Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра


Образование обучающихся различных нозологический групп в условиях инклюзивного практики базируется на специальных профессиональных компетенциях учителей. В статье я делюсь практическим опытом цели организации коррекционных занятий учителем-дефектологом и условиями адаптации заданий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В практической работе учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно понять, что любые знания в школе должны быть направлены на освоение сложнейших для них отношений с людьми и окружающей средой. Основной целью любого учебного предмета для данной категории ребят является обучение средствам коммуникации и социальным навыкам. Знания не адаптированные к понятной ребенку повседневной жизненной ситуации нефункциональны.

Включение коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» в Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - это дополнительная возможность специального организованного развития обучающихся даже в ситуации серьезных трудностей в освоении отдельных учебных программ.

На основе любой изучаемой темы учитель-дефектолог адаптирует задания:

  • учитывает уровень доступности понятий обучающемуся;
  • конкретизирует (упрощает) инструкции к заданиям;
  • выделяет в задании важные правила - зрительные опоры;
  • опирается на знакомые обучающемуся алгоритмы учебных действий;
  • учитывает возможности темпа и объема выполнения заданий.

В данной публикации интегрированные задания к 2-ум занятиям коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся 2-го класса с расстройствами аутистического спектра и легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Цель занятий: закрепление знаний по теме русского языка «Слова, которые обозначают предметы» и расширение представлений об окружающем мире: признаках времени года; занятиях людей зимой; животных и птицах, зимующих в наших краях.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Назови нарисованные на картинках предметы и ответь на вопрос. Ответ запиши.

2. Продолжи ряд слов, обозначающих название предметов.

Что? Зима, мороз, ___________________________

Что? Машина, поезд, ________________________

3. Прочитай, добавь по вопросам слова по смыслу. Соедини линией.

На елке висят (что?)

снежинки

Дед Мороз принес на праздник (что?)

музыка

На празднике звучит (что?)

шары

За окном кружатся (что?)

сугробы

Намело большие (что?)

подарки

Девочки танцуют (что?)

танец

4. Напиши 4 и 5 предложения. Подчеркни слова, обозначающие предметы.

5. Рассмотри рисунок. Прочитай предложения. Поставь вопрос к словам, обозначающим предметы. Спиши эти слова Подчеркни эти слова.

На улице (____________?) зима.

Выпал пушистый (____________?) снег.

Ребята взяли (_____________?) лопаты.

Они расчищают (____________?) снег.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Рассмотри рисунок. Ответы запиши. Слова, отвечающие на вопрос кто? подчеркни.

Кто катается на санках? _______________________.

Кто катается на лыжах? __________________________.

Кто катается на коньках? __________________________.

Кто лепит снеговика? ______________________________.

2. Прочитай рассказ.

Мальчики и девочки пошли на экскурсию в зимний лес. На ветках берез лежит пушистый снег. На елках висят шишки. Белки и зайцы оставили следы на сугробах.

Ответь на вопросы. Ответы напиши.

Кто пошел на экскурсию? ____________________

Что лежит на ветках берез? ___________________

Что висит на елках? _________________________

Кто оставил следы? _________________________

Подчеркни в тексте слова, обозначающие предметы.

3. Прочитай рассказ. О ком этот рассказ? Выпиши выделенные слова, обозначающие предметы. Поставь вопрос к каждому слову.

Как заяц готовится к зиме.

К зиме заяц линяет. Цвет шерсти становится белым. Так его не видят на снегу лисы и волки. Прячется в мороз под кустами. Ест он кору деревьев и замерзшие ягоды. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит, как на лыжах.

Образец: (Кто?) заяц,

4. Прочитай. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Запиши их в таблицу.

Снегирь и дятел.

Снегирь - зимняя птица. Грудка у него красная. Голова и крылья черные. Корм снегиря зимой - это семена трав, деревьев. Любимая ягод - рябина.

Дятел - крупная интересная птица. Клюв у него длинный, твердый. Когти у него очень крепкие. Поэтому дятел легко лазает по деревьям. Дятел ест жуков, которые портят деревья. Так он лечит растения.

Кто?

Что?

Заключение

Современная концепция инклюзивного образования опирается на мой взгляд на основные понятия: равные ценности и возможности.

Вне зависимости от особенностей развития обучающегося возможность получения образования, развития и сопереживания успехов с учителем и одноклассниками - это ценность каждого дня.

Каждое занятие (урок) для ребят с особыми возможностями и потребностями в сопровождении опытного специалиста - это новый опыт, новый шаг в общении с миром.

Впиши в кроссворд названия предметов по номерам.