«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Леонтьев А.А.
Цель комплекса: развитие математической грамотности у учащихся начальных классов.
По структуре задания делятся на задания, направленные на развитие математической грамотности и оформляются в качестве уровней заданий.
Для проверки достижений первого уровня компетентности предлагаются традиционные учебные задачи, характерные для проверочных работ. Для этoго требуются знания математических фактoв, вoспроизведение oпределений математических oбъектoв и их свoйств, применение стандартных алгоритмов и методов решения.
Втoрому урoвню кoмпетентности присущи умения устанавливать связи между различными темами прoграммы по математике и интегрировать инфoрмацию, необходимую для решения задачи. Ситуации, рассматриваемые в задачах, нестандартные, нo не требующие высокого урoвня математизации.
Для проверки достижения третьего уровня компетентности разрабатываются бoлее сложные задачи. Решение задач сoстоит из двух этапов: выделение прoблемы, котoрая решается средствами математики, и ее фoрмулировка, разработка соответствующей математическoй мoдели, решение и его интерпретация сoгласнo предлoженной в задании ситуации.
Первый уровень компетентности - воспроизведение
Задания
1. Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями V1=36 км/ч и V2=54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него за t=6 мин.
Вопрос: Какова длина второго поезда?
2. Приготовление краски
Чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски желтого цвета (6 частей) и красного цвета (2 части).
Вопрос: Сколько килограмм краски оранжевого цвета можно получить, имея в наличии 3 килограмма желтой и 3 килограмма красной краски?
3. Равенство
Вопрос: Как нужно расставить знаки "-", чтобы выполнялось равенство.
8 7 6 5 4 3 2 1 = 3
4. Три сотни умножили на две сотни.
Вопрос: Сколько будет сотен?
5. Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы.
Вопрос: Сколько килограмм лука потратил повар?
6. Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше чем второе.
Вопрос: Вычисли сумму этих трех чисел.
7. Вдоль тропинки вбиты колышки на расстоянии одного метра друг от друга. Между первым и последним колышками 8 метров.
Вопрос: Сколько всего колышков?
8. Расшифруй комбинацию кодового замка:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б) вторая цифра на 2 больше, чем четвёртая,
в) сумма всех цифр равна 17,
г) вторая цифра 3.
Вопрос: выбери правильный ответ
9. Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Обезьяны набрали орехов поровну и понесли Маугли. Но по дороге они поссорились, и каждая обезьяна бросила в каждую по одному ореху. В результате они принесли орехов вдвое меньше, чем собрали.
Вопрос: Сколько орехов получил Маугли?
Второй уровень компетентности - установление связей
1. Сергей - большой любитель кататься на скейтборде. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Нужно купить платформу, один комплект из 4 колес, один комплект из двух держателей колес, а также комплект металлических и резиновых составных частей и собрать свой собственный скейтборд.
Цены в магазине на эти товары представлены в таблице:
Товар
|
Цена в рублях |
Собранный скейтборд |
82 или 84 |
Платформа |
40, 60 или 65 |
Один комплект из 4 колес |
14 или 36 |
Один комплект из 2 держателей колес |
16 |
Один комплект металлических и резиновых деталей скейтборда (подшипники, резиновые прокладки, болты и гайки) |
10 или 20 |
Вопрос: Сергей хочет сам собрать для себя скейтборд. Какую наименьшую стоимость и какую наибольшую стоимость можно заплатить в этом магазине за все составные части скейтборда?
(а) Минимальная стоимость в рублях: _____________
(b) Максимальная стоимость в рублях: ____________
2. Отец с двумя сыновьями отправились в поход. На их пути встретилась река. У берега был плот, который может выдержать только отца или двух сыновей.
Вопрос: Как отцу и двум сыновьям переправиться на другой берег?
3. Отцу и сыну вместе 38 лет, сыну и дедушке вместе 64 года, а отцу и дедушке вместе 84 года.
Вопрос: Сколько лет отцу, сыну и дедушке в отдельности?
4. Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.
Вопрос:
1) Кто всех выше? (Дарина)?
2) Кто ниже всех? (Виктория)?
3) На сколько Дарина выше Ольги? (3см)
5. В лесу жили две белки - Белка и ее сестра Стрелка. Стрелка съедает на завтрак 12 орехов, а Белка на 5 меньше. На обед Стрелка съедает 14 орехов, а Белка на 4 меньше.
Вопрос: Сколько орехов они съедают за один день, если они не ужинают.
6. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.
1) 3, 6, __, 12, 15, 18.
2) 1, 8, 11, 18, ___, 28, 31.
3) 2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.
4) 24, 21, ___, 15, 12.
5) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.
7. Семеро детей сидят за круглым столом. Никакие 2 мальчика не сидят рядом, и никакие 3 девочки не сидят подряд.
Вопрос: Сколько девочек за столом?
8. Угадай, какие цифры обозначены буквами:
АБВГ+ АБВГ= ВГДА
9. Бетти и Кетти путешествуют на суперпоезде. Бетти едет в сто семнадцатом вагоне с начала поезда, а Кетти - в сто тридцать четвертом с конца. Оказалось, что они едут в соседних вагонах.
Вопрос: Сколько вагонов могло быть в поезде.
Третий уровень компетентности - рассуждение
1. На острове было 13 красных, 15 зеленых и 17 синих хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий (например, синий и зеленый - меняются на красный).
Вопрос: Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны окажутся одного цвета?
2. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети.
Вопрос: На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?
3 .Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты.
Вопрос: Как это сделать с помощью данных часов?
4. 6 спортсменов - Адамов, Белов, Ветров, Глебов, Дронов и Ершов - в проходившем соревновании заняли первые шесть мест, причем ни одно место не было разделено между ними. О том, кто какое место занял, были получены такие высказывания:
1. «Кажется, первым был Адамов, а вторым - Дронов».
2. «Нет, на первом месте был Ершов, а на втором - Глебов».
3. «Вот так болельщики! Ведь Глебов был на 3 месте, а Белов на четвертом».
4. «И вовсе было не так: Белов был пятым, а Адамов - вторым».
5. «Вы все перепутали: пятым был Дронов, а перед ним Ветров».
Известно, что в высказывании каждого болельщика одно утверждение истинное, а второе - ложное.
Вопрос: Определить, какое место занял каждый из спортсменов.
5. Серёжа задумал число, прибавил к нему 8, от результата отнял 5 и получил 3.
Вопрос: Какое число он задумал?
6. Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка - нет.
Вопрос: Каких цветов были туфли и рубашки у Бома и Бима?
7. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, в кино и в музей - 6 человек, а 2 человека не ходили ни в кино, ни в музей.
Вопрос: Сколько человек нашего класса ходили в кино?