Особенности логопедического сопровождения развития лексико-грамматической стороны речи детей 4–6 лет в условиях взаимодействия со специалистами и родителями группы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия

Класс: д/с


С октября 2020 года в течение двух лет я принимала участие в оказании психолого-педагогической поддержки детям, консультативной помощи родителям и педагогам ДОУ в условиях инклюзивного образования, в том числе и в дистанционном режиме. Совместная деятельность по организации такой поддержки специалистами нашего Центра педагогов и родителей ДОУ была организована на договорной основе между ЦППМ и СП №7 «Способный ребёнок» и МБДОУ «Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» Кировского района г. Красноярска (Договор о совместной деятельности от 27 октября 2020г.).

Логопедическая поддержка была организована на основании запроса и заявлений родителей детей. Приоритетные направления логопедического сопровождения в каждой из групп ДОУ я определяла на основании данных экспресс-диагностики, собеседований с воспитателями и родителями детей, наблюдения за речевым развитием детей.

В своей статье я представляю свой опыт по сопровождению и взаимодействию в развитии лексико-грамматической стороны речи детей средней группы ДОУ с родителями и воспитателями. Согласно договору о совместной деятельности я определила следующие направления поддержки развития лексико-грамматической стороны речи детей (Приложение 1, слайды 1-2):

1. Консультативная помощь родителям детей по особенностям речевого развития ( в том числе по индивидуальному запросу);

2. Консультативная помощь педагогам по развитию лексико-грамматической стороны речи детей (по запросу);

3. Логопедическая поддержка развития лексико-грамматической стороны речи детей группы (по запросу);

4. Предоставление методической поддержки родителям и воспитателям группы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей (по запросу).

На основании полученных данных и в соответствии с Комплексно-тематическим планированием на 2021-22 учебный год, предоставленным мне МБДОУ 182, я разрабатывала для группы детей программу и тематическое планирование для логопедического сопровождения. При разработке программы я опиралась на материалы методических пособий по развитию речи детей 4-6 лет в условиях ДОУ [2], [4], [6]. Период сопровождения соответствовал учебному полугодию. Для занятий с детьми старший воспитатель ДОУ и педагог группы создали все необходимые условия: я использовала имеющийся в группе наглядный и методический материал, игрушки и принадлежности для рисования, оборудованное помещение. Занятия проводились в присутствии и с участием воспитателя.

Целью логопедического сопровождения было создание условия для развития у детей средней группы МБДОУ № 182 лексико-грамматической стороны речи. В процессе сопровождения решались следующие задачи:

  • создание условий для развития действий по согласовыванию слов в предложении, формированию правильных окончаний;
  • действий по словообразованию прилагательных и существительных;
  • действий по употреблению предлогов В-ИЗ, НАД-ПОД, НА-ПОД, НА-С (СО), ПЕРЕД-ЗА;
  • расширения и активизации словарного запаса, предметной и глагольной лексики, слов-признаков;
  • развития фразовой диалогической и монологической речи.

В первом учебном полугодии развитие лексико-грамматической стороны речи детей проводилось в рамках тем: «Осень», «Зима», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши». Педагог ДОУ присутствовал на занятиях. Содержание занятий разрабатывалось в соответствии с выявленными у детей дефицитами лексико-грамматического развития речи и с опорой на методические рекомендации известных авторов [1], [3], [5], [7]. После каждого занятия я проводила консультацию с ним по закреплению материалов занятия с детьми, методическим приёмам выполнения заданий, передавала соответствующее содержание для проработки в группе. Воспитатель закреплял с детьми задания по развитию активного словарного запаса, словоизменению, словообразованию, развитию связной речи, использованию предлогов. Задания для развития лексико-грамматической стороны речи детей еженедельно предоставлялись родителям в зоне, доступной для обозрения.

Кроме того, для педагога ДОУ проводилось консультирование по запросу об особенностях и дефицитах речевого развития отдельных детей, возможных подходах к их преодолению в условиях ДОУ, по взаимодействию с родителями. В случаях необходимости педагог организовывал индивидуальную встречу по запросу родителя ребёнка. Результатом индивидуального общения с родителем было, как правило, обращение ЦППМ и СП «Способный ребёнок», где родитель получал возможность проконсультироваться у специалистов, ребёнок посещал индивидуальные и групповые развивающие занятия. Если родители выражали своё желание пройти с ребёнком ПМПК, они получали рекомендацию по адаптированной программе дошкольного образования, и ребёнок начинал получать помощь учителя-логопеда в условиях ДОУ.

