Чаепитие в русской избе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, ОРКСЭ

Ключевые слова: фольклор, чайные традиции, чаепитие, фольклорный праздник, русские народные песни


Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития, воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с историей чая, традициями русского чаепития и гостеприимства;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • создать настроение торжества и веселья;
  • доставлять детям радость от народных игр, песен;
  • воспитывать любовь к русскому народу и уважение к его обычаям и традициям.

Оформление:

  • Мероприятие проходит в классе: класс оформлен в русском стиле: вышитые полотенца, платки, вязаные дорожки и круглые коврики, прялка, коромысло, ухват, чугунок, старинные утюги, лампа керосиновая, посуда деревянная и глиненая, обереги, травы, щипчики для сахара.
  • Столы накрыты для чаепития.
  • На столе скатерти, самовары, обвитые баранками, каравай, пироги, пряники, бублики, блины, сахар-рафинад, разные сорта чая, чайная посуда, варенье разных видов, мёд, лимон.
  • Дети в русских народных костюмах.
  • Для проведения игры: солнце с лентами, минусовки исполняемых песен.

Ход мероприятия

Хозяин: Здравствуйте, дорогие гости! Гости желанные в избу проходите, хлеб-соль отведайте. Хлеб на Руси - символ гостеприимства, благополучия, достатка. Соль защищает нас от нечистой силы.

Хозяйка с караваем на рушнике встречает гостей;

Дорогие гости! Как говорится -
Милости просим в нашу светлицу!
Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И внакладку и вприкуску.
Пейте чай, друзья по-русски!

Хозяин: Ну вот все и собрались. Давайте поприветствуем друг друга

Дети становятся в 2 шеренги

1 шеренга (гости):

«Бояре, а мы к вам пришли! (идут вперед, дойдя до точки, делают поклон)
Молодые, а мы к вам пришли!» (возвращаются обратно)

2 шеренга (хозяева):

«Бояре, а зачем пришли? (идут вперед, дойдя до точки, делают поклон)
Молодые, а зачем пришли?» (возвращаются на место)

1 шеренга (гости):

«Бояре, познакомиться хотим! (идут вперед, разводя руки в стороны)
Молодые познакомиться хотим!» (руки сводят-возвращаются обратно)

2 шеренга (хозяева):

«Бояре, мы рады вас встречать» (идут вперед, разводя руки в стороны)
Молодые, мы рады вас встречать!» (возвращаются обратно)

1 шеренга (гости):

«Бояре, а как вас зовут? (идут, вытягивая правую руку вперед, останавливаясь - топают ногой)
Молодые, а как вас зовут?» (возвращаются обратно)

1 шеренга (гости):

«Да на Руси Иваны с Марьями живут» (идут, руки сложив перед грудью)
«Имена им такие дают»!» (возвращаются на место).

Учитель: Дети, как радушно нас встречают, да и изба какая необычная. Посмотрите, сколько интересного нас окружает. Кто знает, что это за предмет?).

Дети: Прялка.

(Дети, которые принесли старинные вещи рассказываю о них и их предназначении)

Ученик: Пря́лка - приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

Прялка деревянная - обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Учитель: Это придмет вы все сразу узнали.

Дети: Утюг.

Ученик: Сейчас мы не сталкиваемся с проблемами, которые возникали раньше. Взял утюг, воткнул шнур в розетку и понеслась. Тогда такого не было, процесс глажки был куда более хлопотным. В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька: мы их видели в городском краеведческом музее. Со временем появились литые чугунные утюги, которые разогревались на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому такие утюги стали делать пáрными. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.

Утюги с горящими углями внутри появились лишь в середине 17 века. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь остывшие угли, в отверстия дули или размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку такие утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.

Учитель: В доме уютно, когда светло, тепло и пахнет пирогами. И в старину людям хотелось уюта. Дома освещали керосиновыми лампами.

(Родители демонстрируют работу лампы.)

Учитель: Ребята, сейчас в каждом доме есть водопровод, а в старину люди за водой ходили на речку или к другому водоёму, или к колодку, который был порой один на всё село. Воду приходилось нести издалека. Поэтому ходили за водой с коромыслом.

Ученик демонстрирует как носили вёдра с водой (в вёдрах по 2-3 литра воды)

Пока мальчики под руководством учителя носят вёдра на коромысле, родители девочкам показывают ухват, чугунок и демонстрируют как ухватом перенести чугунок.Девочки «пробуют поставить чугунок в печь».

(Затем девочки и мальчики меняются ролями.)

(Дети, которые коромысло или ухват подержали, подходят и рассматривают экспонаты, берут их в руки.)

Хозяйка: Гости дорогие, теперь просим вас к столу - чаевничать будем.

(Мальчики и гости-родители садятся за стол)

Хозяин: Разливает чай из самовара хозяйка дома или её дочери и угощают им гостей.

Хозяйка: По русской традиции чашку с чаем передают двумя руками, при этом приветливо улыбаются и говорят: «На здоровье вам», а тот, кто принимает чай, должен отвечать: «Благо дарю вам».

(Девочки подают чай с учётом традиции мальчикам и гостям. Затем садятся за столл и девочки. Родители подают им чай.)

Учитель: Ребята, а я знаю, что в семье Дани Самарина по сей день пьют чай из блюдца. Даня, покажи нам пожалуйста как это делается.

(Даниил демонстрирует)

Учитель: А вот Богдан любит чай пить вприглядкуу. Давайте нальём чай в блюдца и вместе с Богданом выпьем вприглядку.

