Урок по теме “Фенолы”. 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: фенолы


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (358 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы.

Задачи:

Образовательная:

  • показать значимость фенола как в народном хозяйстве, так и в быту;
  • рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;
  • познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы
  • рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль.

Развивающая:

  • развивать самостоятельность;
  • совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения;
  • продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к знаниям;
  • продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами);
  • расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека;
  • рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную).

Методы и методические приемы: словесный метод, наглядный метод, аналитический, сравнительный, обобщающий метод, самостоятельная работа.

Тип урока: урок повторения и изучения нового материала

Оборудование: С6Н5ОН, NaOH, FeCl3, HNO3 (конц), Na, по три пробирки, вода, спиртовка, пинцет, раствор чая, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность
учащихся

1. Организационный момент.

Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например в рассказе М.Зощенко «Перед восходом солнца» есть фраза «Я иду в лазарет и карболкой мою свои руки». Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить об этом веществе.

Приветствуют

2. Актуализация знаний.

1. Какие спирты называются ароматическими?

2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?

Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом

Анализ, сравнение, обобщение

3. Изучение нового материала.

(Слайд 2) В «Олесе» Куприна читаем «… Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были касторовое масло, карболка, борная кислота, йод». И в этом произведении встечается упоминание о карболке. Современное название его - фенол.

Определение фенолов: (Слайд 3)

Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5 - непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.

Классификация и изомерия фенолов: (Слайд 4)

В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные.

Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).

Строение молекулы фенола: (Слайд 5)

Неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из-за чего связь О-Н еще сильнее поляризуется. Фенол - более сильная кислота, чем вода и спирты.

В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С-Н в положениях 2, 4, 6

Формирование цели и задачи урока

4. Работа по изучению физических и химических свойств фенола.

Физические свойства фенола (демонстрационный опыт):

1. Посмотритена вещество, помещенное в пробирку, и опишите его физические свойства. (Слайд 6)

2. Растворяю вещество в холодной воде. Каков результат? (Не растворяется)

3. Слегка нагрею пробирку. Отметьте наблюдения. (Растворился)

Делаем вывод о физических свойствах фенола:

Следствием полярности связи О-Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность фенола к образованию водородных связей.

Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости в воде. Метанол, этанол, пропанол и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.

Химические свойства фенола (продолжение демонстрационного эксперимента): (Слайд 7)

4. В первую пробирку налью раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем 1\3 часть раствора фенола.

5. Во вторую пробирку добавлю 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6. В третью пробирку налью осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7. Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Уравнения
реакции

наблюдения

выводы

В таблицу записывают следующие уравнения и выводы:

а) реакции фенола по ОН-группе:

2C6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2 (Слайд 8)

C6H5OH + NaOH = C6H5ONa + H2O (Слайд 9)

Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол - слабая кислота (карболовая).

б) Реакции фенола по бензольному кольцу:

С6Н5ОН + 3Br2 = С6Br3OH↓ + 3HBr (Слайд 10)

С6Н5ОН + Br2 -> белый осадок.

Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?

Фенолы, как и толуол замещаются в положения 2,4,6, образуя с НNO3 тринитрофенол (пикриновую кислоту).
(Слайд 11)

в) Качественная реакция на фенолы

С6Н5ОН + FeCl3 -> фиолетовое окрашивание.

Фенильная группа C6H5 - и гидроксил -ОН взаимно влияют друг на друга.

Проводится ученический эксперимент исследование по определению наличия фенолов в чае:
Берем заваренный чай и добавляем бромную воду в образец. Записываем наблюдения и выводы.

Получение фенола - объяснение по слайдам 12,13.

Физиологическое действие фенола и его применение.

Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.
Биологическая роль соединений фенола (Слайд 14)

Физиологическое действие фенола

Положительная

Отрицательная
(токсическоедействие)

- лекарственные препараты (пурген, парацетамол);
- антисептики (3-5 % раствор - карболовая кислота);
- эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление:
- анетол в укропе, фенхеле,
анисе;
- тимол в чабреце;
- эвгенол в гвоздике, базилике;
- флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма).

- фенолформальдегидные смолы;
- пестициды;
- гербициды;
- инсектициды;
- загрязнение вод фенольными отходами.

Применение: (Слайд 15)

  • Пластмасса фенолформальдегидная.
  • Взрывчатые вещества.
  • Синтетические волокна.
  • Лекарства.

5. Первичное закрепление знаний - тест. (Слайд 16)

6. Домашнее задание.

Проработайте записи в тетради по теме урока.

7. Рефлексия. (Слайд 17)

Учитель: что нового узнали? Что было трудно?

Оцените себя по 1 из 3 фраз:
А - получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б - усвоил материал частично.
В - мало, что понял, необходимо еще поработать.

Выполнение опытов.
Исследование.

Запись в тетрадь

Литература

  1. Журналы «Химия в школе».
  2. Гара Н.Н. «Поурочные разработки по химии. 10 кл.». Москва, 2011.
  3. Ресурсы Интернет «Мир химии».
  4. Рудзитис Г.Е. и Фельдман Ф.Г. «Химия. 10 класс». М.: «Просвещение», 2013.