Опыт организации и проведения проектных и исследовательских работ во внеурочной и урочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: внеурочная деятельность, профессиональная компетентность, младшие школьники


Школа - это самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. Задумываясь над этим, мы понимаем, что это зависит во многом от нашей работы. Учитель соединяет в себе столько профессиональных качеств - он и учёный, и предметник, и классный руководитель, и организатор, психолог, друг. При этом является всего лишь младшим научным сотрудником этой лаборатории.

Успех образования зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что учитель - это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя.

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель - создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Не секрет, что в настоящее время, теория и практика педагогики ориентируется на факторы самоопределения личности, готовой непрерывно развиваться, творчески подходить к решению задач в контексте изменяющегося мира, обновлять систему знаний и даже производить новое знание. Так, одна из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы средствами нового школьного образования обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики, как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на производстве и применении новых знаний. В ФГОС нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе исследовательской деятельности, нацеленной на формирование целостной системы знаний [1].

Современная ситуация требует подготовки совершенно иной личности, не пассивно адаптированной, а активно самоопределяющейся в имеющихся социокультурных условиях, способной занять самостоятельную позицию и исполнять определенную социокультурную роль в обществе.

Сегодня актуальна задача - вовлечение школьников в учебно-исследовательскую работу, знакомство с научным языком и методом, привлечение в образовательный процесс инструментов научного труда. Для школьников, ведущих научную работу, знания становятся самостоятельной ценностью.

Для решения задач уже существует ряд педагогических технологий, приемов и способов, реализуемых как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Причем практически все они приемлемы для использования в начальной школе, где, как мы знаем, уже продуктивно используются такие методы научно-познавательной деятельности как проектный, исследовательский, поисковый и др.

В то же время стоит выделить ряд проблем и противоречий, связанных с процессом формирования навыков учебно-исследовательской и проектной работы у младших школьников. Одна из них связана с опасностью слепого перенесения, калькирования форм научного труда в школьную жизнь в ущерб содержанию этой деятельности. Другая проблема носит педагогический характер и связана с необходимостью корректной адаптации методов и средств научной деятельности для условий начальной школы. Вовлечение младших школьников в мир науки должно происходить с учетом особенностей детского возраста, чтобы стать по-настоящему первой ступенью на пути познания многообразия мира средствами науки. Безусловно, это требует особой профессиональной компетентности педагогического коллектива школы.

В данной статье я хотела бы поделиться опытом организации и проведения научно-практической конференции. У меня родилась идея создания особой учебно-образовательной среды, реализуемой во внеурочной деятельности, которая получила название «Лаборатория - Мои первые исследования».

По форме работы «Лаборатория - Мои первые исследования» - это научно-практическая конференция младших школьников, которая проводится ежегодно и проходит в несколько этапов. Название конференции определяет и подчеркивает её характер. Подразумевалось, что опыт участия в мероприятии станет для детей своеобразной лабораторией, где они смогут получить и совершенствовать навыки организационной, учебно-исследовательской и проектной работы. Цель: не только вовлечь школьников в работу конференции в традиционном качестве докладчиков, но существенно расширить спектр активности детей и сделать их равноценными создателями и организаторами мероприятия. Практически все учащиеся начальной школы принимали участие к подготовке.

Учащиеся четвертых классов были привлечены к работе над проектированием научно-практической конференции. Дети были вовлечены в процесс разработки названия конференции, определения направлений её работы, разработки дизайна и логотипа мероприятия. Далее был сформирован организационный комитет конференции, включающий в себя учащихся начальной школы, членов Совета школы и родительского комитета. Оргкомитет формировал и изготавливал Программу конференции. Ответственные за организацию работы проверяли готовность аудиторий, наличие технических средств и прочее. Безусловно, вся эта работа проводилась совместно с педагогами, но роль учителей заключалась, скорее, в общем сопровождении и направлении организации работы, нежели в контроле. Полагаем, что такой подход позволил, в том числе, сформировать некую детско-взрослую общность наших учеников, учителей и родителей.

Основная цель - создание учебно-образовательной среды, позволяющей сформировать навыки организационной, учебно-исследовательской и проектной работы у младших школьников, вызвать интерес к миру науки, познакомить детей с культурой научного труда.

Задачи конференции:

  • стимулирование способностей учащихся младшего школьного возраста в различных областях;
  • привлечение учащихся к организационной, исследовательской, творческой и проектной деятельности как к оптимальному средству формирования универсальных учебных действий младших школьников;
  • формирование у младших школьников навыков подготовки и проведения презентации.

Данная работа включала в себя три этапа.

На первом, классном, этапе проходила подготовка и отбор лучших презентаций на уровне класса. Так как в рамках ФГОС большое внимание уделяется проектной и исследовательской работе, учениками было разработано большое количество интересных проектов, которым хотелось дать дальнейшее развитие. Это могли быть презентации к урокам или к классным часам (5 минут выступление; вопросы аудитории). По результатам анкетирования учащихся определялись лучшие проекты.

Затем, на втором школьном этапе, лучшие презентации выносились на уровень школы. Здесь были представлены два лучших выступления от класса. В жюри вошли учителя, библиотекарь, родители, детское жюри из победителей прошлого года и члены Совета школы. Работы были настолько интересны, что по просьбам учащихся работы были показаны в других классах начальной школы после конференции.

Третий, районный (региональный), этап подразумевал участие учеников на общей, итоговой научно-практической конференции «Я - исследователь». Целью Конкурса являются развитие интеллектуально-творческой одарённости младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста.

Оценивали выступление две группы жюри: детское (победители прошлых лет) и взрослое. Все участники получили сертификаты, а победители стали участниками районной (региональной) научно-практической конференции.

Важно отметить, что проведение научно-практической конференции в младших классах позволило интегрировать учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка. Посредством этой формы работы стало возможным выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе и одарённых детей, инициировать интеллектуальное и творческое соревнование детей в учебно-исследовательской и научной деятельности.

Осмысливая опыт организации и проведения научно-практической конференции в начальной школе, можно сделать следующие выводы:

  1. Такая форма работы, как научно-практическая конференция, позволяет создать особую образовательную среду, приобщающую младших школьников к миру науки. Мы видим множество воспитательных и ценностных плюсов такого подхода.
  2. Научно-практическая конференция хорошо адаптируется для применения во внеурочной работе младших школьников, поскольку соответствует их психологии. Детям присуще любопытство, пытливость, богатое творческое мышление.
  3. Научно-практическая конференция становится оптимальной формой для первого исследовательского опыта и проектной деятельности младших школьников. Включение в данную работу учит детей работать в коллективе, позволяет обеспечить процесс приобретения социального опыта, что в целом повышает мотивацию школьников к обучению.

Как писал К.Фишер: «Знание без опоры на собственное понимание и суждение остается лишь сведением, собирательством информации» [2, С. 172]. Потому так важно уже в младшем школьном возрасте формировать личностное и осмысленное отношение к знанию.

Список литературы

  1. Ильина Ю.Б.Управленческое решение как инструмент трансформации идентичности педагогического сообщества школы // Концепт. - 2013. - Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2.. - ART 54015. - URL: http://e-koncept.ru/2015/54015.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
  2. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - С. 172.