Основные проблемы обучения детей с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


В России предусмотрено 8 типов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: специальные (коррекционные) школы для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших; незрячих, слабовидящих и поздноослепших; с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии.

Каждый ребенок индивидуален и то, насколько система образования в целом готова откликнуться и оказать помощь в решении различных его проблем, и есть показатель качества и эффективности обучения.

В нашей стране, с каждым годом неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Согласно статистике, в 1995 году в России насчитывалось 453 тысячи детей с ОВЗ, в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, а в 2018 году их насчитывалось уже 617 тысяч, к 2020 году - 636 тысяч. По словам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Кузнецовой, только с 2018 по 2020 годы число детей с ОВЗ увеличилось на 5,8%. Современная система образования чутко реагирует на изменения, вызванные необходимостью модернизации и персонификации подходов к обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ. К этим изменениям можно отнести понятие «инклюзивное образование».

Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые дети учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники. А значит, проблемы оказания услуг психолого-педагогического сопровождения детям с ОВЗ и их родителям в сфере образования выходят на первое место.

В повседневной практике образовательной организации при реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ неизбежно возникает ряд проблем, которые нередко связаны между собой, не возникают постепенно, а выступают в комплексном виде. Комплексность проблем развития инклюзивного пространства образовательной организации затрудняет определение целостного характера этих проблем, их причин и выбор инструментов, необходимых для решения.

Проблема 1. Ответственность всех участников образовательного процесса за обеспечение качества психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы

Требования, постоянно возрастающие к качеству оказания услуг обучающимся с ОВЗ, накладывают особую ответственность на всех участников образовательного процесса: самих обучающихся, их родителей (законных представителей), а также специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, включающей учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников, медицинского работника, администрацию образовательной организации.

При этом огромная роль в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ отводится родителям (законным представителям) самих обучающихся, поскольку государство начинается с семьи. Согласно государственной политике Российской Федерации родители являются главными воспитателями ребенка, они оказывают самое большое влияние на его развитие.

Семья в своей воспитательно - образовательной деятельности нуждается в помощи. Сегодня, у родителей много вопросов о том, как обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, где получить услуги по психолого-педагогическому сопровождению, грамотную методическую, информационно-просветительскую, консультативную квалифицированную помощь. Все эти вопросы призвана решать служба психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.

Проблема 2. Эффективность функционирования службы психолого-педагогического сопровождения

В современных условиях практически каждый руководитель образовательной организации сталкивается с проблемой изменения контингента обучающихся.

Ребенок с ОВЗ сейчас может поступить в любую школу, в которую родители пожелают его отправить.

В этой ситуации задача организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ с учетом их разных образовательных потребностей является практически невыполнимой. Объективно это определяется не только ресурсами, которыми обладает образовательная организация. Во многом это определяется отношением социума к проблеме обучения и социализации "особенных" детей в целом.

Достаточная эффективность реализации задач образования и коррекции нарушений у обучающихся с ОВЗ зависит от тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: самих обучающихся, их родителей (законных представителей), а также специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Крайне важной структурой, ответственной за проведение коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование целенаправленного внимания и устойчивой мотивации к учебной деятельности у детей с ОВЗ, а также развитие их способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности, инициативности в социуме выступает служба психолого - педагогического сопровождения в образовательной организации.

В решение задач образования обучающихся с ОВЗ обязательно должны быть включены родители (законные представители) этих обучающихся. Они должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Роль родителей (законных представителей) очевидна - именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты, в свою очередь, помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители (законные представители) какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители (законные представители) запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

Таким образом, только благодаря совместным усилиям семьи и образовательной организации, непрестанной работе над общей задачей, можно добиться стабильно высоких результатов в деле образования и воспитания обучающихся с ОВЗ.

Проблема 3. Недостаточный уровень владения технологиями коррекционно-развивающей работы

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения должны гибко реагировать на изменения, происходящие в современной системе образования, находиться в постоянном поиске наиболее эффективных приемов, методик и технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, искать пути совершенствования и развития профессиональной компетентности. Любой специалист, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть достаточно гибким, практически мгновенно ориентироваться в любой ситуации. Между тем, в условиях инклюзивного образования часто приходится отмечать недостаточную готовность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения к осуществлению помощи разным категориям обучающихся с ОВЗ. Это связано с недостаточным уровнем владения технологиями коррекционно-развивающей работы с такими обучающимися, а также неспособностью к решению тех или иных профессиональных задач.

