В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности.
Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А неумение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей при выполнении различных заданий. Такому ребёнку неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.
По уровню читательской грамотности Россия занимает 41 место среди 65 государств участников.
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Основной вид деятельности младших школьников - учебный процесс. Исходя из этого, основная работа по формированию читательской компетентности младших школьников проводилась на уроках: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир
Для формирования читательской грамотности, на мой взгляд, наиболее эффективно применение технологии: технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов - осмысление - рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий.
На стадии вызова использую такие приемы как: «Кластер», «Корзина идей».
1. Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
2. Прием«Корзина идей»
Этот прием использую, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что ученики знают или думают по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно собираем все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
3. Приём «Верите ли вы…»
Это универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Провожу с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-».
На стадии осмысления использую такие приемы как: «Чтение с пометками», «Инсерт», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы».
4. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока.
«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
5. «Чтение с остановками»
1 стадия - вызов. На данном стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе предлагаю детям предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, задаю вопросы, направленные на понимание прочитанного. Обязательно задаю вопрос: «Что будет дальше и почему»
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
6. Прием«Фишбоун (Рыбий скелет)
Где голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
7. «Чтение с пометами»
(SMART , INSERT по ТРКМЧП) это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «V» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
Читая, второй раз, ребята заполняют таблицу, систематизируя материал.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся имеют мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
8. Приём «Ключевые слова»
Ключевые слова в тексте - это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст. Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя.
Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.
В произведении В.Г.Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым - оно дает понимание характера героя, его образа жизни.
На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности:
- выделение главной мысли текста,
- нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения,
- составление плана произведения,
- подбор пословиц к произведению,
- нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.
9. Приём «Составление краткой записи»
На стадии рефлексии использую такие приемы как: «Шесть шляп», «Синквейн»
10. Прием «Шесть шляп»
Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая»
- Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.
- Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.
- Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.
- Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.
- Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.
- Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
11. Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Данный прием развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Структура синквейна:
- Существительное (тема).
- Два прилагательных (описание).
- Три глагола (действие).
- Фраза из четырех слов (описание).
- Существительное (перефразировка темы).
Синквейн по произведению В.М.Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).
Ворона
|
Лисица |
1.Глупая, доверчивая. |
1. Хитрая, коварная. |
2. Верит, слушает, каркает,лукавит. |
2. Обманывает, льстит, |
3. Вороне нравятся льстивые слова. |
3. Лисица всегда добивается своего. |
4. Простофиля. |
4. Плутовка. |
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение, русский язык, математику и окружающий мир я смогла добиться следующих результатов:
- Повышение уровня успеваемости и качества знаний по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение
- Повышение уровня сформированности техники чтения
- Высокие результаты ВПР
- Призовые места в олимпиаде по русскому языку
- Призовые места в дистанционных викторинах
- Призовые места в исследовательских конференциях
Свою работу по формированию читательской компетентности выстраиваю во взаимосвязи со школьной библиотекой, с городской детской, с музеем.
А также веду работу с родителями моих учеников, проводим родительские собрания, на которых рассматриваем следующие вопросы:
- Как помочь ребенку полюбить чтение.
- Телевидение «за» и «против».
- Технология совершенствования техники чтения.
Я хочу, чтобы каждый мой ученик мог найти ответ на любой вопрос, потому что он - грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин своей Родины.