(Дети наливают чай в блюдца и пьют чай вприглядку).

Учитель: Вкусно?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: Давайте теперь попробуем чай вприкуску.

(Все пьют чай вприкуску)

Учитель: Как ещё пили чай в старину?

Дети: Внакладку.

Учитель: Способ, пить чай внакладку, пользовался в России меньшей популярностью, из-за большого расхода сахара на чашку чая, который был дорогим. Такой способ использовали в основном богатые люди. Сейчас таким способом пользуется каждый из нас. Выберите способ, который вам по душе и продолжаем пить чай.

Хозяйка: Гости дорогие, что ж вы чай пустой пьёте. Не стесняйтесь, пирогами да блинами угощайтесь. Чай пейте медленно, не торопясь, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей.

Хозяин: У нас сегодня полон стол угощений. Спасибо гостям-хозяюшкам. Угощайтесь, дорогие. Отказываться нельзя - хозяев обидишь, больше в дом не позовут.

Хозяйка: Кушайте, дорогие наши, да чаем душистым запивайте. А чтобы гости не заскучали, давай-ка, хозяин, повеселим гостей.

(Дети исполняют частушки)

«Чайная частушка»

На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!

Мы за чаем не скучаем,
Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить,
Вволю чаем напоить.

Самовар блестит, кипя,
Чай уже в нём пенится.
Погляди-ка на себя -
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю.
Наливай горячий чай!

Он бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть
Больше чая надо пить!

Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном.
После бани свежий чай
Русским удальцам подай!

Ой, чай, крепкий чай,
Пейте, чай чаёчек!
Чтобы радость приносил
Каждый день, денёчек

Мы напели вам частушки,
Чтоб порадовать гостей.
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было бы нас,
Кто бы пел частушки?

Хозяйка: На Руси было принято чаевничать с утра и до позднего вечера. Говорили: «Чай живот не переполняет, а сытость дает!». Чаелюбы с таких застолий расходились, когда уже на улице было совсем темно.

Учитель: А знаете ли вы, что традиционный чай на Руси появился лишь в XVI-XVII веках?! А до этого времени славяне варили кисели, готовили сбитень, квас и медовуху, пили травяные отвары и настои, которые мы сейчас для простоты называем чаем, хотя никакого чайного листа в них не было. Все больше липа, душица, иван-чай, малина, смородина, земляника. И не только листья, но и цветки, сушеные ягоды и даже коренья.

Широко распространен был и морковный чай. Овощ тонко строгали и сушили - специально для зимнего чая. Да и сегодня напитки из дикорастущих и культурных растений очень популярны. Но чтобы составить сбор, мало сорвать просто понравившееся растение. И у чайной церемонии есть свои правила.

В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана - среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями.

Хозяин: Хорошее получается застолье. А где застолье, там и песня.

Чекрыжова Софья запевает русскую народную песню, класс подпевает:

Русская народная - А я по лугу

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала:
Ты подай, матерь, ты подай, матерь,
Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.

Я рубить буду, я рубить буду,
Рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася,
Источник teksty-pesenok.ru
Покатилась голова, покатилась голова.

Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые,
За новые ворота, за новые ворота.

А я по лугу, а я по лугу
Я по лугу гуляла я по лугу гуляла
Мне комар ножку мне комар ножку
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

Хозяин: Хозяюшка, а не устали ли сидеть наши гости? Не пора ли им размяться да поиграть?

Хозяйка: Ты прав. Выходи народ в «Дударя» играть.

(Выходят 8-12 человек)

Ход игры

- Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя.

- Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:

«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище. Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.Дударь, дударь, что болит?»

- Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.

- Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем:

«Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки (держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше.

Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Если дударь говорит «Ничего не болит», дети разбегаются, а дударь их ловит. Первый пойманный становится дударем.

(Продолжается чаепитие)

Учитель: «Дети, а вы знаете что традиция пить чай с лимоном появилась у нас, больше ни в одной стране лимон в чай не добавляют, Этот обычай появился на почтовых станциях, когда путники после долгой дороги меняли лошадей. Ехали долго, дороги плохие, путешественников укачивало. А в таких случаях помогает что-то кислое. Чаю всегда пили очень много, на таких передышках тоже, так что чай с лимоном был естественным выходом. Предлагали даже не станции: «Вам чай с лимоном или с полотенцем?». Если выбирали первое - приносили стакан с долькой лимона, а если с полотенцем - то путешественника ждало много-много стаканов чая с малиновым листом и прочими травами, после 5-7 стаканов полотенце становилось особенно нужным, так как прошибал пот. Многие выбирали этот вариант - все-таки лимоны были дороги».

Хозяин: Во все времена люди славили солнышко. Выходи народ, и мы его славить будем.

Игра: «Игра с солнцем»

Ход игры. В центре круга - «солнце»). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. «Слава Солнцу» Слава на небе солнцу высокому, слава! Слава!

На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Учитель: Ребята, наше чаепитие мы проводим на масляничной неделе. Какое угощение на Масленицу самое главное?

Дети: Блины.

Учитель: Так давайте про них песню споём.

«Блины»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

(Девочки берутся за ленточки, отходящие от «солнца». Мальчики берутся за руки и образуют внешний круг. Дети поют песню и движутся по кругу: девочки в одну сторону, мальчики в другую).

Хозяйка: Славный праздник в нашей горнице получился! Дружный, хлебосольный!

Хозяин: А теперь и вы нас в гости поджидайте. До свидания, дорогие друзья!

Все вместе: Будьте здоровы и счастливы!