Цель - способствовать расширению и систематизации представлений о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать работу по уточнению и обогащению представлений детей о животных (особенности внешнего вида, место обитания, способ питания, основной способ передвижения);
- формировать у детей первоначальные измерительные умения, представления о весе и способах его измерения;
- побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Развивающие:
- поддерживать и развивать интерес детей к объектам природы, познавательную активность, логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, использовать условные обозначения (знаки, символы).
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя), культуры поведения.
Предварительная работа с детьми:
- беседа о музеях, о профессиях сотрудников музеев;
- работа с планшетом «Логико-малыш» по комплектам карточек «Животные», «Насекомые», «Птицы»;
- чтение познавательной литературы (энциклопедий и журналов), игры на сравнение и практическое соотнесение предметов по размерам, ознакомление с измерительными приборами.
Материалы к занятию:
- ноутбук или проектор, изображения зданий музеев, портреты М.В.Ломоносова, К.А.Тимерязева, Ч.Дарвина, фотографии животных (можно заменить иллюстрациями, картинками);
- видеопрезентация «Как узнают вес и рост животных); знакомые детям познавательные энциклопедии и журналы, заготовки «описательных карточек» животных и фото-экспонатов маленьких животных - колибри, летучая мышь-шмель, карликовая землеройка;
- цветные карандаши, весы, линейки, комплекты измерительных наборов (полоски разной длины от 1 до 10 см.;
- набор из небольших предметов весом с разницей в 1 грамм - монетка, пуговица, прищепка, камешек, плоды каштана, фасоли и т.д.), фотографии детей в музеях.
Ход ООД
Предложить детям рассмотреть фотографии, вспомнить свои впечатления.
- Что означает слово музей?
- Что хранят в музее?
- Кто собирает экспонаты?
- Что может стать экспонатом?
В каких музеях вы бывали?
- Какие музеи вы знаете?
- А кто был в музее, в котором можно познакомиться с миром животных?
- В Москве есть три больших музея, в которых мы можем познакомиться с миром животных.
- Это Зоологический музей Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Государственный биологический музей имени К.А.Тимерязева и Государственный Дарвиновский музей.
Эти музеи носят имена великих людей - исследователей, ученых - Климента Аркадьевича Тимирязева, Михаила Васильевича Ломоносова, Чарлза Роберта Дарвина.
- Что обозначает слово зоологический? (зоология - это наука о животных)
- А какие вам знакомы профессии музейных работников? (хранители, научные сотрудники, экскурсоводы, смотрители, экспозиционеры).
- Сегодня я предлагаю вам стать научными сотрудниками музея. Наш музей будет знакомить посетителей с животными нашего мира. Как мы его назовем? Какие еще есть предложения? (Выбираем название.)
- Какую полезную работу выполняет научные сотрудники музея? (проводят исследования, публикуют научные статьи, организуют тематические выставки, например «Животные жарких стран» или «Самые красивые бабочки мира»).
- Научный сотрудник музея должен много знать. Сейчас мы с вами выполним задания и проверим свои знания. (Задание «Какое животное лишнее и почему?» по одному различному признаку: месту обитания, способу питания, внешним особенностям, основному способу передвижения и с двумя вариантами ответа).
- По каким признакам мы делили животных (узнавали лишнее)? Чем они отличались?
- Как вы думаете, как обозначить то, что это животное зверь, рыба или птица, что живет оно в Африке, питается другими животными, насекомыми или растениями? Как называют таких животных? (Хищники, травоядные или растительноядные, всеядные.) Параллельно рисуем на доске условные обозначения.
- Молодцы ребята! Справились с заданием. Я вас поздравляю и вручаю значок научного сотрудника.
- Теперь пора приступать к работе. Каждому из вас предстоит составить описательную табличку к экспонату определенного животного, используя условные обозначения, которые мы отметили на доске. Или вы можете придумать свои условные знаки.
- Если при выполнении работы (задания) вы сомневаетесь в своем решении, как можно узнать, уточнить или проверить нужную информацию? В каких источниках? (Спросить у взрослого - «старшего научного сотрудника», посмотреть в энциклопедии)
Самостоятельная работа детей.
- Кто хочет рассказать о своем экспонате?
Физминутка.
- У меня для вас есть новость! В нашем музее будет проходить фотовыставка «Самые маленькие животные планеты Земля» (показ фотографий на слайде). Кто знает этих животных?
- Уже готовы описательные карточки к фото-экспонатам (показ карточек). Они дополнены новыми сведениями, которые мы не указывали ранее. Что это за сведения? (о размерах животных, их длине и весе).
- Как ученые узнают такие размеры животных, как рост и длина? А как узнать массу чего-либо?
- Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж из зоопарка «Как узнают вес и рост животных».
- А как нам узнать, сколько весит животное, что значит 1 или 2 грамма? Ведь мы сейчас не можем подержать живую птичку (мышку, рыбку) в руках, не можем ее взвесить на весах. (Найти предмет, который весит столько же.)
- Как увидеть длину в 3 см или 6 см? (посмотреть на линейке)
- Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет изучать одного представителя животного мира. На рабочем столе каждой группы есть все необходимое.
- Какие инструменты могут помочь справиться с заданием? (весы и линейки)
Так же у каждой группы есть наборы мерок для измерения длины и наборы для взвешивания. И журнал (или блокнот), в котором можно делать заметки.
Итак, каждой группе надо выполнить 2 задания:
1 - найти мерку длины для изучаемого животного и положить ее в кармашек описательной таблички).
2 - найти мерку массы для своего животного (найти предмет из набора для взвешивания, который весит столько же, сколько и животное по описательной табличке).
В блокноте при помощи математических знаков можно отмечать какой из предметов больше, меньше или равен массе изучаемого объекта.
Работа в группах. Обсуждение результатов. Представитель от группы рассказывает о своем животном.
- Уважаемые сотрудники, подведем итоги нашей работы.
- Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте.
- Было интересно…
- Было трудно…
- Сегодня я узнал (а)…
- Теперь я могу…
- Я понял (а, что…
- У меня получилось…
- Мне захотелось…
- Мне понравилось…