Формирование читательской грамотности младшего школьника как условие дальнейшего успешного обучения и социализации

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: читательская грамотность


В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности.

Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А неумение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей при выполнении различных заданий. Такому ребёнку неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

По уровню читательской грамотности Россия занимает 41 место среди 65 государств участников.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Основной вид деятельности младших школьников - учебный процесс. Исходя из этого, основная работа по формированию читательской компетентности младших школьников проводилась на уроках: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир

Для формирования читательской грамотности, на мой взгляд, наиболее эффективно применение технологии: технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов - осмысление - рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий.

На стадии вызова использую такие приемы как: «Кластер», «Корзина идей».

1. Приём «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

2. Прием«Корзина идей»

Этот прием использую, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что ученики знают или думают по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно собираем все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

3. Приём «Верите ли вы…»

Это универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Провожу с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-».

На стадии осмысления использую такие приемы как: «Чтение с пометками», «Инсерт», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы».

4. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока.

«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

5. «Чтение с остановками»

1 стадия - вызов. На данном стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе предлагаю детям предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, задаю вопросы, направленные на понимание прочитанного. Обязательно задаю вопрос: «Что будет дальше и почему»

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

6. Прием«Фишбоун (Рыбий скелет)

Где голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

7. «Чтение с пометами»

(SMART , INSERT по ТРКМЧП) это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «V» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

Читая, второй раз, ребята заполняют таблицу, систематизируя материал.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся имеют мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

8. Приём «Ключевые слова»

Ключевые слова в тексте - это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст. Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя.

Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.

В произведении В.Г.Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым - оно дает понимание характера героя, его образа жизни.

На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности:

  • выделение главной мысли текста,
  • нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения,
  • составление плана произведения,
  • подбор пословиц к произведению,
  • нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.

9. Приём «Составление краткой записи»

На стадии рефлексии использую такие приемы как: «Шесть шляп», «Синквейн»

10. Прием «Шесть шляп»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая»

  • Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.
  • Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.
  • Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.
  • Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.
  • Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.
  • Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

11. Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Данный прием развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Структура синквейна:

  1. Существительное (тема).
  2. Два прилагательных (описание).
  3. Три глагола (действие).
  4. Фраза из четырех слов (описание).
  5. Существительное (перефразировка темы).

Синквейн по произведению В.М.Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:

Лягушка

Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).

Ворона

Лисица

1.Глупая, доверчивая.

1. Хитрая, коварная.

2. Верит, слушает, каркает,лукавит.

2. Обманывает, льстит,

3. Вороне нравятся льстивые слова.

3. Лисица всегда добивается своего.

4. Простофиля.

4. Плутовка.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение, русский язык, математику и окружающий мир я смогла добиться следующих результатов:

  • Повышение уровня успеваемости и качества знаний по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение
  • Повышение уровня сформированности техники чтения
  • Высокие результаты ВПР
  • Призовые места в олимпиаде по русскому языку
  • Призовые места в дистанционных викторинах
  • Призовые места в исследовательских конференциях

Свою работу по формированию читательской компетентности выстраиваю во взаимосвязи со школьной библиотекой, с городской детской, с музеем.

А также веду работу с родителями моих учеников, проводим родительские собрания, на которых рассматриваем следующие вопросы:

  • Как помочь ребенку полюбить чтение.
  • Телевидение «за» и «против».
  • Технология совершенствования техники чтения.

Я хочу, чтобы каждый мой ученик мог найти ответ на любой вопрос, потому что он - грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин своей Родины.