ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примечание: Пропаганда героических традиций российского народа становится более понятной, если она преломляется через традиции самого родного и близкого для человека - через традиции своей семьи, что делает исторические события более близкими, развивает интерес к героическому прошлому своего родного края.
Урок Мужества «Следы войны в моей семье» разработан членами школьного краеведческого кружка, учащимися 6-10-х классов. Проведен в школьном историко-краеведческом музее в ходе традиционной Недели Армейской жизни в школе.
Материалы урока являются результатом долгого и упорного труда самих учащихся - их поисковой работы, работы краеведческого кружка. В ней представлены односельчанине, имена которых с гордостью произносят жители с.Троицкий и с. Новоконстантиновка.
Выступление гостей урока помогают учащимся более конкретно и зримо представить далёкие события военных лет, развивают интерес к историческому прошлому своего села, гордость за своих родных и близких.
Задачи урока:
- обогатить знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны, через историю своих родных и близких, односельчан;
- показать, какой вклад внесли их родные и близкие, односельчане в победу;
- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ, своих односельчан;
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Главная цель - воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Формы работы:
- встречи с односельчанами;
- изучение документальных материалов по истории своего края, научной литературы, архивных источников;
- поисковая работа кружковцев;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций, периодической печати, книг;
- оформление стендов, экспозиций;
- конкурс тематического рисунка;
Оборудование: Для использования на уроке Мужества были подготовлены:
- списки погибших односельчан;
- стенд с фотоматериалами, рисунками и творческими работами членов школьного туристско-краеведческого объединения « Бригантина» на тему «Все до подробности - бесценно…»;
- ксерокопии фронтовых писем односельчан;
- карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;
- стихи и проза Платоновой З.И.
- материалы поисковой работы членов школьного краеведческого кружка.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока Мужества школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями тех далеких исторических событий. Приглашенные гости рассказывают о примерах героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, о трудовых подвигах в тылу, на примерах из жизни односельчан. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
У учащихся формируется опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины - к выполнению одной из основных социальных функций российского человека. Формируется убеждение в том, что клочок родной земли, на котором мы родились, на котором живём, где находятся могилы наших предков, является самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребёнка постоянно оберегать этот клочок, беспокоиться о мире и покое на нём.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Объявление темы и общих целей урока Мужества
Тем, кому еще нет и 16
Тем, кто пока не знает,
что такое война…
Посвящается
Чтобы поняли…
Чтобы помнили
3. Вступитильное слово учителя:
Войны - самые страшные периоды в истории человечества. Война приходит и забирает жизни невинных людей - детей, женщин, стариков. Великая Отечественная война - это самая кровавая война в истории нашей Родины, боль которой до сих пор не смыли слезы. Миллионы погибших людей, сломанных невинных судеб, сотни тысяч обреченных на горькое сиротство детей. Война затронула всех - русских, татар, башкир, украинцев, каждый народ, каждую семью нашей Отчизны.
Страшные и трагические последствия имела война 1941-1945гг: она продолжалась 1418 дней и ночей, погибло более 26 млн советских людей. Были разрушены 1710 наших городов, более 70 тыс. сёл и деревень. Страна потеряла 30 % своего национального богатства. Но если материальный ущерб можно в какой-то степени восполнить трудом народа, то нет меры, которой можно было бы измерить людское горе. Почти каждая семья лишилась отца или сына, матери или дочери, которые погибли на фронтах или были замучены, повешены, расстреляны или заживо погребены на оккупированных территориях, уничтожены в лагерях смерти.
Война затронула всех - русских, татар, башкир, украинцев, каждый народ, каждую семью нашей Отчизны. Затронула она и семьи наших односельчан.
