Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развитие экологического мышления в процессе исследовательской деятельности, развитие творческого воображения.
Задачи:
- Социально-коммуникативное развитие: развитие внимания, мышления, умения выполнять словесные инструкции взрослого;
- Познавательное развитие: формирование представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения;
- Речевое развитие, обогащение словарного запаса, закрепление навыков правильного построения предложений, связной речи;
- Художественно-эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия, творческого мышления, мелкой моторики рук. Закрепление навыков работы с бумагой и клеем.
- Физическое развитие.
Предварительная работа: был собран гербарий, проведена беседа с детьми о лекарственных растениях, рассмотрены иллюстрации.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, беседа, экологическая игра.
Материалы и оборудование: настенная доска, гербарий из лекарственных растений, маски животных, медицинский халат, наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений России, наборы палочек Кюизинера, схемы с заданием, тарелочки с заготовками для аппликации, основа для аппликации из картона, клей-карандаш на каждого ребенка.
Структура НОД
Вводная часть - 3 минуты
- Приветствие
- Сюрпризный момент
Основная часть - 25 минут
- Беседа, физ.минутка, сюрпризный момент, экологическая игра «Какой травой что лечить», выполнение задания с использованием палочек Кюизинера, аппликация.
Заключительная часть - 2 минуты
- Анализ занятия, подведение итогов: что понравилось, что было интересным, что вызвало затруднение.
Ход НОД
Беседа: Воспитатель с детьми сидят на стульчиках в центре игровой. Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в лес на лесную поляну. Для этого надо закрыть глаза и произнести волшебное заклинание: «Раз, два, три чудо произойди, на поляну попади!».
- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились на лесной поляне. Здесь растут разные травы, цветут цветы. Как хорошо на полянке!
В группу входит доктор Травкин (воспитатель в костюме доктора). После приветствия, доктор Травкин загадывает загадки, отгадав которые дети узнают какие это растения:
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же …(Крапива)Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (Ромашка)Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)
Называются такие растения лекарственные. Как вы думаете, для чего они нужны человеку? Давайте, побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение) Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно-тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему оно так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок тоже надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говоря, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, салаты, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Есть еще много других разных лекарственных растений:
- Мята - успокаивает, помогает избавиться от головной боли.
- Чистотел - избавит от бородавок.
- Иван чай - успокоит, снимает спазм.
- Одуванчик - уменьшит опухоль, понизит температуру.
- Ромашку используют для лечения простуды, кожной сыпи.
- Медуница вылечит кашель, простуду, бронхит.
- Шиповник - укрепит иммунитет.
- Мать и мачеха лечит болезни горла.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
Физкультминутка «На полянке!»
По полянке прогулялись
И немного запыхались (Шагаем на месте).
Встанем, глубоко вздохнем.
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед.
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.(Сели)
А потом все дружно встали
Великанами мы стали!
Вот так дружно хлопаем!
И ногами топаем.
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали! (Шагаем на месте).
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Экологическая игра «Какой травой что лечить»
Воспитатель обращает внимание детей на то, что услышав рассказ Травкина о лекарственных растениях, из леса за помощью вышли звери. Травкин предлагает детям помочь ему лечить зверей.
- У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки, им можно прополоскать горло.
- А у Белочки простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.
- Вы обратили внимание, какой бледный наш Ежик? У него упадок сил. Что же делать? Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
- Наш Зайчик тоже захворал, он поранил лапку, сильно оцарапал ее о веточку. Что Зайчику посоветуем? Какое растение нам поможет залечить рану? Правильно, нужно приложить лист подорожника.
После того, как мы полечили зверей, давайте, ребята заготовим растения для своей Зеленой аптеки. Для этого нам надо вернуться в свою группу. Закрываем глаза, произносим заклинание: «Раз, два, три, чудо произойди, в группу к себе попади».
Задание с использованием палочек Кюизинера
Дети садятся за столы, на которых разложены карточки с заданием и палочки Кюизинера.
- Прежде чем приступить к заготовке трав, так как это очень ответственное дело, нам с вами, ребята, надо выполнить задание и собрать по схеме фигуры из палочек. (Дети выполняют задание.)
Аппликация
Затем на столы раскладываются заготовками для аппликации: одуванчик, ромашка, подорожник.
После того, как дети закончат аппликацию, готовые работы вывешиваются на стенд с надписью «Зеленая аптека». Травкин благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Итог занятия
«Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали, чем они могут быть нам полезны, как собирают и заготавливают лекарственные растения, как их применяют в народной медицине, помогли зверям, посоветовав, как и чем им лечиться, заготовили растения для нашей «Зеленой аптеки». Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Что-то вызвало у вас затруднения? Было интересно? Спасибо вам за помощь и за внимание». Занятие окончено.