Образование обучающихся различных нозологический групп в условиях инклюзивного практики базируется на специальных профессиональных компетенциях учителей. В статье я делюсь практическим опытом цели организации коррекционных занятий учителем-дефектологом и условиями адаптации заданий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В практической работе учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно понять, что любые знания в школе должны быть направлены на освоение сложнейших для них отношений с людьми и окружающей средой. Основной целью любого учебного предмета для данной категории ребят является обучение средствам коммуникации и социальным навыкам. Знания не адаптированные к понятной ребенку повседневной жизненной ситуации нефункциональны.
Включение коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» в Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - это дополнительная возможность специального организованного развития обучающихся даже в ситуации серьезных трудностей в освоении отдельных учебных программ.
На основе любой изучаемой темы учитель-дефектолог адаптирует задания:
- учитывает уровень доступности понятий обучающемуся;
- конкретизирует (упрощает) инструкции к заданиям;
- выделяет в задании важные правила - зрительные опоры;
- опирается на знакомые обучающемуся алгоритмы учебных действий;
- учитывает возможности темпа и объема выполнения заданий.
В данной публикации интегрированные задания к 2-ум занятиям коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся 2-го класса с расстройствами аутистического спектра и легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Цель занятий: закрепление знаний по теме русского языка «Слова, которые обозначают предметы» и расширение представлений об окружающем мире: признаках времени года; занятиях людей зимой; животных и птицах, зимующих в наших краях.
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Назови нарисованные на картинках предметы и ответь на вопрос. Ответ запиши.
2. Продолжи ряд слов, обозначающих название предметов.
Что? Зима, мороз, ___________________________
Что? Машина, поезд, ________________________
3. Прочитай, добавь по вопросам слова по смыслу. Соедини линией.
На елке висят (что?) |
снежинки |
Дед Мороз принес на праздник (что?) |
музыка |
На празднике звучит (что?) |
шары |
За окном кружатся (что?) |
сугробы |
Намело большие (что?) |
подарки |
Девочки танцуют (что?) |
танец |
4. Напиши 4 и 5 предложения. Подчеркни слова, обозначающие предметы.
5. Рассмотри рисунок. Прочитай предложения. Поставь вопрос к словам, обозначающим предметы. Спиши эти слова Подчеркни эти слова.
На улице (____________?) зима.
Выпал пушистый (____________?) снег.
Ребята взяли (_____________?) лопаты.
Они расчищают (____________?) снег.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Рассмотри рисунок. Ответы запиши. Слова, отвечающие на вопрос кто? подчеркни.
Кто катается на санках? _______________________.
Кто катается на лыжах? __________________________.
Кто катается на коньках? __________________________.
Кто лепит снеговика? ______________________________.
2. Прочитай рассказ.
Мальчики и девочки пошли на экскурсию в зимний лес. На ветках берез лежит пушистый снег. На елках висят шишки. Белки и зайцы оставили следы на сугробах.
Ответь на вопросы. Ответы напиши.
Кто пошел на экскурсию? ____________________
Что лежит на ветках берез? ___________________
Что висит на елках? _________________________
Кто оставил следы? _________________________
Подчеркни в тексте слова, обозначающие предметы.
3. Прочитай рассказ. О ком этот рассказ? Выпиши выделенные слова, обозначающие предметы. Поставь вопрос к каждому слову.
Как заяц готовится к зиме.
К зиме заяц линяет. Цвет шерсти становится белым. Так его не видят на снегу лисы и волки. Прячется в мороз под кустами. Ест он кору деревьев и замерзшие ягоды. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит, как на лыжах.
Образец: (Кто?) заяц,
4. Прочитай. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Запиши их в таблицу.
Снегирь и дятел.
Снегирь - зимняя птица. Грудка у него красная. Голова и крылья черные. Корм снегиря зимой - это семена трав, деревьев. Любимая ягод - рябина.
Дятел - крупная интересная птица. Клюв у него длинный, твердый. Когти у него очень крепкие. Поэтому дятел легко лазает по деревьям. Дятел ест жуков, которые портят деревья. Так он лечит растения.
Кто? |
Что? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
Современная концепция инклюзивного образования опирается на мой взгляд на основные понятия: равные ценности и возможности.
Вне зависимости от особенностей развития обучающегося возможность получения образования, развития и сопереживания успехов с учителем и одноклассниками - это ценность каждого дня.
Каждое занятие (урок) для ребят с особыми возможностями и потребностями в сопровождении опытного специалиста - это новый опыт, новый шаг в общении с миром.
Впиши в кроссворд названия предметов по номерам.