Курс коррекционно-развивающих занятий инклюзивного (интегрированного) образования по формированию когнитивной сферы учащихся начальной школы с ОВЗ «Классификация предметов по существенным признакам»

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Пояснительная записка

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа инклюзивного образования интегрированного (инклюзивного) образования по формированию когнитивной сферы учащихся начальной школы с ОВЗ

Вид Программы

комплексно-целевая

Сроки реализации Программы

2021-2022 год

Заказчик Программы

рекомендации ТПМПК

Цели Программы

создание благоприятных условий для полноценного пребывания учащихся с ОВЗ, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Ожидаемые результаты

  • Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в МБОУ.
  • Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  • Создание коррекционно-развивающего пространства в МБОУ при социализации детей с особенностями развития. Создать курс бесед (игр) по воспитанию толерантного отношения к «особенным» детям.
  • Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: кадровое обеспечении, наличие МТБ, реализация современных образовательных и коррекционных программ и технологий, просветительская деятельность.

Организация контроля

Контроль за реализацией Программы осуществляется через систему мониторинга на уровне образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой и документальной основой Программы инклюзивного образования коррекционной работы с обучающимися общего образования являются

Международные документы:

  1. Декларация прав ребенка, 1959г.
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.
  3. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г.
  4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г.

Федеральные документы:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535)
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) - Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
  10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03
  11. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95
  12. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
  13. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
  14. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздрав соц. развития России № 593 от 14 августа 2009 г.
  15. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
  16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
  17. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г.
  18. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
  19. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
  20. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
  21. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

Региональные документы:

  1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре»;
  2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2007 №78-оз «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2012 годы»;
  3. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.04.2008 № 68-п (ред. от 10.12.2010) «О правилах приема детей в бюджетные и казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  4. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 №507-п «О целевой программе ХМАО - Югры «Доступная среда» на 2012-2015гг
  5. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 10.02.2012 № 52-п "О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году";
  6. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2011 №971 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
  7. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2012 №209 «Об утверждении примерных учебных планах по предоставлению образовательной услуги с использованием дистанционных технологий для детей-инвалидов, обучающихся на дому»;
  8. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09. 2012 № 1057 « Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
  9. Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (проект).
  10. Положение об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (проект)

Введение программы

Особое внимание в последние годы привлекает к себе особая категория детей, имеющая недостатки в физическом или психическом развитии. В настоящее время эти дети, имеющие ограниченные возможности в здоровье, получили доступное обучение в общеобразовательных учреждениях. Дети с ОВЗ порой затрудняются самостоятельно воспринимать и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. Для большинства обучающихся с ОВЗ характерно снижение работоспособности, внимания, нарушение эмоционально-личностного развития. Дети с недоразвитием интеллекта подвержены любому влиянию, особенно негативному. Особенности развития детей с ограниченными психическими возможностями указывают на необходимость проведения коррекционных мероприятий по формированию способности к социально-средовой адаптации. Формирование коммуникативных навыков и преодоление отчужденности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит гораздо медленнее, чем у здоровых детей. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации и социализации в среде сверстников и в обществе. Именно такую возможность в развитии с ОВЗ предоставляет инклюзивное (интегрированное) образование.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16)

Понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

В группу дошкольников с ОВЗ могут входить дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер - нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
  • дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным на­рушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
  • дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения(например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска».

Условия реализации программы:

  • Создание в учреждении команды специалистов, помогающей педагогам приспособить методы коррекционной деятельности к особенностям ребенка;
  • Для организации индивидуальных и дистанционных консультаций для родителей должен быть доступ к сети Интернет.
  • Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (статья 2,ФЗ «Об образовании» №273)
  • Индивидуальные планы развития для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  • Инклюзивная социальная образовательная среда, комплексность работы узких специалистов.

Актуализация программы

Актуальность программы заключается в том, что она способствует коррекции когнитивной сферы учащихся и созданию оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в школьном учреждении.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможнос­тями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспита­ния и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характе­ром нарушения их психического развития

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В школьном учреждении проходят обучение следующие категории детей с нарушениями развития, имеющие инвалидность:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями);
  • дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.);
  • дети с генетическими (хромосомными) нарушениями (синдром Дауна и т.д.).

Таким образом, имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бед­ности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Данная категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые учитываются при определении коррекционной работы в образовательном пространстве реабилитационного центра.

Очень актуально проводить работу по данной представленной программе в связи с необходимостью коррекционной деятельности когнитивной и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Цели и задачи программы

Цели:

  • создание условий для интегрированного включения детей-инвалидов и с ОВЗ, необходимых для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в образовательной среде.
  • формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД посредством психологических упражнений.

Задачи:

  • Развитие психических процессов через игры, упражнения и мозговую гимнастику.
  • Формирование умения классифицировать группы предметов окружающего мира (времена года, транспорт, игрушки, овощи и фрукты, дикие и домашние животные, птицы, насекомые и т.д.)
  • Закрепление знаний о цветовой гамме.
  • Развитие пространственно-временных ориентиров ребёнка.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Совершенствование речевых функций.
  • Профилактика сколиоза и нарушения зрения.
  • Формирование коммуникативных способностей и социализации детей.

Приоритетные принципы и подходы к формированию программы

Реализация коррекционно-развивающей деятельности требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности учащихся, их поведения и деятельности; динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.

Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С.Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С.Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип коррекции «снизу вверх». При его реализации в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже име­ющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Он базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, пути и способы их реализации и тактику проведения коррекционной работы. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка. Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте - общение и различного рода совместная деятельность.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

Принцип комплексности методов психологического воздействия. Этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность ребенку испытать радость преодоления.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Планируемые результаты освоения курса

Планируемыми личностными результатами в сфере развития коммуникативных универсальных действий и коррекционно-развивающей деятельности по формированию познавательной сферы являются следующие умения и навыки:

  • формирование навыков использования способов (правил) взаимодействия со сверстниками: умение сотрудничать между собой, принимать позицию собеседника и выслушивать мнение;
  • формирование умения проектировать сотрудничество со сверстниками и педагогом-психологом в процессе постановки задач, поиска и сбора необходимой информации;
  • развитие навыков групповой работы в умении грамотно выражать свои мысли, формулировать вопросы и критически мыслить;
  • отработка навыков и способность обмену информации при вербальном и невербальном общении;
  • формирование умения вести совместную деятельность со сверстниками, доверять собеседнику и приходить к общему решению;
  • формирование позитивного психоэмоционального состояния ребенка;
  • формирование положительной мотивации к обучению и регуляторного компонента деятельности;
  • знакомство с элементарными приемами саморегуляции психофизиологического состояния;
  • способность к использованию адекватных поведенческих манер в социальных контактах и деятельности;
  • развитие способности к концентрации тактильных и кинестетических ощущений;
  • рост коммуникативной успешности и развитие коммуникативных способностей;
  • снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений учащихся в контактах;
  • рост позитивных социальных проявлений в контактах, снижение негативных эмоциональных реакций;
  • развитие психических процессов;
  • формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД посредством психологических упражнений.

См. продолжение программы