делать?
(Одновременно идет формирование и финансовой грамотности учеников).
Покупку совершили. Продолжаем работу.
3. Верно ли … (Дети должны дать полные ответы на вопросы)
- Верно ли утверждение, что количество приобретаемого товара зависит от ваших денежных средств? Каким образом?
- Верно ли, что цена - это то, что мы заплатили за всю покупку? Количество показывает, сколько предметов мы купили?
- Верно ли, что стоимость показывает, сколько стоит один предмет?
- Верно ли, что стоимость покупки может быть одинаковой с ценой товара? Когда это возможно?
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, повышает интерес к задачам, способствует закреплению связи величин - цена, количество, стоимость, математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Использование приема «Секрет в ладошках» при изучении «Числовые выражения».
Применение математической символики и терминологии.
Раздаю детям - числовые выражения на ладошках
- 11- 9;
- 15 -7;
- 9 + 4 - 6;
- 12 - 4+5;
- 10 + (7 - 5);
- 16 - (9 - 7) и т.д.
Что вы держите в ладошках? (ответы: примеры на сложение, примеры на вычитание, выражения)
- Почему вы считаете, что это примеры?
Правильно, примеры или числовые выражения.
«Угадайте»
Читаю словесные формулировки числовых выражений.
-У кого в ладошках данное выражение?
Из одиннадцати вычесть девять.
Как ещё можно прочитать это выражение? (Задания для развития математической речи при работе с числовыми выражениями) -
(одиннадцать минус девять, разность чисел 11 и 9)
Разность чисел пятнадцать и семь.
Верно. Прочитайте свое выражение, пожалуйста, другим способом.
(Из пятнадцати вычесть семь, пятнадцать минус семь)
К девяти прибавить четыре, а затем из суммы вычесть шесть.
Прочитаем другим способом (девять плюс четыре, минус шесть)
Из двенадцати вычесть четыре, а затем к разности прибавить пять.
- Как вы предлагаете прочитать это выражение? ( двенадцать минус четыре и плюс пять)
К числу десять прибавить разность чисел семь и пять.
(Десять плюс в скобках семь минус пять )
Из числа шестнадцать вычесть разность чисел девять и семь.
(От шестнадцати отнять в скобках девять минус семь)
На экране все выражения.
- Подумайте, в чем сходство всех числовых выражений?
Ответ аудитории: (Все выражения содержат числа, математические знаки действий)
(понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения)
- Посмотрите на свои выражения, найдите пару? (переходят в пары)
- По какому принципу определили, что это ваша пара?
Замечательно!
«Мы с соседом»
- Посовещайтесь, выберите любое число из своих примеров и скажите, где оно встречается в вашей жизни, в окружающем мире?
- Составьте свои числовые выражения, используя те, что в ладошках.
Прочитайте их.
Молодцы! Спасибо! …..
Выводы:
Перечисленные задания способствуют усвоению учебного материала, использованию полученных навыков и знаний для решения жизненных задач, нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности, укрепляет положительное отношение к школе, к математике, к процессу учения.
Наблюдается положительная динамика при решении задач. У детей сформирована математическая речь, владеют системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Рекомендации: применение приемов АМО на уроках в начальных классах процесс обучения делает более увлекательным и продуктивным, дает возможность каждому ребенку быть успешным.
Способствует формированию математической грамотности на уроках.
Приложение
- «Дерево ожиданий»,
- «Поляна снежинок»,
- «Разноцветные листы»,
- «Фруктовый сад»,
- «Солнышко и тучка»
Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав(или по договоренности определиться по цветам:
- зелёный - всё отлично,
- жёлтый - все хорошо,
- красный - не очень хорошо, тревога и сомнения.
и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Метод рефлексии "Мозаика из слов" Организация
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут написать список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока. Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.
Метод рефлексии «Мишень»
Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.
Организация: Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Метод рефлексии «Сообщи своё Я»
Три цвета треугольников.
- Зеленый - у меня все отлично получилось.
- Желтый - в одном, двух заданиях были затруднения.
- Синий - мне было трудно, но я старался.
Микрофон
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
- Что было самым интересным?
- Где эти знания пригодятся в жизни?
- О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
«Подарки Знайки» (состав чисел первого десятка)
Дидактическая цель. Ознакомить с составом числа 5.
Оборудование. Иллюстрации Знайка, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры. Учитель сообщает, что на урок в гости пришел Знайка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Знайка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их? Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель. Знакомство с составом числа 10.
Содержание игры. Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»
«Стук-стук»
Дидактическая цель. Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Оборудование. На доске изображена таблица с двумя разрядами:
Содержание игры. Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Проверь себя!
Учитель готовит карточки с результатами сложения каких- либо чисел.
Например - 15, ученики записывают пример с таким ответом.
Математическая эстафета!
Дидактическая цель: обучение навыкам быстрого счета.
Содержание игры: класс разбивается на команды. Для каждой команды записаны примеры. По сигналу начинается решение примеров. Задача команд - правильно и быстро решить пример, передать следующему.
Список использованной литературы и источников
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет».
- Давыдов В.В., "Проблемы развивающего обучения". - Москва, 1986 г.
- Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006.
- Шепель А.В. Формирование математических понятий учащихся начальной школы на основе формационно-категориального подхода Текст:автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.В.Шепель. - Майкоп, 2005. - 26 с.
- Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. - М.: Просвещение, 2013.
- Моро М.И. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2013.
- Моро М.И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2013.