Программа по преодолению трудной жизненной ситуации "7 шагов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Эта программа для тех, кто любит и умеет работать с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и сказками, рисует и фантазирует. Она обращена, в первую очередь, к подсознанию, поэтому позволяет найти уникальные пути решения проблемы, кризисной ситуации.

Эта программа рассчитана на детей и подростков, которые оказались в проблемной, некомфортной, сложной жизненной ситуации. Предназначена для работы с теми из них, кто не может что-то изменить. Поэтому ориентирована она на трудности, которые возникают у подростков в межличностном взаимодействии, прежде всего, в семье.

Причину кризисной ситуации установить не сложно. Необходимо эффективно её проработать, помочь ребенку (подростку) решить её, принять её. Или найти выход, некую продуктивную модель поведения в кризисной ситуации.

Наиболее частая проблема, возникающая у подростков: взаимоотношение с родителями. Ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном равенстве. В большинстве семей этот процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Ещё сложнее процесс проходит в семье, где отношения сложились деструктивные. Подросток ещё зависим от родителей. Но осознает ситуацию в семье как конфликтную. Аналогичные деструктивные отношения могут сложиться с друзьями, ровесниками. Могут сложиться с учителями. Невозможность что-то изменить приводит к тому, что подросток оказывается в трудной жизненной ситуации. Осознать, оценить, переоценить или принять ситуацию - цель программы.

Трудная жизненная ситуация - значимые в настоящее время для личности условия, вызывающие негативные эмоции и угнетающие состояния. Трудные условия всегда носят субъективный характер, который выражается индивидуальной тяжестью переживания. Это всегда опасная ситуация. Она требует от личности адаптации к новым условиям. В противном случае это может вылиться в личностные, поведенческие, психические нарушения и расстройства. / Светлана Трошина. Трудная жизненная ситуация - что это в психологии. Поддержка и помощь, оказываемая в трудной ситуации https://psychologist.tips/1337-trudnaya-zhiznennaya-situatsiya-chto-eto-v-psihologii-podderzhka-i-pomoshh-okazyvaemaya-v-trudnoj-situatsii.html/

Апробация программы показала, что проработка проблемы влияет на подростка, меняя не только его отношение к ситуации, но и его самого, и его окружения.

Цель программы: помочь подростку принять ситуацию, решить проблему, на которую он не может повлиять.

Задачи: осознание и принятие проблемы, изменение отношения к ней, снижение тревожности, закрепление новых типов поведения, отношения к кризисной ситуации.

Программа «7 шагов» представляет собой 7 этапов проработки кризисной ситуации. В некоторых шагах есть вариативность.

  • 1 шаг - 1 этап - осознание и принятие проблемы. Вариант 1 для тех, кто умеет работать с МАК. Вариант 2 - создание сказки.
  • Шаг 2 - 2 этап - изменение отношения к проблеме.
  • Шаг 3 - 3 этап - снижение уровня тревожности.
  • Шаг 4 - 4 этап - закрепление новых эмоций, новых отношений.
  • Шаг 5 - 5 этап - поиск жизненных ресурсов.
  • Шаг 6 - 6 этап - создание картины будущего, планирование.
  • Шаг 7 - 7 этап - закрепление результата.

Преимущество программы в том, что она позволяет качественно проработать проблему межличностных взаимоотношений в одностороннем порядке. Учитывая дефецит времени и ограничения в работе школьных психологов (занятия с психологом не стоит в расписании, с уроков брать не рекомендуется), программу можно разделить на 3 занятия на 40 минут. Или воспользоваться переменами (15-20 минут). Это составит 5-7 занятий.

Программа «7 шагов» представляет собой инструмент психологической «скорой помощи». Подходит для любых возрастов и категорий (дети и взрослые: ученики, педагоги, родители).

Шаг 1. Осознание и принятие

На этом этапе происходит главное: ребенок (подросток) осознает, вербализирует причину свой кризисной ситуации, свою жизненную проблему. И находит пути к решению.

Вариант 1. Работа с МАК

1. Вспомните свою проблему. Ситуации, связанные с ней. Обозначьте её одним словом. Вербализируйте свою проблему (запишите в несколько слов).

2. Выбрать в открытую 2-4 карты, связанные с проблемой. /Для работы с подростками возможно использование колоды «Тинэйджеры». Для работы с младшими школьниками авторская колода «Детство». Для работы со взрослыми любая ресурсная колода/

Положите перед собой. Рассмотрите внимательно. Поменяйте карты местами если надо. Накройте листом бумаги или переверните.

