Проект «Волшебница – вода» (круговорот воды в природе)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Круговорот воды в природе, вода, проектная деятельность в ДОУ


Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, океане ,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться!
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (15.03.2021-23.03.2021).

Целевая аудитория: дети в возрасте 6-7 лет.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы в количестве 31 человек, воспитатель.

Актуальность проекта: Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес, она повсюду: быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Вода нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка на воду с раннего детства, но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольника в посредством взаимодействия с неживой природой, и практическое применение детьми полученных знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе атребутов «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу , устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.

Цель: Расширение представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе. Развитие у детей интереса к познанию и стремление к практическому исследованию.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о воде, ее состояниях.
  • Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
  • Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысить уровень речевого развития¸ воображения, фантазии, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт: поведения и наблюдения в природе.

Ответственные за реализацию проекта: воспитатель группы

Продукт проекта:

  • Совместное провидение исследовательской деятельности
  • Совместное творчество воспитателя и детей: Ободок «Капелька, тучка, солнышко», «Капитошка» (Рисование, аппликация)
  • Блокнот наблюдений за ростом лука
  • Исследовательская деятельность дома (фото)
  • «Путешествие капельки» - атрибуты «Круговорот воды в природе»

Этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный (разработка проекта).

  • подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
  • подбор художественной литературы по теме;
  • подбор энциклопедий;
  • составление картотеки опытов с водой;
  • подготовка оборудования для опытов с водой.

Второй этап - основной.

  • ООД;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Художественное творчество;
  • Дидактические игры;
  • Игры эксперименты;
  • Наблюдения на прогулках.

Третий этап - итоговый (заключительный).

  • Итоговое занятие по теме «Круговорот воды в природе».
  • Презентация для детей « Круговорот воды в природе»
  • Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой».
  • Подведение итогов проделанной работы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей реализации проекта.

Работа с детьми

  • Опрос детей по теме.
  • Введение в проект: внесение иллюстраций «О воде»
  • Просмотр мультфильма «Капитошка».

Работа по группе

  • Внесение книг по теме в книжный уголок:
  • Энциклопедии «Я познаю мир», «Жители подводного мира»
  • Подбор видеотеки с мультфильмами про воду

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель: Накопление детьми необходимых знаний «Что мы знаем о воде», «Свойства воды, Круговорот воды в природе».

Работа с детьми

1. Беседы:

  • «Что вы знаете о воде», «Чем отличается пресная и морская вода?».

2. Просмотр мультфильмов: «Капитошка»

3. ООД:

  • Познавательное развитие «Что мы знаем о воде?»
  • Опыты с водой: «Водяной-фильтр», «Испарение влаги с листьев растений, почвы, посадка лука», «Облако», «Круговорот воды в природе», рисование «Ободки «капельки»
  • Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Ручеек».
  • Чтение художественной литературы:
    • Энциклопедии «Я познаю мир», «Жители подводного мира»
    • Н.Николаенко «Дождик - душ», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки»

Работа по группам

  • Подбор видеотеки с мультфильмами о воде.
  • Рассматривание картинок о воде и ее обитателя.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: Обобщение знаний по теме проекта «Волшебница вода» (круговорот воды в природе).

Работа с детьми

1. Создание условий для решения игровых ситуаций:

  • «У нас отключили воду»,
  • «Можно ли пить морскую воду»,
  • «Как беречь воду».

2. Игра «Тучка и капельки», «Ручеек».

3. Презентация «Круговорот воды в природе».

Работа по группам: Подбор аудиозаписей с мелодией воды: «Дождь», «Ручей», «Река», «Море», «Океан».

Перспективный план работы с детьми

Число/ день недели

Проводимая образовательная деятельность

Понедельник
15.03.2021

Интегрированная ОД «Что мы знаем о воде», Худ.-эстетич.р. ободки «Капельки»

Вторник
16.03.2021

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Водяной-фильтр»

Среда
17.03.2021

Познавательное развитие «Испарение влаги с листьев растений, почвы, посадка лука»

Четверг
18.03.2021

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Облако»
Просмотр мультфильма «Капитошка»

Пятница
19.03.2021

Художественно-эстетическое развитие. Рисование (по мокрому) «Весеннее небо»

Понедельник
22.03.2021

Развитие речи. Стихи и загадки о воде. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет», «Какой бывает вода»

Вторник
23.03.2021

Интегрированная ОД, презентация « Круговорот воды в природе»

Результативность: Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды. Родители оказывали помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении. Воспитатели разработали конспекты занятий, целевые беседы и наблюдения; составили картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе» сконструировали атрибуты по теме « Круговорот воды в природе".

Вывод: Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение - круговорот воды можно получить в бытовых условиях.

Опыты к проекту

1. «Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (Квадратной.) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед - это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

2. «Лед легче воды»

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

3. «Превращение в воду»

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду

4. Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.

Вывод: пар - тоже вода.

Испарение влаги с листьев растений (наблюдение).

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, резинка.

Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

«Делаем облако» (опыт).

Цель: показать образование облака.

Оборудование: банка, крышка металлическая, лед.

Ход. Наливаем в банку горячей воды 3 см. на металлическую крышку кладем пакет со снегом и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера», 2005.
  4. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.
  5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.
  7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. - 3-е изд. - М.: АРКТИ, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. - 128 с.

Приложение