Формирование читательской грамотности младших школьников средствами технологии развития критического мышления

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: читательская грамотность


На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах. Читательская грамотность сегодня является одним из главных параметров готовности жить в современном обществе.

В обновленном Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели выделяется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Развитие читательской грамотности - это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися ООП НОО, в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий». [7]

В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Оно является одной из проблемных зон достижения планируемых результатов.

Согласно международной программе исследования качества обучения PIRLS, российские школьники находятся статистически ниже по уровню читательской грамотности, чем их ровесники из стран Организации экономического сотрудничества и развития. Россия отстаёт от значимых показателей развитых стран, которые участвуют в международном исследовании, следствием чего является неподготовленность выпускников российских школ к успешной деятельности в современном информационном мире.

Таким образом, существует необходимость решать проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых компетенций, которая составляет основу умения учиться.

Настоящие методические материалы направлены на оказания методической поддержки педагогам в формировании читательской грамотности младших школьников с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования PISA в 1991 г.

В Концепции исследования PISA читательская грамотность определяется как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Вопросы теста PIRLS позволяют оценить основные читательские действия, направленные на понимание учащимися текста (как художественного, так и информационного). Читательские действия включают в себя умения:

  • вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
  • сделать прямые умозаключения из этой информации;
  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  • оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

В работах Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалёвой и М.И.Кузнецовой указывается, что «первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения.

У современного развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  • умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
  • умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя» [9].

Таким образом, для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Разработчиками теста PIRLS так же выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной информации для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Технология развития критического мышления помогает в формировании читательской грамотности. Она обеспечивает наполнение урока специфическим содержанием, а выбор приемов и способов освоения произведения, позволяет сформировать необходимые читательские умения.

Одним из способов формирования читательской грамотности является технология развития критического мышления.

В образовательную практику технология развития критического мышления вошла в конце XX века в США. Ее разработчиками стали Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит и др. Она представляет собой целостную систему приемов и методов , формирующих навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Цель данной технологии - формирование базовых мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

Технология РКМ позволяет решать следующие задачи:

  • повышать интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала;
  • формировать навыки написания текстов различных жанров;
  • развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • формировать коммуникативные навыки и ответственность за знание;
  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения и других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Для стадии вызова характерны следующие приемы: «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм», «Ассоциации», «Круги на воде».

На стадии осмысления используются такие приемы, как осмысления «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет», «Сводная таблица», «Уголки», «Лови ошибку», «Логические цепочки», «Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Ромашка Блума», «Взаимоопрос», «Сюжетная таблица», «Лови ошибку», «Перекрестная дискуссия».

Стадия рефлексии включает приемы: «Шесть шляп», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Рафт», «Последнее слово за мной», Свободное письмо», «Кубик Блума».

Некоторые приемы технологии развития критического мышления целесообразно использовать и при формировании читательской грамотности у младших школьников. К ним относятся: «Бортовой журнал», «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Чтение с остановками», «Перепутанные логические цепочки», «Лови ошибку». «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей», «Мозговой штурм», «ЗХУ», «Ромашка вопросов или ромашка Блума», «Синквейн».

Включать приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников необходимо постепенно, начиная со второго полугодия 1 класса.

В течение каждого учебного года вводятся новые приемы и отрабатываются уже знакомые. Система работы по использованию приемов ТРКМ не остается неизменной. В отдельных случаях она требует корректировки или изменений. Это связано с разным уровнем как индивидуальной, так и общей подготовленности учащихся класса.

Для работы на уроках литературного чтения используются альбом по рисованию (1-3 класс), общая тетрадь в клетку (4 класс).

Рассмотрим более подробно организацию работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности с использованием приемов технологии развития критического мышления.

См. продолжение статьи