Учет психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями в процессе подготовки и проведения учебных занятий по английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Задача школьного современного образования - создание условий для успешного обучения каждого ученика.

В современных научных исследованиях под термином «ребенок с особыми образовательными потребностями», понимается категория детей с нарушениями психофизического развития. Вместе с тем, в современной педагогике этот термин используется более широко, и характеризует детей, которые имеют предпосылки для больших достижений, а именно являются одаренными в той или иной области.

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на формах работы именно с детьми, проявившими высокую мотивацию к достижениям в тех или иных областях, способности в изучении и исследовании наук и демонстрирующие высокий уровень освоения специальных навыков.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать особые условия для удовлетворения образовательных потребностей данной категории детей.

К образовательным потребностям относятся:

  • Получение качественного образования
  • Достижение жизненных целей;
  • Освоение высокого уровня компетенций;
  • Высокие достижения в профессиональной деятельности;
  • Создание и участие в инновационных проектах и программах;

Образовательные потребности одаренных детей выходят за рамки стандартных образовательных программ, так как они, в первую очередь, связаны с ранней профессионализацией.

Следует отметить, что решая проблему организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, учителю необходимо

  • продумать организацию индивидуально-групповых форм работы обучающихся, а также
  • постоянно внедрять новые образовательные технологии, интерактивные методы; кроме того,

Организация обучения одаренных детей требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Таким образом, учитель постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и развивают их интеллектуальные способности.

Как показывает практика, наиболее эффективной технологией для формирования интеллектуального потенциала обучения иностранному языку для детей с особыми образовательными потребностями является проектная методика, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий, что, безусловно, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Проектная методика очень эффективна при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. Формы проектов могут меняться и усложняться, в зависимости от творческих способностей и интеллектуального развития учащихся.

Так, учащимся предлагается выполнить следующие проекты:

  1. Школа / город будущего
  2. Знаменитые парки развлечений
  3. Радиопрограмма о последних новостях школы
  4. Река города / страны
  5. Народный костюм страны
  6. Языки малых народов твоей страны

При этом учащиеся должны не просто создать проекты, используя ресурсы сети Интернет и фоновые знания по теме исследования, но и представить языковые проекты к защите.

Следует отметить, что очень важно разработать критерии оценивания проектов и довести их до сведения учащихся до защиты.

Безусловно, критерии оценивания проектов изменяются в зависимости от класса ученика.

Так, в 5-7 классах, когда учащиеся только учатся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, а также составлять мультимедийные презентации, основными критериями оценки проекта являются,

  • оформления проекта (название, автор; аккуратность)
  • содержания проекта
  • представления проекта

При этом отдельно оценивается мультимедийная презентация.

В виду того, что учащиеся 9-11 классов обладают более высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенцией, критериями для оценки защиты языкового проекта являются

  • логичность построения материала,
  • уровень языка обучающегося,
  • взаимодействие (ответы на вопросы после защиты),
  • а также его творческие способности.

Таким образом, работа с языковыми проектами способствует формированию общеучебных знаний, умений и навыков, в таких аспектах как поиск и анализ информации, оформление работы, а публичная презентация, помогает научиться формулировать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Развитию интеллектуального потенциала учащихся способствует не только самостоятельная, но и творческая, поисковая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия.

Формированию интеллектуального компонента учащихся также способствует научно-исследовательская деятельность. Как правило, в научно-исследовательскую деятельность вовлекаются учащиеся с высоким уровнем обученности.

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что главной целью научно-исследовательской деятельности учащихся является не получение объективно нового результата и производство новых знаний, а приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, а также развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Работая над проектной методикой, важно разрабатывать проекты которые отвечают не только интересам и увлечениям учащихся, но и также требованиям современного общества и являются актуальными на сегодняшний день. Так, темой для исследования могут послужить лексические средства, используемые видеоблогерами в современном английском языке или слоганы стран - участниц чемпионата Мира ФИФА-2018.

Безусловно, выполнение подобных проектов способствует расширению словарного запаса учащихся. Кроме того, при выполнении проекта учащимся приходится работать с аутентичными источниками, используя при этом различные виды чтения и аудирования, т.е. учащиеся погружаются в языковую среду.

Иными словами, работая над исследовательским проектом, школьники постигают азы научной работы, учатся отбирать материал, обобщать и логически излагать материал на родном или изучаемом языке. Результатом такой работы является повышение мотивации в изучении английского языка и повышение самооценки учащихся.

Используя проектно-исследовательскую методику, учитель осуществляет личностно ориентированный подход в обучении предмету, что способствует развитию компетентной личности школьника в целостном образовательном процессе, т.е. повышает интеллектуальные способности ученика, креативность и настойчивость, а также предполагает развитие навыков исследования путем наблюдения, самостоятельного исследования, анализа и создания проекта.