В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в требованиях освоения основной образовательной программы включены не только предметные, межпредметные (умение слушать собеседника , признавать возможность существования различных точек зрения; умение излагать свою точку зрения, аргументировать её, оценивать события; умение вести диалог), но и личностные (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие социальной компетенции, личностных качеств обучающегося и т.д.)
Работа с первоклассниками показывает, что учащийся не умеют слышать и слушать друг друга, понять и принять позицию другого человека, нарушают речевые нормы. Неумение слышать и слушать, организовать с людьми общение создаёт непонимание, конфликтные ситуации среди участников диалога, в жизненных ситуациях, а также и в процессе учебной деятельности. Как писал известный русский учёный М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, обеспечивающими эффективность общения личности и совместимость её с другими людьми. Решая перечисленные проблемы, создаются предпосылки для успешной учебной деятельности. Как это сделать? Какими средствами? Во внеклассной работе с детьми - через различные ролевые задания и упражнения, в том числе и сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию основных умений общаться, через проживание коммуникативных ситуаций взрослых и детей, в процессе решения проблемы в режиме дискуссии, то есть в режиме коллективного диалога.
Учебный диалог развёртывается каждый раз, когда ученикам, коллективно решающим очередную учебную задачу, необходимо обсудить стоящую перед ними цель и возможные способы её достижения, оценить полученный результат. Иными словами, диалог предшествует учебным действиям, обеспечивая их планомерное и осознанное выполнение, и завершает эти действия, обеспечивая контроль и оценку их правильности. Именно эта особенность учебного диалога, принципиально отличающая его от диалога в бытовой или игровой ситуации, в которых он включён в структуру предметного действия и вне её ребёнка не осознаётся, позволяет ученику отчётливо развести в своём сознании ситуацию действия и ситуацию общения, т.е. перед ним впервые возникает особая речевая задача. Он начинает осознавать, что он хочет сказать, и, опираясь на реакцию собеседников, удалось ли ему это сказать, внося в случае необходимости (если собеседники его не поняли) коррекцию в свои высказывания. Такое планирование, оценка и коррекция своей речи, хотя и не делает её произвольной, но является решающим шагом в этом направлении.
Методика ведения учебной дискуссии в первом классе имеет свои особенности. Какие механизмы организации учебного диалога существуют в первом классе? Через что они реализуются?
Для того, чтобы построить диалог, участники диалога должны научиться некоторым умениям, переходящим в навыки.
I. Умение слышать и слушать
Для того чтобы сформировать данный навык, я использую следующие приёмы:
1) Сосредоточить взгляд на говорящем:
- Назови имя и посмотри на того, к кому ты обращаешься.
- Твоё суждение адресовано …? Тогда посмотри на него.
2) Вопросы на уточнение понимания услышанного, адресуемые конкретному ученику:
- Не мог бы ты объяснить, что ты имел в виду?
- Правильно ли (я) мы тебя поняли?
- Как ты понял основной смысл сказанного?
3) Соотносить свою точку зрения с высказанной.
4) Фиксация наиболее значимых суждений:
- Не мог бы ты смоделировать суждение?
5) Организация обсуждения высказываемых учениками мнений и предложений:
- Согласны вы с …?
- Что вы думаете (ты думаешь) по поводу того, что сказал …?
6) Высказывание своего отношения к сказанному (согласие «+», несогласие «-»).
Данные приёмы вынуждают учащихся следить за ходом мыслей других, стараться не пропустить не только главное, но и мелочи. Ученик стремится быть собранным внутренне, для него важно услышать всё до конца.
II. Умение формулировать свою точку зрения
Этот навык предполагает высказывание мнения и предложений для обсуждения идей с одноклассниками и их реакции на содержание этих высказываний.
Используемые мной приёмы:
1) Образец учителя разных стилей и взаимодействия для выбора выразить точку зрения учащимся:
- Ты согласен …?
- Не возражаешь, если я твою точку зрения скажу так …?
- Почему ты так считаешь?
- Как вы думаете, почему … пришёл к такому выводу?
- Поправь меня, если я сказала не так.
2) Образец чтения заданной модели.
3) Рефлексивные вопросы.