(Кто готов к внутренней работе, выберите 4 карты вслепую)

3. Медитация.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Закройте глаза. Ваши веки тяжелеют. Тело накрывает вязкая сонливость. Ваши руки стали тяжелыми. Невозможно шевельнуть пальцами. Ноги тяжёлые. Эта тяжесть расслабляет. /Пауза/

В мире есть место, где вам хорошо и спокойно. В этом месте безопасно. Это только ваше место. Это место вашей силы… Вспомните это место. Восстановите каждую деталь. Слева. Впереди. Справа. Позади. Сверху. Внизу. /пауза/

Почувствуйте тепло этого места. Запах этого места. Комфорт. Покой. Безопасность. Побудьте немного здесь. Отдохните. Принесите сюда что-то из любимой еды. Насладитесь уютом и покоем. /пауза/

Вы сейчас покинете это место. Но только на время. Вы сюда всегда можете вернется. Отдохнуть. Набраться сил.

Откройте глаза и посмотрите вокруг.

Подложим нашу работу.

4. Вспомните проблему в своей жизни, которую удалось решить (запишите несколько слов). Что-то в вашей жизни, что вызывало трудность, но увенчалось успехом.

5. Выберите в открытую 2-4 карты, которые отражают это решение. Положите перед собой. (Кто готов к внутренней работе, выберите 4 карты вслепую)

6. Откройте отложенные карты с вашей проблемой. Положите рядом с картами успешного решения. Переместите, перемешайте их по вашему усмотрению (как нравится).

7. Закройте глаза. Досчитайте до 20. Посмотрите на карты ещё раз внимательно. Найдите ответ (путь) в решении своей проблемы.

Вариант 2. Создание сказки

Подходит для детей всех возрастов, включая дошкольный. Для подростов и совсем взрослых.

1. Сказка. Этап 1

Вначале необходимо выбрать из любого сказочного набора в открытую (или вслепую) не менее 5 карт. На картинках должны быть некие сказочные герои. Затем нужно разложить их, определить главного героя, друзей, недругов. То есть создать связи. Если необходимо, выбрать добавочные карты.

Опираясь на схему Проппа о структуре волшебной сказки, сочинить историю с приключениями.

Обязательно сделать запись этой истории. А затем её прочитать. Проанализировать: чтобы выявить проблему, посмотреть, с какими трудностями сталкивается главный герой. Чтобы определить ресурсы: посмотреть, кто из героев ему помогает, какие качества проявляет главный герой, как сильные стороны своего характера. Всё это анализируется с позиции того, что человек ассоциирует себя с главным героем.

Перед следующим этапом нужно сказку-историю отложить в сторону.

2. Медитация. Медитативная сказка.

Далеко-далеко есть волшебный лес.
Этот лес полон чудес.
Все деревья в нем живые.
Они не умеют ходить.
Но они умеют говорить.
Потому что у них есть глаза, рот и уши.
Ходить в том лесу умеют лишь грибы.
Дороги их под землей.
Там у них и улицы, и дома.
Наверх они выходят по утрам.
Очень солнышко любят.
Выйдут, погреются, пообщаются.
Цветы грибам улыбаются.
Деревья на жизнь жалуются.
Хорошо.
Как же хорошо в волшебном лесу.
Этот лес далеко-далеко.

3. Успех.

Теперь нужно предложить ребенку (подростку/ взрослому) вспомнить и рассказать о событии, когда у него всё получилось хорошо. Когда его похвалили. Когда он получил награду. Вспомнить о событиях, людях, эмоциях.

4. Сказка. Этап 2.

Перечитать сказку, историю. Возможно, захочется внести изменения, добавить героев, ситуации. Обязательно! Добавить подвиг. Важно, чтобы победа. Когда история-сказка закончена окончательно, нужно закрыть глаза. Посчитать до 20.

Прочесть сказку и проанализировать: как теперь видится проблема, изменилась ли она? Её суть? Как теперь выглядят ресурсы: кто помощники? Каковы возможности самого главного героя? Каковы пути достижения успеха, победы? Сравнить всё это с реальной жизнью.

На этом этапе заканчивается 1 шаг: осознание и принятие проблемы. На этом этапе может не только произойти осознание проблемы, но и намечаются пути решения. Иногда другое видение проблемы.

Шаг 2. Изменить фокус.

Цель этого шага: изменить отношение ребенка к его проблеме. А если эти изменения уже произошли в ходе предшествующей работы, то этот шаг поможет закрепить успех.

Для этого нужно обозначьте для себя ещё раз ситуацию - проблему: записать. Проблема должна быть вербализована. Одно слово, словосочетание, предложение, несколько предложений.

Минусы известны. На то она и проблема. Теперь нужно найти и записать пять плюсов, которые сопровождают эту проблему. Психологу нужно помочь: дать возможность увидеть проблему с другой стороны, в другом ракурсе.

