Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника


Цель:

  • ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
  • поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
  • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

  • получение педагогами представления о мнемотехнике;
  • внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, участники мастер-класса! Приготовьте, пожалуйста, карандаши и лист бумаги.

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как, где и для чего можно использовать мнемотехнику и мнемотаблицы в нашей работе с детьми.

Предлагаю провести небольшой тест на определение типа вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

На экране появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

Педагоги выполняют задание.

Я вслух три раза прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.

Книга, тетрадь, ножницы, окно, небо, звезда, улица, дерево, торт, змея.

(Педагоги выполняют задание)

Каких слов запомнили больше, те которые прочитали на экране или услышали? Зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного вида, одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Так же важно развивать у детей ассоциативную память. Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т.д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является мнемотехника.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица - это дидактический материал. Их можно использовать, для:

  • обогащения словарного запаса;
  • обучения составлению рассказов;
  • пересказов художественной литературы;
  • отгадывания и загадывания загадок;
  • заучивания стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически, а далее ребенок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Работу с применением мнемотехники необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  • Рассматривание и разбор того, что на них изображено;
  • Осуществляется перекодирование информации (разбираем, что означает каждый символ).
  • После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление рассказов или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.

Например, при составлении рассказа по теме: «Зима»: 1. Мы рассматриваем тематические картинки, 2.беседуем о том, как необходимо одеваться в холодный период, в какие игры можно играть зимой. 3. О том, какие происходят изменения в природе, 4. как меняется жизнь животных и птиц с приходом зимы. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Предлагаю самим составить свой рассказ.

На экране вы видите простейшее стихотворение, переведённое в мнемотаблицу.
А вот пословица в мнемодорожке.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

Практическая часть. В занятиях с детьми можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» (Н.Нищева)

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Для того чтобы нам составить мнемотаблицу нужно:

  • Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
  • Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
  • В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется.
  • При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Сейчас глядя на мнемотаблицу, которую мы с вами составили, давайте расскажем стихотворение.

Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.

Итак, мнемотехника:

  • сокращает время запоминания;
  • развивает основные психические процессы;
  • развивает умение перекодировать информацию;
  • устанавливает причинно-следственные связи;
  • помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

  • Сегодня я узнала.
  • Было интересно.
  • Было трудно, но.
  • Я поняла, что.
  • Я научилась.
  • У меня получилось.
  • Мне захотелось.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!