4. Слово экскурсоводу школьного музея Адигамовой Людмиле
Начну с самых «корней». Мой прапрапрадед со стороны матери отца Вдовин Федор Тимофеевич - русский, жил в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии. В конце XIX века переехал в 7-е Алкино Благоварского района, где владел водяной мельницей. Его дочь Вдовина Анна Фёдоровна вышла замуж за Матвеева Дмитрия. У них родились дети - Анастасия, Николай и Мария (моя прабабушка). Старшая дочь Дмитрия и Анны - Анастасия - вышла замуж за Грицаенко Василия Ильича (см. фото №1) из посёлка Троицкий. Как было заведено в то время, переехала жить к мужу. Но молодая семья недолго наслаждалась семейным счастьем - началась Великая Отечественная война. Василий Ильич погиб на фронте. Его имя внесено в «Список памяти» односельчан, погибших в Великой Отечественной войне. Список висит на стенде в краеведческом музее моей школы. Когда я вхожу туда, то каждый раз боль сжимает сердце - боль за родных.
Старший брат моей прабабушки Марии - Матвеев Николай Дмитриевич (1924 г.р.) был призван на фронт как раз перед Новым 1942 годом. Дослужился до звания лейтенанта. Был награждён орденом Боевого Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Во время одного из боёв был сильно контужен. Лечился в госпитале, где познакомился с медсестрой Синишиной Ольгой Константиновной (1924 г.р.) (см. фото №2). Они полюбили друг друга. После войны Ольга предложила Николаю переехать к ней, в город Винницу в Украине, где они и жили до конца своих дней.
Мой дедушка со стороны папы - Адигамов Минихамит Икрамович, татарин, родом из деревни Метевбаш Белебеевского района. Его отец - Адигамов Икрам Ильясович (1905 г.р.) в 1942 г. был призван на фронт. Как вспоминает дед, немолодой уже отец почему-то сильно не хотел идти на войну - как будто чувствовал, что не вернётся. Ушёл, оставив дома троих малолетних детей и беременную жену Минсылу. В этом же году погиб под Москвой.
Моя прабабушка со стороны матери Платонова Елизавета Ивановна (1912-2007) жила в деревне Костенеево в Татарстане, работала учительницей. В начале 1930-х годов для её юного, открытого для всего доброго, сердца случилось большое потрясение. Их - мать, её и младших сестрёнок - вдруг ни за что, ни про что выселили из родного дома. То есть раскулачили… Идти было совершенно некуда, поэтому ей, чтобы не обременять маму, пришлось выйти замуж за парня из соседней деревни Мальцево, хотя ей нравился совсем другой. Замужество длилось всего 9 лет. Его разрушила война. Муж Сергей Константинович ушёл на войну. Елизавета Ивановна в это время ожидала рождения четвёртого ребёнка. Домой из Казани (наверное, из пересылочного пункта) от мужа пришло одно письмо, в котором Сергей Константинович просил жену беречь двухколёсную коляску. Она, мол, поможет в хозяйстве. А через год пришла похоронка…
«Запомнился высоким он,
Веснушчатым, курносым.
И синие глаза, как лён.
И чуб светловолосый.
Прислал с дороги два письма,
А с фронта - ни записки,
И плакала ночами мать,
Грустили мы, детишки.
Склонялись пред иконой ниц,
И жгло до острой боли
От стылых жёстких половиц
Колени и ладони.
Но не услышал, видно, Бог
Простой молитвы этой.
В буранный день в избе был вой
От тонкого конверта».
Это стихотворение написал моя бабушка - Платонова Зинаида Ивановна. Она - ребёнок войны, родилась в 1934 г. и хорошо помнит своё непростое детство: пронизывающий холод в избе, одна пара валенок на всю семью и голод, который не давал забыть о себе ни днём, ни ночью. Детские впечатления глубоко врезались в её память и через много лет пролились стихами на бумагу. Сейчас моя бабушка - пенсионерка, поэтесса, член Союза российских писателей, живёт в городе Набережные Челны.
