Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-го класса. Тема: Звуки [с]–[ш]

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: звуки [с]–[ш]


Цель: Развитие навыков дифференциации звуков [с] - [ш].

Задачи:

  • Формировать умение различать согласные с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые ощущения, обозначать звуки буквами.
  • Формировать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику, логическое мышление.
  • Воспитывать самоконтроль за правильным произношением, наблюдательность.

Оборудование: доска, индивидуальные зеркала, шнурки, предметные картинки, сосновые шишки, карточки с домиками букв, опорные схемы для сравнения звуков, образы букв, тетради, карандаши, шнурки, слайды презентации.

Ход занятия

Вводная часть

Сядьте, пожалуйста, чьи имена начинаются с гласного звука, с согласного. Спасибо, все готовы!

Основная часть

1. Сообщение темы и цели.

Ребята, отгадайте загадки, определите первый звук в словах-отгадках. После отгадывания загадок на слайде 1 появляются картинки-отгадки.

- Ребята, какой первый звук в слове санки? шайба? Подумайте, с какими звуками мы будем сегодня работать? Дети делают выводы самостоятельно.

Загадка 1

Загадка 2

Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы (санки)

Гоняют клюшками по льду её у нас всех на виду
Она в ворота залетит, и кто-то точно победит (шайба)

2. Артикуляционная гимнастика. Чтобы справиться со всеми заданиями - разработаем язычок. Слайд 2 - артикуляционные упражнения (зрительный контроль).

3. Уточнение артикуляции звуков, установление различия. С опорой на зрительные, слуховые, тактильные ощущения даётся характеристика звуков. На доске - опорные схемы для характеристики звуков.

4. Фонетическая разминка. Повторение слоговых рядов вслед за взрослым. (дети, которым трудно повторить, логопед предлагает ещё раз прослушать и проговорить)

5. Соотнесение звуков с графическим изображением (мнемонический приём) Слайд 3.

- Ребята, звуки мы слышим. Звуки обозначают буквы, которые мы видим и пишем. На что похожа буква С, Ш?(ребятам фантазируют и придумывают свои образы букв).

Выкладывание букв из шнурков.

6. Дифференциация звуков

  • на слух. Игра «Поймай звук». Ребята, если услышите звук с - хлопуть в ладоши 1 раз, если ш - хлопнуть 2 раза.
  • в слогах. Работа в тетрадях. Игра «Шифровальщик». Логопед с ребятами уточняют, что при произнесении звука с - язычок внизу и показываем ↓, при произнесении звука ш - язык вверху ↑. Зашифруем слоги. Если в слоге есть звук с - пишем стрелку вверх, если ш - стрелку вниз.

Игра «Скажи наоборот» (логопед произносит слог - ребёнок произносит, заменяя с на ш)

в словах. Работа в парах. На каждой парте домики с буквами. Логопед раздаёт конверты с картинками.

- Ребята, в конверте перемешались все картинки - помогите разложить по своим местам (домикам). Взаимопроверка.

«Четвёртый лишний» Слайд 4. Сначала с показом картинок, затем на слух.

Послушайте слова, определите, какое слово лишнее. Какой звук объединяет 3 слова, а в четвертом его нет? С (слон, самокат, шкаф, санки; кувшин, сумка, пушка, подушка; самолёт, коса, краски, шпага)

7. Физминутка

Дружно встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

Определение места звука в слове. На доске схема для звукового анализа. Каждый ребёнок выходит с выбранной картинкой к доске и определяет место звука в слове. Оценивание детьми и логопедом правильность выполнения.

Дифференциация в предложениях.

А) Помогите мне правильно закончить предложения, если я ошибусь, исправьте меня.

Сладко спит в берлоге ...МИСКА,
На столе с салатом… МИШКА.
На лицо надета… МАШКА,
Имя нашей кошки... МАСКА.
Сочинял писатель… БАШНЮ,
Рисовал художник …БАСНЮ (учитель-логопед объясняет лексическое значение слова басня)

Б) Проговаривание стишка с опорой на мнемотаблицу и самомассаж сосновыми шишками.

Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью
Скроет шишки до весны.

Заключительная часть

  • Какие звуки учились слышать и различать? Где находится язык, когда произносим звук [с], [ш]?
  • Какой буквой обозначается звук [с], [ш]?
  • Отметьте смайликами своё настроение. Ребята выбирают смайлики аргументируют свой выбор. Спасибо, молодцы!

Разработана с использованием источников

  1. Л.Г.Парамонова «Говори и пиши правильно». Устранение недостатков устной и письменной речи. СПб: «Дельта».
  2. https://logopedprofiportal.ru/blog/714698
  3. http://enciklopediya1.ru/index/0-4246
  4. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-bukva-s-obuchieniie-ghramotie-1