В процессе логопедического сопровождения детей группы мы вместе с учителем-логопедом ЦППМ и СП «Способный ребёнок» Петровой Н.С. подготовили и провели для родителей и воспитателей группы онлайн-семинар на тему: «Игры и упражнения для развития грамотной речи детей 5-7 лет» (Приложение 1, слайды 4,5,6). Педагоги ДОУ активно помогали нам в организации мероприятия, оповестили родителей, разместили объявления (Приложение 2), приняли участие в семинаре. Запись семинара была размещена на сайте ЦППМ и СП №7 в разделе «Новости», в группе нашего Центра В Контакте, где набрала достаточно много просмотров. Мы постарались так представить игры и упражнения для развития словообразования и словоизменения, активного словарного запаса у детей, чтобы их удобно было использовать и педагогам на занятиях в группе, и родителям в домашних условиях.

Мною была подготовлена часть семинара по словообразованию. В играх и упражнениях по теме был представлен морфологический способ образования новых слов с помощью суффиксов в рамках лексических тем о диких и домашних животных и их детёнышах. Помощником в проведении игр стал Доктор Айболит. Содержание семинара было ориентировано на помощь родителям и воспитателям ДОУ в развитии у детей действий по образованию уменьшительно-ласкательных форм слова, обогащению активного словаря названия жилищ домашних и диких животных, развитию действий словообразования притяжательных прилагательных от существительных-названий животных (игра «Чей хвост, чья морда?»), действий образования существительных в ходе игры «Огромные размеры». Для каждой темы были представлены иллюстрации и варианты дидактических игр.

Для закрепления и повторения изученного лексического материала, ввода его в активный словарь между занятиями с логопедом необходимы были небольшие тексты и подвижные упражнения, дидактические игры, которые удобны для проведения в условиях детского сада и в домашних условиях. Я подготовила несколько логоритмических подвижных стихотворных упражнений и игр, пальчиковых упражнений. Дети с удовольствием их выполняли и, благодаря этому, легко запоминали лексический материал. По окончанию занятий игры и упражнения были собраны в буклет «Упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи детей 4-6 лет», который я отдала родителям и воспитателям группы (см. Приложение 1, слайд 3). Вот некоторые выдержки из содержания буклета (см. Приложение 3):

Представляю вам несложные весёлые игровые упражнения, которые при систематическом повторении помогут ребёнку обогатить словарный запас и развить правильную речь

Предлагаю поиграть с ребёнком в пальчиковую игру со стихотворным сопровождением, которую я придумала для запоминания названий детёнышей лесных зверей. Дети досказывают названия детёнышей и выполняют движения.

Гордится лисица своими (лисятами), (собираем в кулаки большие пальцы)
Гордится волчица своими (волчатами), (затем указательные)
Гордится ежиха своими (ежатами), (затем средние)
А медведица? (Медвежатами)! (безымянные)
Гордится зайчиха своими (зайчатами), (мизинцы)
А мама гордится своими (ребятами)! (показываем сжатые кулаки)

В своей практике часто сталкиваюсь с недостаточностью в словаре детей глагольной лексики, особенно слов-действий для обозначения того, как домашние животные и птицы подают свой голос. Чтобы облегчить эту задачу, я придумала упражнение-игру «Доскажи словечко»:

Как животные подают свой голос

Кто как голос подаёт? Вот лошадка звонко (ржёт),
Кошечка (мяукает), поросёнок (хрюкает),
(Блеют) козочка с овцой, серый гусь (гогочет),
Утка (крякает) утятам и поплавать хочет.
А сегодня поутру курочка (квохтала),
И цыпляток по двору бегала, искала.
(Кукарекал) петушок, (лаял) пёс дворовый
И (мычала), выходя, пёстрая корова.

Проговаривая с ребёнком это стихотворение и побуждая его вспоминать нужные слова, мы поможем ему ввести их в активный словарь. Для придания игре подвижного характера можно добавить мяч. Обратите внимание, что глаголы употребляются в настоящем, а затем в прошлом времени.
Названия жилищ лесных зверей поможет детям запомнить пальчиковая игра:

Как зимуют животные

Текст, говорит взрослый

Движения, речь детей

Очень холодно зимой,
Звери спать идут домой.