Приближается 65-летие Великой Победы. В каждой семье вспоминают отца или деда, прадеда, не вернувшегося домой с войны. Мы, их потомки, обязаны чтить память о своих родных, изучать отечественную историю, которая оставила такой грустный отпечаток на наших семьях. Ведь когда открываешь учебник и читаешь, что в таком-то бою погибло столько-то, в другом бою - столько-то - это одно. Но когда ты видишь следы войны в твоей семье - это совершенно другое. Становится действительно страшно и очень больно. Если бы мои предки - Грицаенко Василий, Адигамов Икрам, Платонов Сергей - не погибли в жерновах войны, сколько бы ещё родни у меня было! Сколько ещё дядей, тётей, братьев и сестёр у меня появилось!.. Прадеды не успели дослужиться до высоких званий, орденов. Но никак нельзя назвать их смерти напрасными! Их гибель дала шанс выжить другим солдатам. И у этих солдат после войны под мирным небом родились дети, внуки.
Мы должны быть патриотами нашей Родины, уважать друг друга и уважать прошлое - страшное, тяжёлое, но действительно ВЕЛИКОЕ.
«Война - смертоносные брани,
Война - это горе и мрак,
Война - это страшные раны…
Опомнись, поверженный враг!
Планету вы сделали адом,
Всё сущее злобно губя.
Не надо! Не надо! Не надо
Стрелять ни в меня, ни в тебя!
Заклятьем звучит моё слово
От имени всех матерей,
Библейским заклятьем христовым
Из заповедей: «Не убей!»
(Платонова З.И.)
5. Слово экскурсоводу школьного историко-краеведческого музея Крыжченко Андрею
В этом учебном году я и мои одноклассники работали над проектом «Следы войны в моем классе», который посвятили тем, кто в годы Великой Отечественной войны защищал родину от врага, приближал долгожданную победу.
Проблема над которой мы работали:
- нужно ли знать и помнить свою историю?
- то мы можем сохранить для будущих поколений?
Задачи которые мы перед собой поставили:
- больше узнать об участии своих родных и близких в Великой Отечественной войне;
- глубже познакомиться с историей семей своих одноклассников в данный исторический период;
- взять интервью у своих бабушек и дедушек;
- разработать тематическую экскурсию в школьном краеведческом музее.
Основополагающим вопросом нашего проекта мы определили следующий:
Можем ли мы сберечь мир для будущих поколений?
Когда началась война моему дедушке было всего 10 лет. Прадеду - 60 лет на фронт его не взяли по возрасту. И тот и другой, всю войну работали на колхозных полях во имя Победы и для Победы. С раннего утра до позднего вечера, часто даже ночевали в поле. Мой дед Александр рассказывает мне о войне такой, какую запомнил он, будучи ребенком. Самое страшное его воспоминание - смерть, голод и холод. Не все выжили в те голодные дни. Но те, кто пережил ту страшную войну, навсегда сохранят в своей памяти воспоминания о ней. Война и детство - несовместимые понятия. Они так же несовместимы, как смех и слезы, горе и счастье, жизнь и смерть.
Какими словами передать те нечеловеческие испытания, что легли непосильным грузом на хрупкие детские плечи?
Вторая мировая война принесла много потерь русскому народу. Многие из детей и подростков того времени не знали и не могли почувствовать своего детства, как мои дед. В наше время в этом возрасте мы живём беззаботной жизнью и даже представить не можем, что было бы с нами, окажись мы на их месте.
У моего дедушки был брат, звали его Федор. На начало войны ему исполнилось 20 лет. С первыми призывниками он был отправлен на Волховский фронт. Вернулся он домой в 1943 году, без наград, и с ампутированной ногой.
Две сестры моего деда: Анастасия и Анна (1912 и 1915 г.р), также всю войну трудились в колхозе. Муж Анастасии - Дейниченко Филипп, прошел всю войну и вернулся домой живым. Муж Анны - Лесин Александр в самом начале войны был комиссован по ранению.
Вторая мировая война принесла много потерь русскому народу. Многие из детей и подростков того времени не знали и не могли почувствовать своего детства, как мои дед. В наше время в этом возрасте мы живём беззаботной жизнью и даже представить не можем, что было бы с нами, окажись мы на их месте.