Запись важна. Она позволяет увидеть. Запомнить. Для лучшего запоминания, особенно ребенку, можно предложить создать некий символ-слово-образ. Этот новый образ, рисунок, ресурс проблемы, должен осознании и зафиксирован. Подбор слов//образов важен. Нужно проговорить, закрепить, чтобы это слово//образ в критической ситуации оказывало ресурсную помощь.

Шаг 3. Престать беспокоиться и найти мир внутри себя.

Цель этого этапа отражена в названии: снижение уровня тревожности в связи с этой проблемой. И вновь возникает необходимость обратиться к воображению, к классическим приёмам сказкотерапии.

Этап 1. Определение своего сказочного героя.

У нас у всех есть свой любимый с детства сказочный герой. Вспомните, именно о нем вы могли слушать сказку и ещё, и ещё раз. Или читать и перечитывать. Вспомнили. А теперь ответьте на несколько вопросов:

Как вы думаете, похожи ли вы на него?

Что у вас общего?

Можете ли вы сказать, что ваш любимый сказочный герой - это вы?

Сказочный герой на вас сегодняшнего похож?

Нет? Тогда на кого же вы похожи? Давайте подумаем.

Иногда бывает, что получается определить «своего» сказочного героя сразу, а иногда нет. Если не получается, давайте сделаем так: запишите (назовите) не менее десяти своих качеств. Проанализируйте их, а потом попробуйте понять, какому сказочному герою они подходят. Если не помните сказочных героев - загляните в Интернет.

Если и так сложно - спросите у близких и знакомых, на кого по их мнению сказочного героя Вы похожи.

Этап 2. Оценка сказочного героя.

Итак, герой определён.

Кто он, Винни-Пух или Мальчик-с-пальчик. Кот Леопольд или Спанч Боб. Маленький Мук или Иван-дурак. Золушка или Рапунцель. Мальвина или Пеппи Длинный чулок. Снежная королева или Баба Яга.

Если ваш Герой не совпадает по полу, ничего страшного. Мне приходилось видеть юношей, которые были Золушками, и девушек - Котов Леопольдов.

Давайте попробуем определить, нравится ли вам ваш сказочный герой? Подумайте, нравится ли его сказка? Его привычки и манеры? Его приключения и друзья?

Если непонятно, нравится или нет, то представьте, что вы надеваете костюм сказочного героя. Ходите в нём. Делайте дела. Общайтесь с близкими друзьями. А главное-принимаете решение. Если нравится, то следующий этап - смена сказочного героя - пропускаете.

Этап 3. Смена сказочного героя (образа).

Давайте выберем своего нового сказочного героя.

Как это сделать? Подберите качества и особенности, которые у вас есть и те, о которых вы мечтаете или планируете. Опираясь на них, сделайте свой подбор сказочного героя.

Например вы были Мальвина, но очень устали от этой роли. Вам стало не комфортно в ней. Кого выбрать: Бабу-ягу или Василису Премудрую. А может вы Золушка, а Принца нет потому что Фея-крестная не приходит. Тогда может стать Елены Прекрасной, и пусть из-за вас падёт Троя.

А может вы Маленький мук, и нет сил уже больше бегать. Устали. Возможно пора стать Алладином, удачливым и успешным. Или вы Винни-пух, обаятельной и привлекательной, но такой инфантильный. Есть Царь Гвидон. как вам?

Определи своего сказочного героя? Давайте примерим это платье на себя. Расскажите сами себе, напишите на листочке бумаги:

  • Как вы одеты?
  • Что вы любите?
  • Каковы ваши привычки?
  • Осанка, речь походка?
  • Каков род занятий?
  • Каково ваше окружение, друзья?

Наденьте, почувствуйте. Походить в нём не менее недели, привыкните и поймите: комфортно вам или нет?

Если всё сложилось-переходим на сказочный сценарий жизни.

Если не понравился образ - стоит поменять снова на старый или подобрать новый.

Этап 4. Сказочный сценарий жизни.

Теперь предлагаю написать сказочный сценарий вашей жизни. Для начала составьте список ваших близких и друзей. Лучше всего записать их на лист бумаги. После - подберите каждому сказочного героя. Конечно, это будут герои разных сказок. И уже поэтому ваша сказка будет уникальна: у каждого героя есть своя сказочная история и сказочный характер. Попробуйте осмыслить ваши взаимоотношениях, исходя из тех образов, что получились.

Чтобы помочь вам выстроить систему взаимоотношений, найти их сильные и слабые стороны, резервы и возможности, позже вы соскочите свою сказку-историю.

