Цифровые образовательные ресурсы в преподавании теории музыки (из опыта работы)

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: музыка


В настоящее время условия и методика работы преподавателя теории музыки коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения - мотивацию ученика. Успех работы преподавателя во многом зависит от его способностей влиять на эмоциональность и впечатлительность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности обучающихся. В качестве основной цели, применения ЦОР в теоретических дисциплинах, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся и как следствие - научить своих воспитанников искать их и осваивать знания самостоятельно в информационной среде.

ЦОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть - некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» должным образом нужно признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию.

Применение ЦОР возможно по следующим информационным средствам:

  1. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий; преобразить теоретический предмет, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала; позволяют увеличить интенсивность занятий, их насыщенность.
  2. Информация, представленная на мультимедиа дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами мирового музыкального искусства разных жанров.
  3. Интерактивное учебное пособие по предметам «Сольфеджио» и «Слушание музыки» для детских музыкальных школ и детских школ искусств - результат творческого сотрудничества коллектива издательства и ведущих преподавателей Академического музыкального училища при МГК им. П.И.Чайковского. https://www.musica.ru/pages/e-projects-eor . Содержание пособия разработано на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.
  4. Всероссийские порталы:
    а) Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru - Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция). Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
    б) МУЗУЧИТЕЛЬ.РУ Музыкально-образовательный портал для совтеменных преподавателей музыки http://muzuchitel.ru/, созданный При содействии: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова". Цель: Расширение творческого потенциала музыкантов в применении современных информационных технологий.

- Известный факт, что ЦОР значительно расширяют границы даже самых современных учебников, поэтому большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю-теоретику пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Главное, что ЦОР поднимает на более высокий уровень мотивацию к изучению теории музыки в ДШИ школе.

Различаем ЦОР по типу работы обучающихся с ресурсами:

  1. Демонстрационные /информационные/ ЦОР - ученик является наблюдателем. Функционально ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательский кругозор. предполагает организацию деятельности обучающихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудиофрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудиофрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.). Чаще используются во время занятий в качестве ознакомительного или комментирующего материала, позволяет педагогу организовать фронтальную работу учащихся, самостоятельную индивидуальную
  2. Интерактивные /практические: информационно-деятельностные/ - ученик имеет возможность не только "смотреть демонстрации", но менять сценарий:
    - отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить отметку ресурса;
    - выполнять задания с помощью ресурса;
    - находить нужную информацию в Интернете или в других электронных, (справочниках);
    - проводить групповую работу (мини-проект на занятии);
    - участвовать в интерактивных обучающих играх;

В педагогической практике наиболее успешно зарекомендовал себя следующий комплекс средств обучения ЦОР:

  1. Презентация. (см. Приложение № 1) "Презентация" - переводится с английского как "представление". Мультимедиа презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Занятия, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
  2. Видеоматериалы (см. Приложение № 2): мировые программные музыкальные произведения разных жанров, постановок. Происходит активизация процесса восприятия учащихся и запоминания информации с помощью ярких образов оперы, рок-оперы, балета, мюзикла и т.д.
  3. Синтезированный зрительный ряд (см. Приложение № 3): портреты композиторов, исполнителей мировой музыкальной сцены; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. иконопись и др.); документальные и художественные фотографии. Во время демонстрации материала у учащихся есть возможность более полному анализу учебного материала, основанного на формировании межпредметных связей, а также практической направленностью; адекватного отношения к художественным и музыкальным ценностям.
  4. Текстовые документы (см. Приложение № 4.1; Приложение 4.2): доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; и др. Применение такого вида ЦОР успешно формирует эстетически-нравственный фон урока, развивает вербальную (словесную) характеристику музыкального произведения).
  5. Контрольные и творческие задания. (см. Приложение № 5.1, Приложение 5.2, Приложение 5.3): информационные буклеты, рисунок муз. образа, контрольные вопросы по теме изучения, проектная деятельность.
  6. Звуко и видеозаписи (см. http://muzofon.com/error.php) (см. https://www.youtube.com/): Песенный репертуар для учащихся, фонограммы песен. Исполнение песен с использованием фонограмм обогащает творческий потенциал учащихся, способствует проявлению вокальной и ритмической импровизации.
  7. Тренажер для музыкантов (см. https://сольфеджио.онлайн/). Развивает различные музыкальные навыки по следующим режимам: музыкальный диктант, угадай ноту, мажор-минор, интервалы. В рамках функционирования есть возможность прохождения онлайн - курсов и авторских по темам.

Разработка и применение ИКТ/ ЦОР/ в педагогической деятельности:

Размещение авторских материалов на печатных сайтах:

  1. Личный кабинет. Всероссийский Фестиваль педагогических идей http://urok.1sept.ru
  2. Распространение педагогического опыта: создан и практикуется практике начальной школы для организационного момента уроков. https://urok.1sept.ru/статьи/502489/img1.jpg Использование песенного материала «Колокольчик» автора Бриской Е.Ю. в пед. деятельности учителя Ирзиной (Бекшаевой) И.Ф. Сайт учителя - Бекшаева Наталья Фёдоровна
  3. Методическая разработка. Республиканский Фестиваль методических разработок-2019. Сборник материалов Фестиваля:
  4. Методическое пособие с этнокультурной направленностью. (Рекомендован научно - метод. советом ГБУ ДПО РМЭ «МИО», 2019г. http://edu.mari.ru/mio/DocLib9/Методические%20разработки.aspx) .

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод:

  1. Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации.
  2. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.
  3. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ, ЦОР, ЭОР нового поколения. Для ученика - это существенное расширение возможностей самостоятельной работы - послушать концерт, посмотреть оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для педагога - это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно - в режиме дискуссии, а не монолога.
  4. Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности.

Таким образом, применение ЦОР в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ЦОР на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к учебной деятельности.