Когда произносишь слово «война» сердце сжимается от боли и ужаса. Какое это страшное слово…Сколько было пролито слез, сколько молодых жизней забрала она, сколько сирот оставила после себя. Все, кто уходили на войну говорили: «Я вернусь…». Все они мечтали вернуться… Но многих поглотило черное чрево войны.
У моей одноклассницы Осадчей Татьяны прадед Петр прошел всю войну, вернулся живым. Был награжден боевыми медалями. Умер в возрасте 85 лет. Второй прадед - Григорий, погиб в бою впервые месяцы войны. Ему было всего 29 лет.
Он ушёл на фронт 7 июля, а осенью 1941 года пропал без вести под Смоленском. Успел прислать всего несколько писем. Все эти годы их бережно хранила прабабушка Александра - маленькие листочки, исписанные торопливым почерком... Перед смертью прабабушка передала письма сыну Григорию, завещая их хранить и беречь. Теперь это семейная реликвия. Пожелтевшие листочки, истёртые на сгибах. Уж не все слова чёткие, их трудно читать.
«Милые и дорогие мои, здравствуйте!»
«В первых строках моего письма спешу сообщить, что я пока жив и здоров. Шлю Вам горячий привет и крепко целую. Мне хотелось бы знать, как вы живете. Получаете ли вы пособие, платите ли налог и сколько? Как работаете в колхозе? Что выросло на огороде? Какова цена на хлеб? Что думаете делать с коровой? Я советую ее продать и купить больше хлеба.
Как учатся дети? Желаю им здоровья и успехов в учебе. Надеюсь на встречу.» Так писал солдат с фронта.
Солдат заботился о семье, интересовался домашними делами, давал советы. Ведь в деревне у него осталась большая семья - жена и пятеро ребятишек, И даже на расстоянии, в минуты смертельной опасности, муж и отец хотел их защитить не только от злого врага, но и от житейских проблем.
Сколько таких фронтовых писем шли к своим адресатам в города, в сёла, станицы! Их ждали, читали всей семьёй, с соседями. Плакали, радовались, читали снова и снова, заучивали наизусть.
Но…. Шла вторая мировая война. Страшная война. Маленьким винтиком был в ней солдат. Трогательно и наивно звучат его слова. В страшной мясорубке войны он думает о человеческом, насущном. И если бы не эта «пять родной земли», где живут и надеются любимые - жена, дети, отцы и деды, о которых не раз думал воин - не выстоять было нам в той войне.
Сколько таких фронтовых писем не дождались своих солдат… ..
война оставила след в каждой российской семье, зашла в каждый российский дом, забрала самых дорогих людей, оставив память о них.. Память возвращает нас в суровые военные годы, которые прошли через судьбы людей, остались в сердцах и душах.
Моя одноклассница Сайфуллина Оля живет в селе Константиновка. Ее бабушка - Могилат Надежда Петровна тепло вспоминает свою большую семью, где росло семеро детей. В семье ее отца было 4 брата. Отец и его братья воевали на фронтах ВОВ. Домой вернулись лишь двое.
В военное время семья Олиной бабушки жила по соседству с семьей Михаила Павловича Криворотова, Героя Советского Союза. Он учился в нашей школе и отдал жизнь за Родину в боях за освобождение Украины.
6. Слово экскурсоводу школьного музея Ващенко Эвелине
В школьном музее всегда привлекают внимание фотографии. Особенный интерес вызывают у нас старые снимки, ведь они отражают различные события прошлого. Обратите внимание на этот снимок - простенький класс и юные лица над партами. Это ученики Троицкой восьмилетней школы имени М.П.Криворотова. Почему школе дали имя этого человека? Нам захотелось вернуть время и узнать подробности его жизни и судьбы.
Простой, деревенский, неграмотный парень рос, оказывается совсем рядом, в соседней украинской деревне Константиновка Благоварского района Башкирии.
(Слово предоставляется старожилу села Новоконстантиновка Могилат Надежде Петровне)
«Его помнят здесь с детства, когда он шестилетним ребенком остался сиротой после смерти отца. Мать с тремя маленькими детьми хлебнула немало горя. Колхозов тогда еще не было. Убогое вдовье хозяйство быстро приходило в упадок. От бескормицы пала единственная коровенка. Бывало и так, что по несколько дней в хате и хлеба не видали. Мать выбивалась из сил, кое-как управлялась сама с хозяйством, но посылала Мишу в школу. Она мечтала о том, чтобы ее сын получил образование, получил то, чего не имела ни она, ни ее покойный муж Павел.
Несколько лет учился Миша в школе. Но тяжелые обстоятельства все же заставили его, единственного мужчину в семье, подумать о заработке . Сначала он пас овец единоличных хозяев, потом - стал колхозным пастухом. По взрослому серьезно , исключительно аккуратно и добросовестно относился он к своим обязанностям. И колхозники артели имени Калинина теперь вспоминают, что на юного пастуха не было никогда никаких нареканий»
Шло время. На колхозных полях появились тракторы. У колхозного пастуха наблюдавшего работу стальных коней, зародилось желание быть одним из тех, кто водит эти машины, гордо восседая за рулем. Ему конечно, и не могло прийти и в голову, что владение машинной, впоследствии, сыграет большую роль в его жизни. Миша обращается в правление колхоза с просьбой послать на курсы трактористов. Ему отказывают: то ли путевок не было, то ли правленцы усомнились в способностях подростка овладеть солидной профессией тракториста. Обескураженный отказом он все же не оставляет своей мечты.
Однажды Миша услышал, что в Уфе открыты курсы шоферов, где обучают за плату. Собрав небольшую сумму денег он - впервые покидает родную Константиновку и едет в город . Но и тут его ждет неудача: он опоздал. Набор закончен, общежитие переполнено, прием на курсы прекращен. Паренек возвращается домой с горечью обиды, но с твердой решимостью добиться своего. Он ищет и находит себе другую школу. Через несколько месяцев он приходит в совхоз имени БашЦИКа, расположенный невдалеке от Константиновки и поступает туда на работу. Здесь много тракторов. Находясь около них, присматриваясь к работе трактористов можно многому научиться.
Через некоторое время Миша вполне освоил трактор знал каждую его деталь, владел им в совершенстве.
Миша вырос, возмужал, из подростка превратился в рослого , широкоплечего, крепкого юношу. Подошла пора ему идти в Красную Армию. Он ждал призыва как большого события в своей жизни, готовился с честью выполнить свой долг перед Родиной, так много давшей ему, крестьянскому парню - сироте . Из рассказов товарищей ранее служивших в Красной Армии он знал какой прекрасной школой является она. Матери на прощанье он так и сказал:
«Иду в армию с большой радостью. Знаю, там из меня человека сделают».
Предстоящая служба неизменно связывались у Михаила Криворотова с машиной. Призывную комиссию он просит отправить его в танковую часть. Просьба была удовлетворена.
В декабре 1940 года Михаил Криворотов был призван в армию.
Через месяц - полтора семья получила от него первое письмо. В скупых, немногословных строках он сообщает о своих первых шагах в Красной Армии:
- «Пока трудно. Дисциплина жесткая, но - я привыкну. Меня зачислили башенным стрелком, а также радистом танка. Сейчас изучаем азбуку Морзе и радиоаппарат».
В последующих письмах он сообщает о своих успехах в боевой учебе. Видно, что его настойчивость, любознательность, интерес к машине находят в армии новое применение. Танк увлекает его целиком, как раньше трактор и комбайн. Аккуратный, добросовестный колхозный рабочий становится дисциплинированным бойцом. Командиры им довольны, о чем он не без гордости сообщает матери. И неизменно все письма кончаются словами: «живу хорошо».После четырех месяцев учебы в Воронеже, был отправлен в Западную Украину.
Ему было всего 20 лет, когда началась Великая Отечественная война. Страшная, жестокая, злая. Она принесла ужас и боль, горе и слезы в каждую семью. Погибали отцы, оставались сиротами дети. Особенно страшным было начало войны. Обладая большим преимуществом на направлениях главных ударов, фашисты рассекли оборону нашей армии. Войска пограничных округов, неся огромные потери , были вынуждены отступать и гибнуть в неравных сражениях. Шел тяжелый 1941 год. Украина. Ожесточенные бои под Штеповкой.
В тот день, 1 октября 1941 года, у села Штеповка Сумской области механик-водитель Криворотов семь разводил свой танк в атаку. Семь раз стремительно врывался в самую гущу врагов, обрушивая всю тяжесть своей мощной машины на немецкие противотанковые пушки и пулеметы, минометные батареи и пехоту. Отважный танкист уничтожил в этом бою противотанковую пушку, смял пять крупнокалиберных пулеметов, превратил в груду обломков две минометные батареи фашистов, раздавил несколько транспортных машин.
«В последней атаке, - говорится в наградном листе, - от попадания артиллерийского снаряда танк Криворотова загорелся. Несмотря на это, он решительно ринулся на батарею противника, которая была уничтожена. После вывел танк на исходное положение...
Только успел выскочить из люка, танк от горящих снарядов взорвался. Из всего экипажа в живых остался один - Михаил Павлович Криворотов.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 563) Криворотову Михаилу Павловичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года.
Вспоминает Могилат Надежда Петровна:
«Первой узнала и разнесла новость по селу письмоносец Оля Бондаренко . Получив на почте корреспонденцию для доставки адресатам , она по своему обыкновению прежде всего бегло просмотрела свежие газеты и в Указе президиума Верховного Совета СССР ей бросилась в глаза знакомая фамилия. Среди одиннадцати новых Героев Советского Союза значился красноармеец Криворотов Михаил Павлович.
- «Неужели наш Миша?» - поразилась Бондаренко.
Но сомнения быть не могло: и фамилия его, и имя-отчество. Он. Через час на току, и в конторе правления колхоза, на улицах села и в избах - всюду люди оживленно обсуждали известие о своем односельчанине, чья слава прогремела по всей стране.
- «Неужели Криворотов Миша?» Шутка сказать - Герой Советского Союза!
- Колхозников удивляло не только то, что известный им, рядовой сельский паренек совершил необычайный героический подвиг, но даже и то, что в правительственном указе он назван по имени и отчеству - Михаилом Павловичем. Ведь совсем еще недавно это был подросток, почти мальчик - Миша.
Слово экскурсоводу школьного музея Пещеровой Елене
В короткие передышки между боями, герой пишет письма на родину:
«Здравствуйте, дорогая Мамаша и сестры Шура и Маруся! Передаю вам свой героический привет».
Мама, тебе эти строки пишу
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную
Такую хорошую - слов даже нет.
«Во-первых, я хочу вам сообщить, что меня посылают учиться на техника по танкам. Думаю справиться с этой учебой только на хорошо и отлично, но, конечно, немца бить легче, чем учиться, а ученье без трудов не дается».
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя, и вечно не в срок,
Бегущего утром с портфелем под мышкой
Свистя беззаботно, на первый урок.Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов
И где-то, по - мирному, в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
Тихий крестьянский парень преображается. В нем пробуждаются ярость и гнев против разбойников, напавших на его родину, уничтожающих советские города и села, грабящих нажитое честным трудом добро, убивающих стариков, женщин и детей. Это возмущение против лютого врага, безграничная любовь к родине наполняет его новой, неиссякаемой энергией:
«Я жив и здоров. На фронте действую с 22 июня. В бою веду машину на «отлично». Снаряд противника не может попасть в мой танк при таком маневре, какой делаю я. Машина моя ходит все время исправно, и будет ходить исправно до конца войны, до победы, до разгрома фашистской гадины, которая по-разбойничьи напала на нашу страну»…
За жизнь, за тебя, за родные края,
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мною, родная моя!И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай. Я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Вскоре Пелагея Иосифовна Криворотова получилаписьмо из Военного округа:
«Честь и слава вам - матери, воспитавшей доблестного патриота, бесстрашного бойца, гордо и беззаветно отстаивающего честь и независимость своей великой родины от заклятых врагов - немецких фашистов.»