Потирают плечи, переминаются с ноги на ногу, говорят вместе со взрослым, показывают голосом, что замёрзли.

В логове под зимней ёлкой
Всей семьёй зимуют (волки)

Соединяют подушечки больших пальцев рук, говорят вместе со взрослым, досказывают слово.

Белка спит в своём (дупле),
А лисичка спит (в норе).

Соединяют указательные и средние пальцы, говорят вместе со взрослым, досказывают слова.

Семьи мышек и зайчат
Тоже в тёплых (норках) спят.

Соединяют безымянные и мизинцы, говорят вместе со взрослым, досказывают слово.

И в берлоге до весны
Все (медведи) видят сны.

Дети делают руками «Замок», затем поднимают и опускают пальцы, при этом говорят низким голосом, подражая медведю, досказывают слово.

Запомнить названия детёнышей, образованных от названий взрослых животных, ребёнку достаточно просто. Но у домашних животных названия их детёнышей часто отличаются от взрослого животного. Для облегчения запоминания слов-названий детёнышей я использую различные подвижные игры, рекомендованные в методических пособиях с мячом, с картинками [3], [5], [6]. Как итог занятия провожу игру, которая помогает детям закрепить в словаре все изученные слова-предметы, признаки и действия. Идею я взяла из пособия О.Е. Громовой [2]. У автора она называется «Найди свою маму».

Игра-театрализация «Детёныши и мамы»

Детям предлагается поиграть на ферме, где живут детёныши и их мамы. Определяем и обустраиваем место для «фермы», «детёныши» гуляют поодаль. «Мамы» ждут их внутри «фермы» Вместо шапочек можно воспользоваться бейджами с изображением детёнышей животных. Сначала текст взрослого животного читаю я сама и затем рассказываю, как детёныш приближается к маме. Дети узнают свою маму, называют детёныша и подражают его движениям согласно описанию. По мере запоминания слов детям передаются роли детёнышей и их мам. В таком варианте игра приобретает элементы театрализации.

Текст, который говорит взрослый

Движения, речь детей

Замычала корова: «Му-у, му-у, где детёныш мой, не пойму-у?»
И мчится вприпрыжку ребёнок, маленький пятнистый … (телёнок).

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям. В процессе запоминания описывают движения детёныша сами.

Замяукала кошка негромко, ищет игривого шаловливого … (котёнка).
И вот он около мамы мурлычет, ласкается, а мама ему улыбается.

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям и звукам. В процессе запоминания описывают движения и звуки детёныша сами.

И собака лает и скулит слегка, ищет своего маленького … (щенка)
И он подбегает к маме, тявкает и трясёт мохнатыми ушами.

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям и звукам. В процессе запоминания описывают движения и звукам детёныша сами.

Ласково ржёт лошадка: «Где вы, мои … (жеребята)?»
И они к ней тотчас спешат, и копытца их звонко стучат.

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям. В процессе запоминания описывают движения детёныша сами.

И хрюкает свинка громко, зовёт своего маленького … (поросёнка).
Он счастливо визжит, и тычется пятачком, и хвостик его крючком.

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям и звукам. В процессе запоминания описывают движения и звуки детёныша сами.

Козочка блеет, и травку жуёт, и своего … (козлёнка) зовёт.
И он высоко подпрыгивает ножками и крутит своими маленькими рожками.

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям. В процессе запоминания описывают движения детёныша сами.

Овечка заблеяла: «Бэ-э, бэ-э, иди, малыш, скорее ко мне!»
И к ней тоже впрпрыжку бежит ребёнок, озорной кудрявый … (ягнёнок).

Досказывают слово, приближаются к «маме», подражая предложенным движениям и звукам. В процессе запоминания описывают движения и звуки детёныша сами.

Все детёныши маму нашли, все покушать и приласкаться пришли.

Дети далее могут рассказать, чем мамы накормили своих детёнышей.