Проблема 4. Сокращение числа специальных (коррекционных) школ

К числу самых острых проблем сопровождения обучающихся с ОВЗ на сегодняшний день можно отнести значительное сокращение числа специальных (коррекционных) школ. Раньше коррекционные школы были видовыми. Их обозначали римскими цифрами по типам нарушений - с I по VIII. Сейчас такого разделения нет. Если раньше в специальных (коррекционных) школах четко были очерчены условия и содержание коррекционно-образовательного процесса с учетом специфики нарушений развития только определенной категории детей, то на современном этапе развития системы образования в подобные организации в большинстве своем принимают на обучение детей, имеющих разные нарушения развития, в связи с чем даже при наличии специальных условий таким организациям становится все труднее осуществлять процесс качественного психолого-педагогического сопровождения. Инклюзивные же школы реально оказались не готовы к полноценному и эффективному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с разными нарушениями развития, в том числе с легкой степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития, комплексными нарушениями.

Проблема 5. Недостаточная мобильность, гибкость, адаптивность образовательной среды

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются образовательные организации, занимающиеся обучением и воспитанием обучающихся с ОВЗ, является недостаточная мобильность, динамичность, адаптивность образовательной среды. Часто приходится наблюдать неподготовленность как обычных, так и инклюзивных образовательных организаций к обучению детей с особыми образовательными потребностями: отсутствие беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, специальных учебных материалов, кабинетов специального назначения (профессионально-трудовые мастерские, кабинеты социально - бытовой ориентировки и др.). Кроме того, как говорилось выше, в специальных (коррекционных) школах сегодня наблюдается качественное изменение состава обучающихся, что создает дополнительные трудности организации развивающей среды с учетом специфики нарушений развития обучающихся.

Необходимым условием успешного включения обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс является создание не просто доступной образовательной среды, но среды безопасной, в том числе безопасной психологически. К сожалению, на современном этапе развития инклюзивной практики нельзя говорить о том, что все школьники с нормативным развитием, их родители (законные представители) и педагоги в полной мере готовы к толерантному отношению к обучающимся с ОВЗ, к здоровому, конструктивному взаимодействию с ними.

Проблема 6. Проблема толерантного отношения участников образовательного процесса к обучающимся с ОВЗ

В качестве примера можно привести настороженное, порой даже враждебное отношение нормативных сверстников к детям с ОВЗ. Родители (законные представители) нормативных детей стремятся ограничить общение своих детей с детьми с ОВЗ, боясь, что это негативно скажется на развитии здоровых детей. Да и сами педагоги иногда не толерантно относятся к таким детям, называя их «ущербными», «отсталыми», «неполноценными».

В связи с этим одной из центральных задач службы психолого-педагогического сопровождения является формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к детям с ОВЗ: способности понять и принять их такими, какие они есть. И здесь, недостаточно просто показать мультфильм или провести беседу для того, чтобы изменить мировоззрение всех участников образовательного процесса. Конечно, в этом направлении ведется работа, но очевидно, что начинаться она должна не с приходом ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников, а немного раньше.

Перед приходом ребенка с ОВЗ в образовательную организацию нужно подготовить класс к этому:

  • поговорить с семьей ребенка, чтобы выяснить, насколько он готов к обучению, сколько времени займет подготовительный процесс, если окажется, что ребенок не готов к обучению;
  • подготовить родителей (законных представителей) других детей в классе. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель, педагог-психолог их развеяли и дали понять, что ситуация находится под контролем;
  • поговорить с учениками своего класса: у них тоже есть переживания, они не понимают, кто к ним придет, как себя с ним вести, если есть сопровождающий, то объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой;
  • изучить требования ПМПК и следовать им в своей работе: на какие уроки будет приходить ребенок, какие ему нужны учебники, за какую парту посадить.

