Речь является основой человеческого разума. Овладение речью - один из факторов полноценного развития дошкольника: если ребенок не способен ясно выразить свою мысль, то это всегда отразится на его успехах в разных видах деятельности и в обучении. Дети зачастую испытывают неудачи в общении, учебе и в жизни не по причине посредственности или некоммуникабельности, а потому, что у них не развита речь. Невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития.
Речевая функция не дается малышу изначально, она проходит длительный путь, который может быть неравномерен и всегда индивидуален, поскольку зависит от различных факторов. Условия жизни и воспитания дошкольника могут благоприятствовать формированию речи ребенка и, наоборот, тормозить. В целом же развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее структуру.
Исходя из опыта работы, можно отметить, что под хорошим речевым развитием дошкольника родители обычно понимают в первую очередь навыки правильного звукопроизношения, а также объем словаря. Однако специалисты знают - одним из существенных критериев уровня развития речи является способность построения грамотных фраз, то есть сформированные навыки словообразования и словоизменения. Нам представляется уместным, чтобы родители знали этапы становления речевых навыков, наблюдали за развитием речевой компетенции своего ребенка. При отклонении или нарушении развития речи следует обратиться к врачам, логопедам, психологам. При своевременном обращении к специалистам речевые нарушения поддаются коррекции.
Современные родители нередко недоумевают: почему ребенок поздно начал говорить, отчего его речь длительный период неразборчива и примитивна? По мнению исследователей, для нормального становления речевой деятельности необходимы три группы предпосылок: сохранная физиологическая и психологическая база и благоприятное социальное окружение. Остановимся подробнее на факторе социального взаимодействия при сохранности биологической базы. Крайне важно понимать, что речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
С момента рождения основным содержанием взаимодействия взрослого и ребенка становится эмоциональный контакт. Отмечено, что гуление у младенцев появляется обычно в присутствии близких людей и только в хорошем расположении духа. Влияние положительного эмоционального настроя на речь ребенка сохраняется и в дальнейшем. Малыш отвечает на улыбку взрослого, произносит звуки, так закладываются основы будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. На втором месяце малыш уже смеется. В три месяца появляется гуление - протяжное повторение гласных звуков. Затем возникает лепет - повторяющиеся слоги. К концу первого года обычно появляются первые простые слова. К полутора годам малыш произносит фразу из двух слов, при этом слова могут произноситься не полностью. К двум годам ребенок в норме произносит предложение из трех-четырех слов. Ближе к трем годам фраза приобретает грамотное оформление. При этом считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков - свистящих, шипящих, Л и Р. Дальнейшее развитие речи состоит в совершенствовании языковых форм, освоении навыков звукопроизношения и обогащении словарного запаса. Таким образом, маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи в естественных условиях и начинает подражать.
Что же мы наблюдаем в настоящее время? Если послушать взрослых, то почти все - и родители, и педагоги, и специалисты - отмечают, что нынешние дети существенно отличаются от своих ровесников, живших 15-20 лет назад. Современного ребенка окружают телевидение, компьютеры, планшеты, телефоны. Родители, к сожалению, часто не уделяют детям достаточно времени. Взрослые заменяют живое общение с ребенком, вручая ему гаджеты как игрушку. Новейшие технологии, интернет способствуют большей информированности ребенка, но этот поток наносит определенный вред психическому и эмоциональному здоровью дошкольника. Стоит признать, что высокая информированность детей вовсе не ведет к увеличению словарного запаса. Анализ и изучение особенностей как познавательного, так и речевого развития современных детей является одной из актуальных проблем современной науки о человеке.
Мы являемся свидетелями противоречий в современном обществе. С одной стороны, на фоне трансляции возрождения ценностей семьи повышается внимание к качеству жизни ребенка: развивается детская индустрия развлечений и досуга. С другой стороны, снижается эмоциональное благополучие ребенка.
Отмечается также следующая тенденция: родители перепоручают развитие ребенка специалистам, боятся неуспешности своего дитя и стремятся определить его в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы тот быстрее других научился считать, писать, читать. Таким образом, главные взрослые в жизни малыша - его родители - становятся в лучшем случае пассивными соучастниками его развития и становления.
