Использование регионального компонента на уроках в начальной школе в рамках проекта малой авиационной академии в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, Функциональная грамотность


Введение

В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования.

Также, образование в России определяет в качестве составляющей профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.

В связи с этим, в марте 2021 года была основана Малая авиационная академия, которая объединила 15 партнеров, такие как школы №30, 38 и 24, авиакомпании «Полярные авиалинии» и «Якутия», аэропорт Якутска, Центр культуры и современного искусства имени Ю.А.Гагарина, Дворец детского творчества.

Задачи Малой авиационной академии:

  • Профессионально ориентировать в мире авиационных специальностей через модули внеурочной деятельности и воспитательную работу обучающихся 1-11 классов.
  • Организовать обучение авиационной направленности учащихся старшей школы по профилям.
  • Расширить сетевое пространство обучающихся за счет профильной ориентации предприятиях авиационной отрасли.
  • Организовать взаимодействие с учебными учреждениями авиационного профиля за пределами республики.
  • Создать сайт Малой авиационной академии.
  • Развивать систему каникулярной занятости обучающихся.

Работа Малой авиационной академии проходит по 6 направлениям: учебная деятельность, воспитательная работа, каникулярная занятость обучающихся, спортивно-оздоровительное направление, работа с одаренными детьми, работа методических объединений. Это предполагает включение авиа-компонента в образовательную деятельность. [электронный ресурс 1]

Цель: создание оптимальных условий для развития профильного образования (авиационного направления) младших школьников, способствующих профессиональной ориентации обучающихся, развитию интереса к авиационной отрасли в Якутии, реализации комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии патриотических чувств.

Актуальность темы заключается в том, что внедрение регионального компонента в школах в соответствии с требованиями ФГОС является важнейшим средством связи обучения с жизнью. Воспитание патриотизма у младших школьников основывается на интересах, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность.

Проблема состоит в том, что для работы проекта Малой авиационной академии недостаточно разработано материалов, пособий для обучения и развития учащихся. Реализации этой задачи способствует использование педагогами начальной школы практико-ориентированных заданий на уроках, поиск и разработка эффективных дидактических средств.

Объект исследования - целостный образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - способы реализации регионального компонента на уроках в начальной школе в рамках Малой авиационной академии.

Гипотеза: предполагается, что дидактические средства. с использованием регионального компонента на уроках чтения, математики, окружающего мира помогут учащимся заинтересоваться предметами и позволят приобщить младших школьников к сфере авиации, пробуждая патриотические чувства.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования.
  • Анализ, классификация математических задач с использованием национального компонента для начальных классов
  • Проследить реализацию регионального компонента на уроках чтения, окружающего мира, создающий условия формирования выбора будущей профессии.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала. [электронный ресурс 2]

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность и информационные технологии.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с профессиями работников авиалиний, деятельностью знаменитых лётчиков, работой авиапортов через создание проектов. Выступают с такими темами, как «Аэропорт будущего», «Валерий Кузьмин- легенда якутской авиации», «Пилоты в нашей семье» . Результатом такой работы является выступления детей на городских ежегодных НПК на базе нашей школы - Кузьминские чтения.

Учатся рассказывать про авиацию, изготавливая современные интерактивные игровые папки- лэпбук, которые состоят из кармашков с вложениями, подвижными элементами, открывающимися окошками. В папках собраны игры, загадки, интересные факты, события, картинки. Эта увлекательная работа развивает любознательность, познавательную активность, логику, речь, мелкую моторику младших школьников.

Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», основанную на примере работы аэропортов республики Саха (Якутия). Например, дается задача на уроках закрепления по теме «Периметр и площадь прямоугольника» в 4 классе:

«Длина взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск 3400м, а ширина 60 м. Найдите периметр и площадь взлётно- посадочной полосы аэропорта Якутск.»

Задача на нахождение неизвестного слагаемого во 2 классе: «По маршруту Якутск-Нерюнгри в самолёт сели 90 пассажиров, среди них взрослых 78, остальные дети. Сколько детей было среди пассажиров?»

Учащиеся проявляют больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний.

Использование краеведческих материалов на уроках литературного чтения даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать уроки окружающего мира с уроками математики и других предметов. Благодаря работе с текстом о родном крае, на уроках чтения, формируется функциональная грамотность младших школьников. Тексты с такими заданиями как сравнение, классификация, анализ будут способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов, увеличению словарного запаса, социальной коммуникации, расширению кругозора и осведомленности ребенка об авиации. Конечно, при составлении текстов, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Например, нами адаптированы такие тексты, как «Подъёмная сила», «Воспоминания о первом самолёте», «Продукты в Арктику доставлены», «Тайны полёта» с заданиями: «Найдите предложение в тексте дающее ответ на вопрос», «Определи тип текста», «В чём основная мысль текста», «Подбери синоним к слову» и т.д.

Выводы:

  • Использование прикладных материалов региональной направленности в учебном процессе помогает решать многие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
  • По наблюдениям учителя такая работа помогает в достижении целей в формировании и развитии личности учащегося:

Предмет

Положительная динамика в развитии учащихся

математика

умение решать жизненно практические задачи;
умение ставить цели;
повысилась скорость усвоения материала;
повысилось качество изучаемого материала;
активизация деятельности слабых учеников;
самооценивание

окружающий мир

умение ставить цели;
повысился интерес к авиации;
повысился интерес к краеведению;
активизация исследовательской деятельности;
развитие коммуникативных функций;
развитие познавательных функций (желание знать об авиации в родном крае)
развитие патриотических чувств

литературное чтение

развитие речи;
формирование функциональной грамотности;
увеличение словарного запаса;
развитие познавательных функций (желание знать об авиации в родном крае);
развитие патриотических, нравственных чувств.

Использованная литература

  1. Соглашение о создании Малой авиационной академии
    http://yaguo.ru/node/9675 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/pechatnyi_sbornik_dlya_pedagogov.html
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы // Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 128.
  3. Цыганкова А.Н. Виды УУД и приемы формирования у младших школьников http://www.kursk-sosh41.ru