Проблема 7. Проблема организации коррекционно-развивающей среды

Согласно статистике, число детей с ОВЗ неуклонно растет, увеличивается количество обучающихся, которым необходим тьютор или ассистент, однако штатное расписание образовательной организации не изменяется, количество ставок остается прежним, а новые должности не вводятся. Безусловно, качество коррекционно-педагогической помощи снижается, рисков становится все больше, результатов меньше. К сожалению, часто оказывается, что в инклюзивных организациях для обучающегося с ОВЗ не созданы никакие специальные условия (обучение по основной программе, отсутствие специальных учебных пособий, отсутствие полного штата специалистов для оказания помощи и т.д.).

Здесь же одной из трудных организационных задач можно назвать установление временного режима учебной и внеурочной деятельности с учетом санитарно-гигиенических норм и особых образовательных потребностей данной категории школьников. Трудности решения этой задачи во многом обусловлены тем, что, помимо изучения «обычных» учебных предметов, обучающиеся с ОВЗ должны посещать коррекционные занятия и другие мероприятия (внеурочная деятельность). Некоторые образовательные организации практикуют «снятие» школьников с уроков для проведения с ними индивидуальной коррекционно-развивающих занятий во второй половине дня, при этом у обучающихся практически отсутствует свободное время, наблюдаются признаки явного переутомления. Для определенного контингента обучающихся с ОВЗ (например, школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) обязательным условием организации учебного процесса становится включение в него мероприятий по уходу за ребенком (гигиенические процедуры, переодевание, соблюдение двигательного режима и др.). В этом случае в некоторых образовательных организациях составляется не общее расписание дня, а индивидуальный график на каждого обучающегося, в котором указывают время, вид деятельности, лиц, осуществляющих те или иные запланированные мероприятия. Такой подход затратен по времени, требует включения в штат ассистентов и тьюторов и для многих образовательных организаций на современном этапе трудно осуществим, в связи с чем дети с такими потребностями в силу сложности организации образовательного пространства и создания для них особых условий обучения и воспитания переводятся на надомное обучение.

Проблема 8. Взаимодействие с семьей обучающегося с ОВЗ

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения отмечают наличие определенных трудностей во взаимодействии с семьями обучающихся с ОВЗ. У многих родителей (законных представителей) завышены ожидания к результатам обучения и воспитания. В этом случае они оказываются неспособны объективно оценить уровень развития своего ребенка (часто спрашивают: «когда это пройдет?», ставят в приоритет обучение чтению и письму, когда необходимо в первую очередь заниматься формированием жизненных компетенций и др.). Завышенные требования со стороны семьи приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Да и сами специалисты, осуществляя обязательный мониторинг индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ, не используют результаты мониторинга для своевременного внесения необходимых изменений в коррекционно-развивающие программы, не способствуя в должной мере развитию потенциальных возможностей ребенка и преодолению (сглаживанию) недостатков его развития.

Еще одной из насущных проблем образования обучающихся с ОВЗ является проблема профессионального самоопределения старшеклассников с ОВЗ. И это проблема не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет ситуацию. Часто, многие старшеклассники с ОВЗ не имеют возможности пройти предпрофессиональное обучение в условиях школы. Это обусловлено тем, что отсутствует или устарела необходимая для этого материально-техническая база, наблюдается нехватка квалифицированных педагогов профессионально-трудового обучения и т.д. Многие образовательные организации пытаются найти выход из создавшейся ситуации путем установления сетевого взаимодействия с колледжами, училищами, техникумами своего населенного пункта. Такой подход положительно зарекомендовал себя, однако он ставит перед образовательными организациями насущные вопросы, а именно: потребность в регламентированной нормативно-правовой базе и качественно проработанных научно-методических основах для формирования устойчивого сетевого взаимодействия между учреждениями среднего (начального) профессионального образования и школой.

Ну а в завершении столь важной и глубокой темы, хочется пожелать всем всегда оставаться людьми и не забывать, что доброта и терпимость к другим СПАСУТ МИР!

Литература

  1. Гребенникова В.М. развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. - 2015.
  2. Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 3.
  3. Тишина Л.А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии, 2020. - №3.
  4. https://rosuchebnik.ru/material/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz/