Если бы не страх, нас давно бы на свете не было, поскольку он помогает избежать опасных ситуаций и предотвратить их возникновение. Поэтому бояться в каком-то смысле полезно. Нормальный, естественный страх не является чрезмерным, он управляем с помощью разума и логики. Но в психологической и медицинской литературе много говорится о фобиях, которые поражают своим разнообразием. Фобии кардинально отличаются от нормального страха тем, что их крайне сложно (иногда, даже совсем невозможно) контролировать.
Существуют разные трактовки понятия «фобия». Так, в словаре практического психолога под ред. С.Ю.Головина фобия определяется как болезненное навязчивое неадекватное переживание страхов конкретного содержания [1, с. 487]. Иное определение дается в словаре конфликтолога: «фобия - сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо» [2, с. 502]. Наконец, в философском словаре под фобией понимается навязчивый страх, связанный с некоторыми объектами или действиями [3, с. 507]. Обобщая всё вышесказанное, предлагаем следующее определение фобии: фобия - это чрезмерная и беспричинная степень страха, запускаемого воздействием или ожиданием особого объекта или обстоятельства. Нормальный уровень тревоги и страха необходим в любой деятельности, так как он сопутствует росту и развитию специалиста. Но если страх становится неуправляемым и существенно ограничивает деятельность, то он превращается в фобию.
В предлагаемых размышлениях мы несколько отступим от классического понимания фобии как нервного расстройства и рассмотрим педагогические фобии как боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящую к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности. Описывая педагогические фобии начинающих преподавателей, мы придерживались классификации предложенной М.Мазниченко и Ю.Тюниковым [4].
Итак, начнем с фобии несостоятельности. Она присуща молодым учителям, которые не уверены в своих силах или же наоборот, переоценивают их. Порой ученики в открытую заявляют, что не понимают педагога, делая вывод, что он сам не разобрался в преподаваемой теме. Не будем исключать возможность того, что в подобных ситуациях учащиеся могут быть правы, но преподаватель боится это признать. Фобия несостоятельности существенно ограничивает деятельность начинающего учителя: он не обращается к новым методикам обучения, испытывая трудности в их реализации, не стремится приглашать на свои занятия коллег, боясь их критики, не желает организовывать на практических и семинарских занятиях дискуссию, поскольку сомневается в возможности ею управлять и т.п.
С фобией несостоятельности связана фобия превосходства учащихся. Общеизвестным является факт, что хороший педагог - тот, ученики которого превосходят его, но многие преподаватели, особенно начинающие, подсознательно боятся превосходства учеников. Эта боязнь выражается в том, что преподаватель ограничивает возможности учащихся: предъявляет невыполнимые требования; не зная ответа на вопрос, который был задан учащимся, предлагает ему ответить самому, написав при этом реферат или доклад; придирается к мелочам, пресекает инициативу и т.п.
С указанными выше фобиями связана и фобия доверительного (неформального) общения с учениками. В этом случае начинающий педагог не стремится помочь учащемуся в решении каких-либо проблем, отказывается быть классным руководителем, ограничивается формальным общением с классом, делая при этом «протокольное» лицо, постоянно держит дистанцию, надевает маски «холодности», «строгости», «неприступности» и т.д. Здесь можно упомянуть и фобию сотрудничества с учениками, при которой молодой педагог ставит себя выше учащихся. Отчасти понять начинающего преподавателя можно, поскольку он пытается таким образом самоутвердиться и завоевать уважение учеников. Но если мы воспитываем профессионала, то должны считать ученика своим коллегой, выстраивать с ним отношения сотрудничества, т.е. те самые субъект-субъектные отношения, о которых в последнее время много говорят и пишут педагоги и психологи. Что может помочь построить такие отношения? Совместное выполнение какой-либо деятельности: разработка учебного проекта, факультатива, внеучебного мероприятия и др.
Одной из самых распространенных фобий является фобия юмора, так как зачастую преподаватели убеждены в том, что веселый настрой в аудитории - существенная помеха процессу обучения. Но именно отрицательное отношение к юмору существенно ограничивает деятельность молодого педагога и, таким образом, негативно сказывается на образовательном процессе. Начинающий преподаватель, страдающий фобией юмора, избегает шуток над собой, поскольку боится оказаться в смешном положении, а если это всё-таки случается, начинает сильно нервничать. Также он слишком строго относится к ученикам, искусственно пытается выглядеть суровым. На наш взгляд, умелое использование юмористической информации позволяет лучше усвоить изучаемый материал и повышает авторитет самого преподавателя.
Если молодой учитель избегает конфликтных ситуаций, постоянно уступает учащимся и стремится выполнить любое их желание или требование во избежание конфликтов, не умеет на просьбу ответить отказом, - можно говорить о фобии конфликтов. Как правило, этой фобией страдают начинающие педагоги с заниженной самооценкой.
Говоря о фобии обратной связи, отметим, что педагог не интересуется, понятно ли его объяснение учащимся, есть ли у них проблемы в усвоении изучаемого материала и т.д. Согласимся с М.Мазниченко, который считает, что педагог боится обратной связи потому, что она может выявить недостатки в его профессиональной деятельности [4, с. 237]. Очень важно преодолеть эту боязнь, поскольку обратная связь на занятии - это своеобразное общение преподавателя и ученика, порою поистине обогащающее и познавательное.
Начинающий преподаватель, который постоянно перекладывает ответственность за качество обучения на администрацию школы или самих учеников, придерживаясь принципа «не бывает плохих учителей - бывают плохие ученики», приобретает фобию ответственности. Страдающему этой фобией педагогу трудно признать, что низкое качество знаний учащихся по его дисциплине связано не только с их ленью, но и с тем, что он не использует новейшие методики обучения, непонятно объясняет материал, а возможно и потому, что сам абсолютно равнодушен к своему предмету. Фобия ответственности может проявляться и в отказе от участия в общественной работе и др.
Психологи отмечают, что, приобретая фобию, человек избавляется от чего-то неприятного. Таким образом, фобия служит своеобразной психологической защитой. Молодой учитель, постоянно испытывающий перегрузки, будет стремиться облегчить свою деятельность, избавиться от негативных переживаний, так как ему это не только выгодно, но и удобно, комфортно. Исходя из этого, именно начинающие педагоги чаще других приобретают педагогические фобии, которые не позволяют им содержательно расширить свою профессиональную деятельность. На это указывают и психологи, отмечая, что страх сильно «помолодел». Сегодня больше всего боятся молодые люди до 30 лет.
Объем статьи не позволяет в полной мере рассмотреть все педагогические фобии и их влияние на профессиональную деятельность начинающего преподавателя. Тем не менее, можно смело утверждать, что определенная доля страха в педагогической деятельности полезна. Важно уметь управлять этим страхом и не доводить его до абсурда.
Литература
- Словарь психолога-практика / сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 2001. - (Б-ка практической психологии). - 568 с.
- Словарь конфликтолога / сост. А.И.Шипилов, А.Я.Анцупов. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
- Жюлия Д. Философский словарь / Дидье Жюлиа: [пер. с фр. Н.В.Андреевой]. - М.: Междунар. отношения, 2000. - 537 с.
- Мазниченко М., Тюников Ю. Педагогические фобии и мании: классификация и преодоление // Народное образование. - 2004. - № 7. - С. 233-239.