Методическая разработка сценария организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Зоологический музей»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель - способствовать расширению и систематизации представлений о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать работу по уточнению и обогащению представлений детей о животных (особенности внешнего вида, место обитания, способ питания, основной способ передвижения);
  • формировать у детей первоначальные измерительные умения, представления о весе и способах его измерения;
  • побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Развивающие:

  • поддерживать и развивать интерес детей к объектам природы, познавательную активность, логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, использовать условные обозначения (знаки, символы).

Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя), культуры поведения.

Предварительная работа с детьми:

  • беседа о музеях, о профессиях сотрудников музеев;
  • работа с планшетом «Логико-малыш» по комплектам карточек «Животные», «Насекомые», «Птицы»;
  • чтение познавательной литературы (энциклопедий и журналов), игры на сравнение и практическое соотнесение предметов по размерам, ознакомление с измерительными приборами.

Материалы к занятию:

  • ноутбук или проектор, изображения зданий музеев, портреты М.В.Ломоносова, К.А.Тимерязева, Ч.Дарвина, фотографии животных (можно заменить иллюстрациями, картинками);
  • видеопрезентация «Как узнают вес и рост животных); знакомые детям познавательные энциклопедии и журналы, заготовки «описательных карточек» животных и фото-экспонатов маленьких животных - колибри, летучая мышь-шмель, карликовая землеройка;
  • цветные карандаши, весы, линейки, комплекты измерительных наборов (полоски разной длины от 1 до 10 см.;
  • набор из небольших предметов весом с разницей в 1 грамм - монетка, пуговица, прищепка, камешек, плоды каштана, фасоли и т.д.), фотографии детей в музеях.

Ход ООД

Предложить детям рассмотреть фотографии, вспомнить свои впечатления.

- Что означает слово музей?

- Что хранят в музее?

- Кто собирает экспонаты?

- Что может стать экспонатом?

В каких музеях вы бывали?

- Какие музеи вы знаете?

- А кто был в музее, в котором можно познакомиться с миром животных?

- В Москве есть три больших музея, в которых мы можем познакомиться с миром животных.

- Это Зоологический музей Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Государственный биологический музей имени К.А.Тимерязева и Государственный Дарвиновский музей.

Эти музеи носят имена великих людей - исследователей, ученых - Климента Аркадьевича Тимирязева, Михаила Васильевича Ломоносова, Чарлза Роберта Дарвина.

- Что обозначает слово зоологический? (зоология - это наука о животных)

- А какие вам знакомы профессии музейных работников? (хранители, научные сотрудники, экскурсоводы, смотрители, экспозиционеры).

- Сегодня я предлагаю вам стать научными сотрудниками музея. Наш музей будет знакомить посетителей с животными нашего мира. Как мы его назовем? Какие еще есть предложения? (Выбираем название.)

- Какую полезную работу выполняет научные сотрудники музея? (проводят исследования, публикуют научные статьи, организуют тематические выставки, например «Животные жарких стран» или «Самые красивые бабочки мира»).

- Научный сотрудник музея должен много знать. Сейчас мы с вами выполним задания и проверим свои знания. (Задание «Какое животное лишнее и почему?» по одному различному признаку: месту обитания, способу питания, внешним особенностям, основному способу передвижения и с двумя вариантами ответа).

- По каким признакам мы делили животных (узнавали лишнее)? Чем они отличались?

- Как вы думаете, как обозначить то, что это животное зверь, рыба или птица, что живет оно в Африке, питается другими животными, насекомыми или растениями? Как называют таких животных? (Хищники, травоядные или растительноядные, всеядные.) Параллельно рисуем на доске условные обозначения.

- Молодцы ребята! Справились с заданием. Я вас поздравляю и вручаю значок научного сотрудника.

- Теперь пора приступать к работе. Каждому из вас предстоит составить описательную табличку к экспонату определенного животного, используя условные обозначения, которые мы отметили на доске. Или вы можете придумать свои условные знаки.

- Если при выполнении работы (задания) вы сомневаетесь в своем решении, как можно узнать, уточнить или проверить нужную информацию? В каких источниках? (Спросить у взрослого - «старшего научного сотрудника», посмотреть в энциклопедии)

Самостоятельная работа детей.

- Кто хочет рассказать о своем экспонате?

Физминутка.

- У меня для вас есть новость! В нашем музее будет проходить фотовыставка «Самые маленькие животные планеты Земля» (показ фотографий на слайде). Кто знает этих животных?

- Уже готовы описательные карточки к фото-экспонатам (показ карточек). Они дополнены новыми сведениями, которые мы не указывали ранее. Что это за сведения? (о размерах животных, их длине и весе).

- Как ученые узнают такие размеры животных, как рост и длина? А как узнать массу чего-либо?

- Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж из зоопарка «Как узнают вес и рост животных».

- А как нам узнать, сколько весит животное, что значит 1 или 2 грамма? Ведь мы сейчас не можем подержать живую птичку (мышку, рыбку) в руках, не можем ее взвесить на весах. (Найти предмет, который весит столько же.)

- Как увидеть длину в 3 см или 6 см? (посмотреть на линейке)

- Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет изучать одного представителя животного мира. На рабочем столе каждой группы есть все необходимое.

- Какие инструменты могут помочь справиться с заданием? (весы и линейки)

Так же у каждой группы есть наборы мерок для измерения длины и наборы для взвешивания. И журнал (или блокнот), в котором можно делать заметки.

Итак, каждой группе надо выполнить 2 задания:

1 - найти мерку длины для изучаемого животного и положить ее в кармашек описательной таблички).

2 - найти мерку массы для своего животного (найти предмет из набора для взвешивания, который весит столько же, сколько и животное по описательной табличке).

В блокноте при помощи математических знаков можно отмечать какой из предметов больше, меньше или равен массе изучаемого объекта.

Работа в группах. Обсуждение результатов. Представитель от группы рассказывает о своем животном.

- Уважаемые сотрудники, подведем итоги нашей работы.

- Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте.

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Сегодня я узнал (а)…
  • Теперь я могу…
  • Я понял (а, что…
  • У меня получилось…
  • Мне захотелось…
  • Мне понравилось…