Задача школьного современного образования - создание условий для успешного обучения каждого ученика.
В современных научных исследованиях под термином «ребенок с особыми образовательными потребностями», понимается категория детей с нарушениями психофизического развития. Вместе с тем, в современной педагогике этот термин используется более широко, и характеризует детей, которые имеют предпосылки для больших достижений, а именно являются одаренными в той или иной области.
В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на формах работы именно с детьми, проявившими высокую мотивацию к достижениям в тех или иных областях, способности в изучении и исследовании наук и демонстрирующие высокий уровень освоения специальных навыков.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать особые условия для удовлетворения образовательных потребностей данной категории детей.
К образовательным потребностям относятся:
- Получение качественного образования
- Достижение жизненных целей;
- Освоение высокого уровня компетенций;
- Высокие достижения в профессиональной деятельности;
- Создание и участие в инновационных проектах и программах;
Образовательные потребности одаренных детей выходят за рамки стандартных образовательных программ, так как они, в первую очередь, связаны с ранней профессионализацией.
Следует отметить, что решая проблему организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, учителю необходимо
- продумать организацию индивидуально-групповых форм работы обучающихся, а также
- постоянно внедрять новые образовательные технологии, интерактивные методы; кроме того,
Организация обучения одаренных детей требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Таким образом, учитель постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и развивают их интеллектуальные способности.
Как показывает практика, наиболее эффективной технологией для формирования интеллектуального потенциала обучения иностранному языку для детей с особыми образовательными потребностями является проектная методика, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий, что, безусловно, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Проектная методика очень эффективна при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. Формы проектов могут меняться и усложняться, в зависимости от творческих способностей и интеллектуального развития учащихся.
Так, учащимся предлагается выполнить следующие проекты:
- Школа / город будущего
- Знаменитые парки развлечений
- Радиопрограмма о последних новостях школы
- Река города / страны
- Народный костюм страны
- Языки малых народов твоей страны
При этом учащиеся должны не просто создать проекты, используя ресурсы сети Интернет и фоновые знания по теме исследования, но и представить языковые проекты к защите.
Следует отметить, что очень важно разработать критерии оценивания проектов и довести их до сведения учащихся до защиты.
Безусловно, критерии оценивания проектов изменяются в зависимости от класса ученика.
Так, в 5-7 классах, когда учащиеся только учатся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, а также составлять мультимедийные презентации, основными критериями оценки проекта являются,
- оформления проекта (название, автор; аккуратность)
- содержания проекта
- представления проекта
При этом отдельно оценивается мультимедийная презентация.
В виду того, что учащиеся 9-11 классов обладают более высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенцией, критериями для оценки защиты языкового проекта являются
- логичность построения материала,
- уровень языка обучающегося,
- взаимодействие (ответы на вопросы после защиты),
- а также его творческие способности.
Таким образом, работа с языковыми проектами способствует формированию общеучебных знаний, умений и навыков, в таких аспектах как поиск и анализ информации, оформление работы, а публичная презентация, помогает научиться формулировать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Развитию интеллектуального потенциала учащихся способствует не только самостоятельная, но и творческая, поисковая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия.
Формированию интеллектуального компонента учащихся также способствует научно-исследовательская деятельность. Как правило, в научно-исследовательскую деятельность вовлекаются учащиеся с высоким уровнем обученности.
При этом, хотелось бы подчеркнуть, что главной целью научно-исследовательской деятельности учащихся является не получение объективно нового результата и производство новых знаний, а приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, а также развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Работая над проектной методикой, важно разрабатывать проекты которые отвечают не только интересам и увлечениям учащихся, но и также требованиям современного общества и являются актуальными на сегодняшний день. Так, темой для исследования могут послужить лексические средства, используемые видеоблогерами в современном английском языке или слоганы стран - участниц чемпионата Мира ФИФА-2018.
Безусловно, выполнение подобных проектов способствует расширению словарного запаса учащихся. Кроме того, при выполнении проекта учащимся приходится работать с аутентичными источниками, используя при этом различные виды чтения и аудирования, т.е. учащиеся погружаются в языковую среду.
Иными словами, работая над исследовательским проектом, школьники постигают азы научной работы, учатся отбирать материал, обобщать и логически излагать материал на родном или изучаемом языке. Результатом такой работы является повышение мотивации в изучении английского языка и повышение самооценки учащихся.
Используя проектно-исследовательскую методику, учитель осуществляет личностно ориентированный подход в обучении предмету, что способствует развитию компетентной личности школьника в целостном образовательном процессе, т.е. повышает интеллектуальные способности ученика, креативность и настойчивость, а также предполагает развитие навыков исследования путем наблюдения, самостоятельного исследования, анализа и создания проекта.