Также храбро воевал Криворотов и на астраханском направлении в составе 6-й гвардейской танковой бригады 28-й армии. В ходе ноябрьского наступления 1942 года в боях под Астраханью танк под управлением гвардии лейтенанта Криворотова наводил ужас на гитлеровцев.
В одном из ноябрьских номеров (1942 г) газеты «Известия», в корреспонденции с Юго-Западного фронта сообщалось о новом боевом подвиге нашего героя:
- «Танк Героя Советского Союза сержанта Криворотова в бою за селом М. подбил немецкий танк. Немцы открыли по нашей машине ураганный огонь. Но Криворотов решил не оставлять противнику годного к ремонту танка. Под сильным огнем он взял немецкую машину на буксир и притащил ее в свою часть».
Экипаж танка погиб. Сам М.П.Криворотов был трижды ранен, но оставался в строю до конца. С тяжелыми ранениями его доставили в один из астраханских госпиталей.
Герой умер от ран в госпитале, 18 февраля 1943 г. Похоронен в г. Астрахань.
Слово экскурсоводу музея Ващенко Эвелине.
За проявленное мужество и храбрость при выполнении боевого задания Криворотов М.П. был представлен к высшей правительственной награде.
Он стал первым комсомольцем, который получил звание Героя Советского Союза.
«Парень из нашего села» - так просто и с любовью говорят о нем сегодняшние жители села Новоконстантиновка - Михаил Павлович Криворотов сражался за родину своей матери - Украину, за свою малую родину - Башкирию , за всю великую Россию.
Имя Михаила Павловича Криворотова служит вечным примером преданности Родине. Ведь благодаря таким людям, подвиг и мужество которых забыть невозможно, страна наша выстояла, выжила и стала еще краше и лучше, чем раньше.
Слово экскурсоводу школьного музея Пещеровой Елене
Недавно мне попались на глаза стихи Бориса. Майорова. Строки одного из них мне как-то запали в душу:
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Скорее всего, эти строки относятся ко мне и моим сверстникам - ведь мы, живущие сегодня, должны помнить о тех, кому досталось столь тяжкое бремя войны. Наш долг и наша обязанность - помнить о тех, кто никогда не сможет видеть свободу страны, добытую их собственной кровью, чтить их память и радоваться жизни за всех тех, кто остался на полях войны.
Забыть их подвиг - значит предать всех, кто ценой своей жизни дал нам возможность жить.
Мы, нынешние дети, родились и выросли в мирное время. А задумываемся ли мы над тем, кому мы обязаны жизнью? А нынешние взрослые вспоминают о прошлом? Кто знает, какое поколение сегодня больше нуждается в восстановлении утраченной памяти? Ведь отвечали же некоторые взрослые на вопрос корреспондентов, что было бы, если бы победили фашисты: «Был бы четкий порядок, как в Европе, ели бы сосиски с гамбургским пивом...» Как печально слышать это! О многом, значит, не слышали, не знают... Оглянитесь, посмотрите. Мы - граждане великой многонациональной России. И мужественная защита своей Земли, как и способность щедро трудиться, возделывая ее, способность пропускать чужую боль через свое сердце, - традиционные черты нашего характера.
Мы можем свободно жить и быть счастливыми благодаря тем терпеливым, каждодневным героям, простым, без громких слов, таким как М.П.Криворотов.
Да, время, неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью.
«У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет».
Вспоминайте и всегда восхищайтесь героями, отстоявшими нашу страну в самых тяжелых условиях. Уважайте ветеранов, спасших нас от рабства и уничтожения, и сохранивших для нас этот мир, эту страну.