Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, океане ,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться!
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (15.03.2021-23.03.2021).
Целевая аудитория: дети в возрасте 6-7 лет.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы в количестве 31 человек, воспитатель.
Актуальность проекта: Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес, она повсюду: быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Вода нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка на воду с раннего детства, но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольника в посредством взаимодействия с неживой природой, и практическое применение детьми полученных знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе атребутов «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу , устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.
Цель: Расширение представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе. Развитие у детей интереса к познанию и стремление к практическому исследованию.
Задачи проекта:
- Формировать представления о воде, ее состояниях.
- Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
- Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
- У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
- Повысить уровень речевого развития¸ воображения, фантазии, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобретут экологически ценный опыт: поведения и наблюдения в природе.
Ответственные за реализацию проекта: воспитатель группы
Продукт проекта:
- Совместное провидение исследовательской деятельности
- Совместное творчество воспитателя и детей: Ободок «Капелька, тучка, солнышко», «Капитошка» (Рисование, аппликация)
- Блокнот наблюдений за ростом лука
- Исследовательская деятельность дома (фото)
- «Путешествие капельки» - атрибуты «Круговорот воды в природе»
Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный (разработка проекта).
- подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий;
- составление картотеки опытов с водой;
- подготовка оборудования для опытов с водой.
Второй этап - основной.
- ООД;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Беседы;
- Чтение художественной литературы;
- Художественное творчество;
- Дидактические игры;
- Игры эксперименты;
- Наблюдения на прогулках.
Третий этап - итоговый (заключительный).
- Итоговое занятие по теме «Круговорот воды в природе».
- Презентация для детей « Круговорот воды в природе»
- Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой».
- Подведение итогов проделанной работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей реализации проекта.
Работа с детьми
- Опрос детей по теме.
- Введение в проект: внесение иллюстраций «О воде»
- Просмотр мультфильма «Капитошка».
Работа по группе
- Внесение книг по теме в книжный уголок:
- Энциклопедии «Я познаю мир», «Жители подводного мира»
- Подбор видеотеки с мультфильмами про воду
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Накопление детьми необходимых знаний «Что мы знаем о воде», «Свойства воды, Круговорот воды в природе».
Работа с детьми
1. Беседы:
- «Что вы знаете о воде», «Чем отличается пресная и морская вода?».
2. Просмотр мультфильмов: «Капитошка»
3. ООД:
- Познавательное развитие «Что мы знаем о воде?»
- Опыты с водой: «Водяной-фильтр», «Испарение влаги с листьев растений, почвы, посадка лука», «Облако», «Круговорот воды в природе», рисование «Ободки «капельки»
- Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Ручеек».
- Чтение художественной литературы:
- Энциклопедии «Я познаю мир», «Жители подводного мира»
- Н.Николаенко «Дождик - душ», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки»
Работа по группам
- Подбор видеотеки с мультфильмами о воде.
- Рассматривание картинок о воде и ее обитателя.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Обобщение знаний по теме проекта «Волшебница вода» (круговорот воды в природе).
Работа с детьми
1. Создание условий для решения игровых ситуаций:
- «У нас отключили воду»,
- «Можно ли пить морскую воду»,
- «Как беречь воду».
2. Игра «Тучка и капельки», «Ручеек».
3. Презентация «Круговорот воды в природе».
Работа по группам: Подбор аудиозаписей с мелодией воды: «Дождь», «Ручей», «Река», «Море», «Океан».
Перспективный план работы с детьми
Число/ день недели |
Проводимая образовательная деятельность |
Понедельник
|
Интегрированная ОД «Что мы знаем о воде», Худ.-эстетич.р. ободки «Капельки» |
Вторник
|
Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Водяной-фильтр» |
Среда
|
Познавательное развитие «Испарение влаги с листьев растений, почвы, посадка лука» |
Четверг
|
Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Облако»
|
Пятница
|
Художественно-эстетическое развитие. Рисование (по мокрому) «Весеннее небо» |
Понедельник
|
Развитие речи. Стихи и загадки о воде. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет», «Какой бывает вода» |
Вторник
|
Интегрированная ОД, презентация « Круговорот воды в природе» |
Результативность: Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды. Родители оказывали помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении. Воспитатели разработали конспекты занятий, целевые беседы и наблюдения; составили картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе» сконструировали атрибуты по теме « Круговорот воды в природе".
Вывод: Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение - круговорот воды можно получить в бытовых условиях.
Опыты к проекту
1. «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (Квадратной.) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед - это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
2. «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
3. «Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду
4. Пар - это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Вывод: пар - тоже вода.
Испарение влаги с листьев растений (наблюдение).
Цель: Проверить, куда исчезает вода.
Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, резинка.
Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Делаем облако» (опыт).
Цель: показать образование облака.
Оборудование: банка, крышка металлическая, лед.
Ход. Наливаем в банку горячей воды 3 см. на металлическую крышку кладем пакет со снегом и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Список использованной литературы
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
- О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера», 2005.
- О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.
- Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. - 3-е изд. - М.: АРКТИ, 2005.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. - 128 с.