Чтобы понять, как строятся ваши взаимоотношения, надо сочинить сказку (историю, фантазию), где вы - главный герой. Конечно, положительный. Должны быть приключения. Героев - чем больше, тем лучше. Назначьте кого-то Антигероем (злодеем), кого-то - помощником. Кого-то - спасителем. Волшебником кого-то определите. Или введите его просто. И придумайте какой-то путь с приключениями.

Шаг 4. Благодарить.

Цель этого шага: закрепление позитивного отношения, позитивных эмоций.

Для этого нужно составьте список окружения: близкие, друзья, социальные контакты в школе (на работе). К окружению можно отнести и заявленную проблему, и сопутствующие задачи. Ко всем этим людям и ситуациям нужно подобрать слова благодарности: найдите хорошее, что возможно найти. Слова не должны быть пустые, формальные. Нужно произнести конкретно, за что благодаришь.

Этот шаг похож на 2, когда мы искали плюсы. Можно вернуться к тому материалу. Но этот этап обесценивает негативное содержание проблемы.

Для ребенка это аналогично игре в «Похвалилки» или «Комплемент».

Потребуется помощь психолога в данном случае. Потому что традиционно на этом этапе возникает стойкое сопротивление. Очень сложно поблагодарить человека, который обидел. Благодарность расценивается как прощение. Ребенку можно сказать, что это просто такая психологическая игра. Важно, чтобы ребенок (взрослый) произнес

Шаг 5. Поиск ресурсов.

Цель этого шага: осознание ресурсов в жизни (люди, возможности) и помех, которые ребёнок (человек) сам себе создает.

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте 5 кругов, один в другом. Заполнять эти круги будет сам ребенок.

2. В центр нужно вписать местоимение Я или свое имя, или нечто символическое.

3. В ближний круг нужно вписать имена людей близких вам, любимых, друзей.

4. В следующий поместите достижения, победы, памятные события, успехи. Указать увлечения, хобби.

5. За пределы кругов поместите «облака»: цели, мечты и желания. Все чего хочется, что планируется. Впишите их.

6. В крайний круг поместите все, что мешает достичь желаний и целей: люди, события, обстоятельства.

7. Используя стрелки найдите ресурсы в ближних кругах: кто или что поможет преодолеть те помехи, что обозначены, что поможет осуществить ваши мечты и желания, достичь цели. Если «ресурсов» недостаточно, или на ум пришли новые мысли, впишите.

В итоге зрительными становятся планы и желания. Это позволяет рисовать картину будущего. Позволяет не зацикливаться на проблеме. Видеть перспективы. И возможности, позволяющие решить любую проблему.

Шаг 6. Закрыть дверь и двигаться дальше.

Цель: создание перспективно план для закрепления результата и возможности двигаться дальше.

Создаем план на будущее «Картина моей жизни».

Продолжаем работу, начатую на предыдущем шаге. Создаем картину будущего.

Очень полезное упражнение для многих подростков: часто в общении с проблемным ребенком узнаешь, что он не знает, чего хочет, кем планирует быть. Это говорит и о том, что мотивация и целеполагание не сформированы. Этот шаг поможет сделать это.

Вариант 1. Коллаж.

  1. Запиши слова для своего будущего: мечты, желания, планы.
  2. Подбери к каждому слову картинку-символ в интернете.
  3. Составь коллаж из картинок, удобно расположив их на листе.

Вариант 2. Пазл «Цель».

Подросток с несформированной мотивацией трудно и неохотно озвучивает свои мечты, желания и цели. С целью осознания своих целей и желаний, несколько лет назад создала пазл «Цель», который основан на идеи Маслоу (теория потребностей). Подобраны картинки, из которых подросток сначала выбирает для себя наиболее привлекательные. А затем раскладывает их в виде пирамиды. (Приложение)

Шаг 7. Закрепляем эффект на уровне тела.

Все шаги пройдены. Мы достигли успеха. При достижении успеха у человека вырабатывается окситоцин. Поэтом успех так важен. Он залог здоровья в том числе.

Необходимо закрепить это состояние на уровне тела.

С детьми это лучше сделать, используя комплекс методик.

  1. Медитация, которая поможет восстановить состояние успеха.
  2. В рамках телесно-ориентированной терапии: найти место, где во время медитации , был зафиксирован успех.
  3. Выбрать некий жест, может не очень яркий, но важный для ребенка, который бы возвращал бы человека в это состояние успеха.

Итак, проблема решена, освоена, проработана, пережита. Возвращаться к ней не надо. Закрепление финальный шаг.

Обратная связь может быть осуществлена, если психолог уверен, что уровень тревожности ребенка не погасит эффект тревожности.