Как часто мы сталкиваемся с тем, что не можем запомнить нужную нам информацию. Да всегда почти. А можно ли это как-нибудь изменить? Ответ на этот вопрос дали еще древние греки. В те времена выступления по бумажке считались позорными, будь ты политик, философ или актер амфитеатра. В чем же был секрет этих людей? Как они без запинки произносили многочасовые речи? Они пользовались специальным методом запоминания информации - мнемотехникой. За многие века она протерпела колоссальные изменения, но суть ее осталось прежней.
Человеческий мозг не способен запоминать точную информацию. Мы не можем запомнить последовательность случайных чисел, с трудом запоминаем содержания скучных учебников, но при этом без особого труда можем воспроизвести сюжет художественной книги, прочитанной пару лет назад. Так как при чтении художественной литературы наш мозг непроизвольно начинает создавать невероятное количество образов, мы будто бы смотрим фильм, который показывают у нас в голове. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы превратить информацию, которую учат ученики в образ.
Образ - это основа мнемотехники. Без правильно созданного образа не получится вообще ничего. Поэтому при обучении иностранному языку мы будем работать с образами.
По созданию образа есть основные 4 правила:
- 1 правило: образ, который представляет себе ученик, должен быть объемным. В своей голове они должны представлять 3D модель объекта, то есть должны видеть предмет со всех сторон.
- 2 правило: образ должен быть цветным. Понимать какого цвета объект, который вы представляете.
- 3 правило: четкость. Ученики должны представлять каждую деталь объекта.
- 4 правило: относительные размеры. На внутреннем сознании хорошо помещаются те объекты, которые в реальной жизни мы можем взять в руки.
Все мнемотехнические системы, как рассуждали ранее, опираются на использование зрительных образов и ассоциаций. Каждая из описанных выше приемов имеет свои отдельные методы.
Техника мнемоника может использоваться для введения практически любого материала и по праву может считаться универсальным. Она рассматривается как возможность накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить время при запоминании сохранения новых слов и тренировать память и мышление.
На запоминание слова и на формирование сочетаний смыслового характера Е.А.Маслыко, П.Б.Бабинская предлагают использовать следующие языковые упражнения, которые могут использоваться как на уроке, так и в качестве домашнего задания для повторения:
- Группировка слов по какому-либо принципу.
- Подбор однокоренных слов.
- Замена слов словосочетаниями, предлагаемыми в списке.
- Дополнение предложений (или заполнение пропусков в предложении) подходящими словами, слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
- Замена в данном предложении выделенного слова синонимом или антонимом.
- Замена картинок на соответствующие слова.
- Установление соответствий между рисунками и подписями к ним (подписи к рисункам перепутаны).
- Подставьте слова в кроссворд.
Мнемотехника помогает школьникам запоминать английские слова и грамматические конструкции, особенно трудные, совершенствовать, таким образом, свой английский язык, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении, а также создают позитивный эмоциональный фон процесса обучения, повышая тем самым учебную мотивацию и степень уверенности в своих силах.
Для того чтобы сделать повторения более разнообразными, перед учениками нужно поставить новую учебную задачу. Не секрет, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. В последнее время внимание педагогов и психологов все больше приковывают методы и приемы мнемоники или мнемотехники. Мнемотехника опирается на три естественных закона: впечатление, повторение, ассоциация.
Значит, для запоминания необходимо: получить полноценное, яркое впечатление о том, что хочется удержать в памяти; осмысленно повторять новые слова с учетом уже имеющейся информации; умение осмыслить и создать четкую ассоциацию новому слову. Применение данного приема является вспомогательным средством при изучении английского языка. Благодаря такому приему дети не только учатся быстро запоминать новую лексику, но и активно развивают работу мозга в целом.