Методы и приемы развития эмоционального интеллекта обучающихся на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, МХК и ИЗО, Краеведение

Ключевые слова: эмоции, эмпатия


Реалии современной жизни, где одними из основных ценностей являются успешность и эффективность, ставят человека в достаточно сложные условия - огромное напряжение физических, умственных и эмоциональных составляющих. В этой ситуации остро поднимается вопрос о том, что такой накал может нанести вред не только собственным эмоциям, но и создать барьер для осуществления повседневной деятельности, разрушить межличностные отношения, помешать отдыху и, как следствие, ухудшить здоровье.

Субъектами образовательного процесса в Шебекинской гимназии-интернате являются девочки подросткового возраста (12-18 лет). Подростковый период имеет такие особенности как: открытие своего внутреннего «Я», особое внимание к своей исключительности, чувствам, стремление к самоутверждению, развитие самоанализа, самооценки, самокритики и другие. Эти характеристики в подростковой жизни неопределенны, нестабильны, что вызывает постоянное беспокойство, волнение и тревожные переживания. Эмоциональная сфера подростков подвергается изменениям, в результате чего детям сложно управлять своими эмоциями, что в конечном результате может выразиться в протестах и конфликтах.

Способность распознавать свои эмоции и других людей, понимать мотивацию и желания, а также умение управлять ими с целью выполнения практической деятельности были положены в основу теории эмоционального интеллекта, который, как уже доказано, не только способствует общему развитию детей, но и положительно влияет на успеваемость в школе.

В связи с этим нами была начата работа по развитию эмоционального интеллекта гимназисток на уроках гуманитарного цикла. Именно эти уроки (история, обществознание, право, мировая художественная культура, литература и другие) в наибольшей степени способствуют формированию умения распознавать и анализировать эмоциональное состояние людей, а на этой основе и свое собственное, выявлять связь между этим самочувствием и действиями личностей, анализировать и оценивать свое эмоциональное отражение.

Огромное поле для деятельности в плане развития эмоционального интеллекта представляет собой история, общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Именно она, как ни одна другая наука, позволяет создавать ситуации на уроке, в которых обучающиеся с помощью проблемных вопросов демонстрируют умение осознавать сущность и особенности эмоциональных состояний человека в историческом пространстве, анализировать причины и последствия их влияний на дальнейшие исторические события, а также элементы эмоционального интеллекта в контексте социально-исторических задач. Вспомогательным для истории компонентом является элективный курс «История русской культуры», который помогает донести дух времени, характерные черты важнейших периодов развития отечественной культуры, дать основу для самостоятельных рассуждений и выводов.

История. Тема «Россия в XVI в. Иван IV Грозный»

На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается ситуация: «Один мальчик родился в богатой и известной семье. Он рано остался сиротой. Никто не хотел ему помочь по-человечески: пожалеть, дать совет, научить чему-то. Окружающие все это время его люди боролись друг с другом и пытались отобрать наследство, которое досталось мальчику от родителей. В условиях постоянной вражды ему приходилось думать только о несправедливости взрослого мира и желании выжить в сложившейся ситуации».

Вопросы:

- Какие черты личности, на ваш взгляд, формируются у ребенка в такой ситуации? (жестокость, умение выкручиваться, хитрость, подозрительность и т.д.)

- Каким образом, на ваш взгляд, сложится его судьба? (в зависимости от окружения)

- Какие чувства вы испытываете по отношению к этому мальчику? (жалость, желание помочь)

- Смогли бы вы с ним подружиться?

- Как вы считаете, данная ситуация вымышленная?

- Давайте прочтем отрывок из «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина: «Рожденный с пылкою душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы; но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах. Каждый день, приближая его к совершенному возрасту, умножал козни в Кремлевском дворце, затруднения господствующих бояр и число их врагов… Они внушали, что ему время объявить себя действительным самодержцем и свергнуть хищников власти, которые, угнетая народ, тиранят бояр и ругаются над государем, угрожая смертью всякому, кого он любит; что ему надобно только вооружиться мужеством и повелеть, что Россия ожидает его слова.»

- Какие черты этот правитель проявлял как человек, а какие как государственный деятель?

- Какие чувства вы испытываете по отношению к нему, как к правителю?

- Смогли бы вы с ним подружиться?

- О ком Н.М. Карамзин оставил такое описание? (об Иване Грозном)

Выводы: Подобный прием помогает детям представить историческое событие и личность не как отдаленную непонятную историю, а как близкую ситуацию, которая может случиться с каждым. Заданные вопросы помогают уже на первом уроке изучения темы разобраться с рядом вопросов: чем объясняется жестокость и неуравновешенность царя? Почему Иван IV принял царский венец? Чем объясняется такое явление, как опричнина? Тяжело ли было общаться и служить царю? (взаимоотношения с Андреем Курбским)

Работая с подобными ситуациями, у обучающихся меняется осознание себя и окружающих, что является базой для приобретения важных навыков. Например, распознавая эмоции исторических деятелей, дети незаметно для себя проводят самоанализ, в результате которого появляется осознанность того, что и почему с ними происходит, как это влияет на них и на окружающих, делают вывод, как необходимо общаться с другими людьми, учитывая их эмоциональную реакцию, и как контролировать свои эмоции. [2]

Одним из попутных результатов проводимой таким образом работы становится повышение качества знаний, так как обучающиеся изучают материал за счет объективного осознания исторических событий.