- Для чего нужны слова?
- Как узнать сколько слогов в слове ветер?
- Как же узнать, сколько в этом высказывании слов?
4) Высказывание позиции суждений с помощью схемы модели.
Ученик, изобразив модель суждения, объясняет своё понимание, отвечает на вопросы. Вопросы, которые могут быть заданы к модели, требуют от ученика поиска новых аргументов.
- Ты считаешь, что твоя точка зрения верна?
5) Столкновение мнений при обсуждаемом вопросе.
- Коля считает так …, а Маша считает так… . А как считаешь ты?
III. Развёрнуто аргументировать своё мнение
Необходимость ясно и отчётливо выражать свои мысли, выводы, обосновывать, то есть аргументировать, говорить существенное задаётся самой ситуацией учебного диалога. Неаргументированные мнения невозможно обсуждать и оценивать, диалог утрачивает свой смысл.
Приёмы.
- Использование разных точек зрения при обсуждении вопроса.
- Использование провокаций, ловушек.
- Соотношение содержания своей мысли с обсуждаемым вопросом.
Возможные вопросы учителя:
- Как доказать, что в высказывании «Миша купил три карандаша» четыре слова, а не три?
Организация деятельности учеников при использовании этих приёмов вынуждает учащихся формировать основания для тех мнений, предложений, выводов, к которым они пришли. Если ученик не может ответить на вопрос, доказать, то тогда вопрос следует переадресовать классу: «Как вы думаете, почему Миша пришёл к такому выводу?» Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику осознать и сформулировать все возможные аргументы в пользу обсуждаемого предложения. Только после этого можно обсуждать их убедительность и оценивать высказанное мнение.
По мере того как ученики овладеют умением аргументировать свои мнения, а сами аргументы оказываются всё более содержательными и разветвлёнными, первоначально краткие реплики участников учебного диалога становится всё более развёрнутыми. Их появление в речи детей есть ступенькой на пути развития устной, а затем и письменной речи детей.
IV. Формировать оценочные отношения по отношению к другим точкам зрения
Данное умение отрабатывается, когда ребёнок высказывает свое согласие или несогласие по отношениям суждению.
Для формирования этого навыка используются:
1) Работа в паре (в группе).
2) Сопоставление своего мнения с результатом товарища.
При выполнении одного и того же задания двумя учениками получаются разные результаты. Возможны такие вопросы учителя:
- Коля, посмотри, у вас с Витей одинаковая запись высказывания?
- Как ты считаешь, кто из вас правильно составил схему этого высказывания? Почему?
- Ребята, оцените ответ Коли.
3) Вопросы к несогласному с вопросом на понимание содержания.
- Почему ты со мной не согласен?
4) Работа с правильностями и неправильностями.
Задание. Дети составляли звуковую модель слова ель. Катя записала слово так: Таня так: .
- Кто из девочек записал слово правильно.
5) Использование моделирования.
Эти приёмы создают предпосылки для организации контроля и оценки результатов решение той или иной задачи, что имеет большое значение в учебной деятельности. Любой контроль и опирающаяся на него оценка предполагают сопоставление полученного результата с моделью, построенной другим учеником. При несовпадении двух моделей и необходимости их согласования возникает вопрос об обоснованности каждой из них, то есть о тех способах, которыми они были построены и их соответствии заданному образцу. Так перед учениками появляется задача контроля тех способов, которые используют при решении задачи. Результаты, полученные каждой парой, выносятся на обсуждение всего класса. Обсуждение различных вариантов решения и их оснований готовят учащихся к включению в учебный диалог.
Успешность и результативность учебного диалога зависит от того, какое место в нём занимает учитель. Учитель- дирижёр ведения учебного диалога. Его задача вовлечь в него всех участников, в том числе «молчунов», не допускать превращения его в монолог «говорунов», удерживать от превращения в болтовню, направлять вопросами его движение в содержательное русло.
К концу 1 класса большинство учащихся должны уметь:
- формировать свою точку зрения;
- задавать вопросы на понимание по содержанию;
- уметь слушать собеседника;
- развёрнуто аргументировать своё мнение об обсуждаемом предмете;
- обнаружить разницу точек зрения.