Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

Функциональная грамотность включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Основные виды функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность -
    • свободное владение всеми видами речевой деятельности;
    • способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
    • самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность -
    • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • деятельностная грамотность -
    • это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности можно использовать тестовые материалы, содержание которых включает в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация. Все задания разделены на три уровня:

  • Репродуктивный уровень - действие по образцу, ориентация на внешние характеристики;
  • Рефлексивный уровень - действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия;
  • Функциональный уровень - компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

Первый уровень - репродуктивный:

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

  • Белгород (название города)
  • Банка (стеклянный сосуд)
  • Башкиры (название народа)
  • Байкал (название озера)
  • Белка (название зверька)

2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

  1. Вода - прозрачная бесцветная жидкость.
  2. Водитель - тот, кто управляет машиной.
  3. Водопад - стремительно падающий с высоты поток воды.
  4. Водопровод - сооружение с системой труб, по которым доставляется вода.

Второй уровень - рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом - ик.

  1. пальчик
  2. стаканчик
  3. ключик
  4. разведчик

2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в именительном падеже.

  1. Бабушка поставила на стол тарелку с пирожками.
  2. В углу комнаты стоял письменный стол.
  3. В обед за стол садились все члены семьи.
  4. Кот не хотел играть и забрался под стол.

Третий уровень - функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

лечу - ____________________

Ответ: лечить, лететь, лечение.

Тестовые задания соответствуют трём уровням развития учащихся: первый уровень - репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень - рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень - функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, как правило, вызывает у большинства детей затруднения в ходе его выполнения в силу недостаточного свободного владения основными понятийными средствами.

Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС?

Для того чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, прежде всего, развивать интерес к изучению данного предмета посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.

Функциональная грамотность является одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.