Одна из важнейших задач работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения - реализация системно-деятельностного подхода к преподаванию. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения знаний и применения их в соответствии с различными целями и потребностями.
Технология творческих мастерских активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает творческое воображение, инициативу и самостоятельность в выборе решения поставленной задачи, умение и стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности, помогает осваивать универсальные способы учебной деятельности.
Этапы работы мастерской:
- 1-й этап - индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся. Задание должно давать определённую свободу выбора обучающимся в процессе работы и оформлении её конечного результата, что создаёт интерес к работе и готовит дальнейшее движение творческой мысли.
- 2-й этап - создание индивидуально, в парах или в группах творческого продукта. Этот этап может состоять из трёх шагов: деконструкции, реконструкции и социоконструкции. Деконструкция - разъединение, рассогласование избранных для работы материалов (текста, стихотворения и т.д.) Реконструкция - из полученных разрозненных частей, единиц создаётся целое новое явление, представление, знание. Социоконструкция - на этом этапе важно определить способ связи между частями конечного общего результата работы. Это может быть презентация, видеофильм, скрайбинг, брошюра, таблица, схема, рисунок и т.д. Выполнение задания по условию способствует привнесению своего творческого материала, что предстоит предъявить другим парам или группам, обсудить, возможно, устранить указанные недостатки или ошибки.
- 3-й этап - социализация - предъявление созданного продукта всем участникам творческой мастерской. Всё, что создано индивидуально, в парах или в группах, должно быть обсуждено, оценено. Важно, что в процессе обсуждения возникают новые темы и идеи для творческих мастерских.
- 4-й этап - рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в процессе работы.
Творческая мастерская «Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Цель мастерской: развить литературный вкус, научить размышлять над поставленными автором проблемами, формировать умение анализировать художественное произведение.
Индуктор. «Метафорическим шифром» называют стихи Осипа Мандельштама. Попробуем «расшифровать», прокомментировать, пояснить стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» Какова звукопись стихотворения? Каковы основные образы стихотворения? Какие художественные средства использованы в стихотворении? Как они углубляют образ, способствуют созданию у читателя определённого настроения? Какие аллюзии вы увидели в стихотворении? Какова их роль? Откуда эти образы?
Деконструкция - предложенное для анализа стихотворение «разъединяем» на строки и согласно условиям задания анализируем, комментируем, поясняем, иллюстрируем, объясняем аллюзии, смысловые параллели и т.д.
Работа в парах. (Здесь приведён пример работы одной пары.)
Анализ первого стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
В первой строке - три назывных предложения. Какова роль назывных предложений в художественном тексте? Назывные предложения - незаменимое средство, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Бессонница - состояние лирического героя, лирического «Я».
Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, его считают прародителем европейской литературы. С его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Так образ лирического «я» включается в мировой литературный процесс, мировое культурное пространство.
Тугие паруса - эпитет «тугие» показывает наполненность парусов ветром, их быстрое движение вперёд. С ними стремительно движется вперёд к пониманию сути всего происходящего лирический герой.
Список кораблей - так называется одна из самых больших глав «Илиады», в которой перечисляются корабли, племена и вожди, отправившиеся к стенам Трои.
Так в парах анализируются все строки, образы, художественные средства стихотворения. Всё, что создано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено и оформлено, например, в слайды.
Реконструкция - из полученных разрозненных частей создаём целое новое явление - комментированное прочтение стихотворения О. Мандельштама.
Социоконструкция - создание результата работы мастерской - общей презентации, составленной из слайдов, сделанных индивидуально, в парах и группах. (Данная презентация будет представлена на конференции).
Социализация - представление созданной презентации всем участникам мастерской, обсуждение, комментирование, оценивание.
Рефлексия - обсуждение чувств и ощущений, возникших во время работы. Очень хорошо, если в результате работы возникли новые идеи, темы, интерес к работе в мастерской.
Таким образом, творческая мастерская - развивающая, динамичная и продуктивная технология, что соответствует концепции современного образования.