Образовательные технологии деятельностного типа как средство познавательного развития младших школьников на уроках русского языка (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


В данной статье хочу поделиться педагогическими технологиями деятельностного типа, которые я использую в своей практической деятельности на уроках русского языка.

1. Технология сотрудничества (командная, групповая работа)

Ученики разные - одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятные им вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

На уроках русского языка применяю:

Игра «Чей ряд быстрее».

Каждый ряд получает карточку со словами. Учащиеся по очереди вписывают пропущенные буквы (каждый по одному слову) и передают карточку дальше (примеры карточек).

  • Карточка для первого ряда: гр…за, сл…ны, г…ра, п…ро, тр…ва, в…лна, р…са.
  • Карточка для второго ряда: р…ды, ст…на, р…ка, с…лач, х…лмы, д…жди, к…са.
  • Карточка для третьего ряда: м…сты, н…га, сн…га, м…ря, ч…сы, л…сток, д…ла.
  • Интеллектуальные турниры между группами.

Для этого организуются турнирные столы по три учащихся (равные по уровню обученности) за каждым столом. Даются задания, дифференцированные по сложности и объёму. Победитель каждой команды приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от уровня подготовленности учащихся. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам товарищами, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира.

«Вертушка» (метод Славина)

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырёх человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материала.

2. Закрепление (отработка в группах действий каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

3. Общее обсуждение работы.

4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне группы). При этом сложность заданий дифференцируется.

5. Выставление отметок. Отметки суммируются в группе, и объявляется общая.

6. Рефлексия.

Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т.е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.

Младшие школьники воспринимают такой вид работы как увлекательное занятие и работают на таких уроках с большей отдачей. Кроме того, коллективная форма работы (пары сменного состава) позволяют каждому проявить себя, учит общаться, видеть друг в друге надёжного партнёра, укрепляет познавательную активность и интерес.

2. Игровые технологии

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь, серьёзный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Дидактические игры

- Игра «Птенцы выпали из гнезда».

Тема: «Однокоренные слова».

Цель игры: закрепление нового материала, отработка умений правильно находить корень слова подбирать однокоренные слова.

Наглядные средства: раздаточный материал - вырезанные из бумаги птички, на которых написаны слова (по одному на каждой птичке). Гнёзда можно вырезать из бумаги или нарисовать на доске и «рассаживать» птенцов в гнёзда при помощи магнитов.

Вода, водный, водолаз, водяной, подводник.

Водитель, водить, выводить, подвода.

Дом, домишко, домовой, домик, домашний, домовенок.

Ум, умный, неумный, заумный, умненький, умничать, умник, умница, умишко, умище.

Море, морской, взморье, приморский, моряк.

Учитель поясняет, что в русском языке об однокоренных словах говорят, что они составляют гнёзда. А наши птенчики - это не обычные птенчики, а однокоренные слова, которые надо рассадить по родным гнёздам. Ребята сидят группами по 4-6 человек. Каждая группа получает раздаточный материал. Учитель проверяет правильность выполнения задания, скорость выполнения можно не учитывать. Игру можно продолжить в форме следующего домашнего задания: сделать не меньше 5-7 птичек - однокоренных слов. Но только обязательно таких, которых не было в лесу. Это будут новые жильцы. Каждый ученик сдает птиц в конверте - так учителю легче проверить правильность выполнения домашнего задания и выставить отметки. В результате этой работы у учителя прибавляется раздаточный материал.

- Составление предложений.

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их местами и использовать другие слова).

Ответы могу быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»). Сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»).

И творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Фонетические игры

1). Подбери слова, отличающиеся только мягкостью/твёрдостью согласных. Учитель называет твёрдый вариант, а учащийся - мягкий.

Мал - … , нос - … , ток - … , лук - … , мыл - … , лыс - … , воз - … ,

был - … , выл - … , пыл - … , угол - … .

2). Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков; или наоборот звуков больше, чем букв.

3). Кто придумает больше слов на букву «в», на букву «у» и т.д.

Игровые задания к теме «Морфология. Орфография».