Современный психолог Е.О.Смирнова приводит данные о том, что 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение «экранных детей». Очевидны малоутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Одно из первых - задержка речевого развития. «Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами».
Педагоги дошкольного образования, врачи, да и сами родители отмечают, что большинство дошкольников нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник может говорить много, громко, но плохо проговаривает звуки. У части детей способность к экспрессивной речи имеет значительную темповую задержку.
Для многих дошкольников типичными являются следующие языковые дефициты:
- более поздний возраст появления речи;
- ситуативная речь, ее односложность (неспособность ребенка 4-х лет и старше составить развернутое грамотное предложение);
- небольшой словарный запас (находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов);
- использование слов-паразитов, которые дети слышат во внешнем мире;
- затруднения в диалогической и монологической речи, в целом низкий уровень коммуникативных навыков;
- низкий уровень развития связной речи;
- нарушения звукопроизношения, носящие полиморфный характер (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие).
На наш взгляд, очевидно, что ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Мы наблюдаем, что современный ребенок испытывает недостаток эмоционального взаимодействия с родителями. Некоторые родители отмахиваются от детской «болтовни», не слушают ребенка, не вовлекаются в эмоциональный диалог. Важно понимать и помнить, что именно в этот период идёт становление речевых способностей, которые нужны ребёнку для достижения успеха в жизни. При взаимопонимании со взрослыми ребёнок выполнит любые условия, и обычный разговор о проведённом дне в детском саду или школе, превратится в упражнение. Вопросы типа: «Что потом было?», «А что дальше?», «Чем закончилась история?» подскажут ребёнку, как последовательно вести рассказ, будут способствовать развитию связной речи - наиболее нарушенной форме речевой деятельности у детей.
Полагаем, что информированность о факторах, влияющих на развитие детской речи, поможет родителям выстроить адекватное взаимодействие с ребенком, снизить уровень своей тревожности и обеспокоенности в вопросах развития малыша.
Эмоциональное речевое взаимодействие родителя с ребенком является наиважнейшим обстоятельством: чем чаще ребёнок испытывает положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, делиться своими чувствами и переживаниями.
Перечислим основные рекомендации для родителей, которые помогут ребенку в преодолении речевых нарушений и полноценном становлении его речи.
- Грамотная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно: соответствующая среда, интересно и разнообразно организованная жизнь ребенка.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце. Внятная речь взрослого при условии, что ребенок видит его артикуляцию поможет малышу в освоении произношения звуков.
- Соблюдение тишины во время общения с ребенком: посторонние звуки отвлекают его, не дают вслушиваться в речь, понимать.
- Ограничение во времени пребывания ребенка у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона. Экранная речь замедляет речевое развитие: она не обращена непосредственно к ребенку, не требует от него никакой словесной реакции, к тому же тренирует лишь непроизвольное внимание, тогда как для освоения речи требуется сознательное переключение внимания с объекта на объект. Специалисты по развитию детей убеждены, что что компьютерные игры для детей (даже развивающие) крайне вредны.
- Обеспечение малышу манипулированием предметами/игрушками по его возрасту. Ребенок должен иметь дело с настоящим трехмерным предметом, который можно пощупать, рассмотреть со всех сторон, разобрать на части. Это положительно влияет на развитие речи и мышления детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Создание условий для общения с другими детьми.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Следование этим правилам не является средством от всех речевых проблем, однако их соблюдение способно существенно облегчить жизнь как ребенку, так и родителю. Взрослым необходимо помнить, что результат развития речи зависит от многих причин, но прежде всего от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение.
Таким образом, речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Список литературы
- Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. - М.: ЛОГО ЭЙДОС, Т.Дмитриева, 2016.
- Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. - М.: Творческий Центр Сфера, В.Секачев, 2006.
- Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. - М.: «Издательство «ДИЛЯ», 2018.
- Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2008.
- Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. - М.: АРКТИ, 2019.
- Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9.