В процессе игры в активном словаре закрепляются все морфологические компоненты речи по лексической теме: существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Предоставление методической поддержки родителям и воспитателям группы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей (по запросу) включало такие формы работы, которые позволяли им практически овладевать приёмами проведения упражнений и игр. Для родителей были организованы и проведены семинары-практикумы, в том числе и совместно с детьми. Как правило, семинаров проводилось несколько. В начале сопровождения на вводном семинаре я рассказывала о выявленных дефицитах речевого развития детей, цели и задачах сопровождения, системе взаимодействия с родителями и воспитателями, содержании занятий, проводила индивидуальное консультирование по запросу. Далее уже проводились семинары-практикумы (см. приложение 1, слайды 7,8,9).

Целью их было оказание психолого-педагогической поддержки воспитателям и родителям в процессе сопровождения речевого развития детей 5-6 лет.

Задачи:

  • Информирование об особенностях речевого развития группы детей и индивидуальных речевых особенностях детей;
  • Представление специальных методов и приёмов, дидактических игр, позволяющих обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями);
  • Рекомендация методических пособий в помощь воспитателям и родителям;
  • Ответы на вопросы аудитории;
  • Индивидуальное консультирование (по запросу).

Педагоги ДОУ оказывали организационную помощь в проведении семинаров, предоставляли помещения и оборудование для их проведения, принимали участие в них.

В процессе семинара проводилась групповая консультация о возрастных нормах развития речи детей, о промежуточных и итоговых результатах речевого развития группы в процессе сопровождения.

На семинарах-практикумах мы с родителями и с детьми выполняли упражнения для развития у детей мелкой моторики и лексико-грамматической стороны речи, в том числе включённые в содержание буклетов. Эти задания выполнялись детьми на занятиях, и теперь родители могли закреплять их дома, а воспитатель в группе. В конце семинара я проводила небольшой обзор методических пособий в помощь развитию лексико-грамматической стороны речи детей.

Семинары проводились в непринуждённой заинтересованной обстановке и вызывали положительный эмоциональный отклик у слушателей. После ответов на вопросы большинство родителей выразили благодарность за интересное содержание.

Совместные усилия участников сопровождения развития лексико-грамматической стороны речи детей группы давали положительные результаты, которые отмечали родители и воспитатели (см. Приложение 1, слайд 10).

- Речь детей становилась к концу обучения более грамотной и богатой, более активной. Вместе с обогащением активного словаря, улучшением грамматического строя развивалась фразовая речь, улучшались речевая память и внимание, понимание обращённой речи.

- Часть родителей обратилась за получением консультационной поддержки у специалистов ЦППМ и СП №7 «Способный ребёнок». Дети-дошкольники получили сопровождение специалистов в виде индивидуальных и групповых развивающих занятий.

- В случаях выявления у детей ограниченных возможностей здоровья они проходили обследование специалистами ПМПК и получали рекомендации о необходимости обучения по адаптированной программе дошкольного образования.

Совместная деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки детям, консультативной помощи родителям и педагогам ДОУ в условиях инклюзивного образования, в том числе и в дистанционном режиме, организованная на договорной основе между ЦППМ и СП №7 «Способный ребёнок» и МБДОУ «Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» Кировского района г. Красноярска была отмечена многочисленными положительными отзывами и благодарностями со стороны родителей и воспитателей МБДОУ.

Список использованной литературы

  1. Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР/ К.Е.Бухарина.- М.:ВЛАДОС, 2020. - 115с, ил. - (Коррекционная педагогика).
  2. Громова О.Е. и др. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 192 с. - (Логопед ДОУ)
  3. Играем со словами, один-много. Часть 1. Набор карточек с рисунками: для детей 4-7 лет/ автор-составитель С.Ю.Танцюра. - М.: ТЦ Сфера, 2020.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- М., 2007.
  5. Нищева В.М. Блокнот логопеда. Выпуск 8. Секреты формирования грамматического строя речи. Относительные и притяжательные прилагательные. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. - 48 с., цв.ил.
  6. Новиковская О.А. 1001 логопедическое упражнение для детей от 6 месяцев/ О.А.Новиковская. - Москва: Издательство АСТ, 2020 - 255 с., ил.
  7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4 / Н.Э.Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 32 с.
  8. Упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи детей 4-6 лет: В помощь родителю и воспитателю детского сада./Составитель: учитель-логопед Лузан С.В. - Красноярск, 2021г.