Для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные слова- предметы» я использую красочные рисунки (слайды), изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет. Например:

Что за рыжий огонек
Прячет хвостик за пенек?
Выходи - я не боюсь,
Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: «Это белка». Учитель показывает рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

При изучении темы «Синтаксис» использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока - продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й - Я читаю интересную книгу.

3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это моё любимое занятие.

3. Технология проблемного обучения

При проблемном обучении усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Приведу примеры создания проблемной ситуации:

- Задание на группировку.

Чтобы все ученики справлялись с заданием на группировку, нужна определенная организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Сначала задание предлагается на более трудном уровне. Тем, кто не может справиться с заданием по этой инструкции, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т.е. его индивидуализацию. Например, на группировку слов по твердости и мягкости согласных и способам обозначения мягкости. Группировать следует подчеркнутые слова:

1. В сильный мороз береги нос.

2. Петя нёс портфель.

3. В школе хороший хор.

4. Хорь - дикий зверёк.

Для выполнения данного задания предусматриваются три разновидности инструкции:

I.

1. Прочитайте предложения.

2. Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы.

3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

II.

1. Прочитайте предложения.
2. Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы по мягкости согласных и её обозначению.
3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

III.

1. Прочитайте предложения.
2. Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы по мягкости согласных и её обозначению. В первой группе должны быть слова с мягким знаком, во второй - слова с буквами е, ё, в третьей - слова с твердыми согласными.
3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляю, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к толковому словарю, что делает процесс обучения более эффективным.

- При изучении однородных членов предложения предлагаю детям прочитать записку, которую составил Слонёнок:

«Ушёл на вокзал. Встречаю Попугая Мартышку бабушку Удава».

Задаю вопросы:

- Кого встречает Слоненок? Сколько человек?

- Что нужно сделать, чтобы это стало ясно?

Дети спорят, доказывают, предлагают разные варианты решения проблем.

- Проблемные задания могут быть даны с использованием лото, шарад, ребусов, загадок, шуток.

Такая работа позволяет сосредоточить внимание учащихся, расширить словарный запас и кругозор. Привить интерес к наукам.

4. Информационно-коммуникативная технология

Применение информационных технологий в преподавании русского языка - это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

На своих уроках по русскому языку использую следующие виды работ с компьютерной поддержкой:

1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);

2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);

3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогает совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);

4) сочинение с использованием аудио-видео средств (например, сочинение по опорным картинкам);

5) помощь компьютера при различных видах разбора;

6) задания занимательного характера (загадки, ребусы, кроссворды, «Найди лишнее слово», «Составь пословицу» и т.д.);

7) контрольные задания (рабочие и контрольные тесты);

8) использование различных обучающих программ по русскому языку;

9) словарные диктанты с последующей взаимопроверкой (на экране высвечиваются слова диктанта, ученики обмениваются тетрадями и проверяют написанное);

10) разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.

Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через зрительный канал и восприятие, в первую очередь, через наши чувства.

5. Здоровьесберегающие технологии

На уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, пословицы и скороговорки на тему здоровья.

- Вежливые слова и здоровье.

Предлагаю детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список. Рассказываю детям, что слова, которые они написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

И конечно, не обойтись без физкультминуток.

Физкультминутка - разрядка с использованием различного рода движений. Она способствует смене позы и характера деятельности, двигательной активности, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Кром того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению русского языка. Также использую видеофизкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.

И в заключение мне хотелось рассказать об одном приеме, который я использую на всех уроках.

Мозг ребенка настроен на многоцветье, поэтому я использую на уроках цветовые круги. На классную доску я помещаю цветовой круг диаметром 30 см. Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:

а) русского языка - жёлтый цвет (стимулирует зрение);

б) математики - синий цвет (активирует умственную деятельность);

в) литературного чтения (и на других предметах) - зелёный цвет (снимает переутомление).

  • Жёлтый круг уменьшает чувство страха во время проведения диктантов по русскому языку.
  • Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
  • Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
  • Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
  • Оранжевый круг - цвет творчества. Пробуждает фантазию.

Порой, дети забывают какой урок следующий, а увидят, что на доске появляется, например, жёлтый круг и вспоминают, что сейчас урок русского языка.