Элективный курс «История русской культуры». Тема «Эволюция русского портрета XVIII - начала XIX в.

На этапе первичного усвоения новых знаний при изучении вопроса «Феномен женского портрета XVIII в.» обучающимся предлагается портретный ряд, а также практика «Разные улыбки». [3]

Вопросы:

- Посмотрите внимательно на представленный портретный ряд. Что вы можете о нем сказать? (на портретах изображены женщины)

- Что мы можем сказать о выражении их лиц? (на лицах отражены улыбки)

- Посмотрите, пожалуйста, на эти улыбки. Одинаковые ли они? (они все разные)

- Почему улыбки разные? (они являются отражением разных эмоций)

- Какие улыбки здесь представлены? (скромная, доброжелательная, надменная, милостивая, неискренняя)

- С чем, с какими событиями в жизни, на ваш взгляд, связаны эти улыбки?

- Как вы считаете, кто изображен на портретах? (Екатерина II)

- Изменилось ли ваше мнение о событиях в жизни изображенной, повлиявших на ту или иную улыбку?

- Многие современники отмечали «фирменную» улыбку Екатерины II. Это был своеобразный инструмент ее политики, с помощью которого она искусно пленяла сердца окружающих. Эта ее особенность была даже отражена в литературных произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

- Часто ли вы улыбаетесь?

- С чем это связано? (чаще всего с радостными событиями, бывает, что улыбка служит маской, чтобы не показать истинных эмоций, какую-то слабость)

- Улыбаться полезно. Причиной является не только тот факт, чтобы окружающие чувствовали расположение к ним, но и то, что улыбка может улучшить здоровье. Улыбка может быть заразной, а значит, хорошее настроение можно передать другим. Стоит улыбнуться собеседнику, как он начнет улыбаться в ответ (вспомните Крошку Енота из мультфильма). Давайте попробуем поделиться своей улыбкой с окружающими.

Действие начинает первый обучающийся, который улыбается своему соседу. Остальные в это время смотрят в противоположную сторону. Как только второй участник «зарядился» улыбкой, он слегка касается следующего соседа, тот оборачивается и получает «порцию» улыбки. И так по очереди, пока все ученики не будут улыбаться.

Выводы: Такая практика позволяет развивать социальные навыки, которые являются одним из этапов эмоционального интеллекта. Ребенок осознает в данном случае, что улыбка позитивно влияет на других людей, помогает устанавливать контакты, поддерживать отношения, находить общий язык с окружающими.

Кроме того, подобный анализ помогает формировать умение распознавать различные эмоции, что позволит лучше разбираться в людях и в самом себе.

Важным моментом на любом уроке или занятии является этап рефлексии, т.е. осмысления и анализа человеком своего внутреннего мира (знаний, эмоций, целей, мотивов, поступков, установок).

Первый вариант. Практика «Сортировка эмоций»: «Перед вами находятся рюкзак, с которым вы будете продолжать двигаться дальше, корзина для мусора и наши эмоции в виде смайликов. Выходя к доске, определите, какую эмоцию вы с собой возьмете дальше, а какую отправите в корзину. Свой выбор поясните».

Второй вариант. Практика «Дерево достижений»: «Это Дерево достижений, на котором необходимо отразить с помощью эмоций то новое, что изучили сегодня на уроке».

Выводы: Практики, позволяющие осуществить рефлексию, имеют огромное практическое значение, так как осуществляют функцию средства полноценного и эффективного самоанализа, позволяя воспринимать свои мысли и действия, анализировать их и трансформировать.

Подводя итоги, хочется отметить, что практическое обращение к эмоциональному интеллекту дает огромный потенциал развитию личностей наших учениц. Проходя этапы его развития (эмпатию, самоанализ, социальные навыки, самоконтроль), они становятся свободными от стереотипов, шаблонов, предрассудков, что позволяет им двигаться вперед, развиваться и становиться самодостаточными личностями.

Литература

  1. Шиманская В. Эмоциональный интеллект детей: инструкция по развитию и применению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9741256-emotional_intelligence (дата обращения: 15.10.2020)
  2. Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knigid.ru/26280-viktoriya-shimanskaya-emocionalnyy-intellekt-dlya-detey-i-roditeley.html (дата обращения: 01.07.2022)
  3. Шиманская В. Эмоциональный интеллект: практики для жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=t3GQV6i9fAg (дата обращения: 11.10.2020)