"Смысловое чтение" на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение


Урок английского языка в 10 классе с использованием стратегии «смысловое чтение». УМК «FORWARD» М.В.Вербицкая.

Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретации информации;
  • оценка информации.

Работы с текстом происходит поэтапно:

1. Этап перед чтением текста;

2. Текстовой;

3. Этап после чтения текста.

Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии:

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Рефлексия.

На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста. Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.

Этап перед чтением текста

I. Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста несколько ключевых слов и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте.

1. При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка.

2. Далее детям предлагается вставить слова по смыслу в предложения, таким образом закрепляя ранее изученные слова:

II. На экран выводятся картинки.

Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Учащиеся высказывают предложения о том, что говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.

2) Учащимся предлагаются верные и неверные утверждения:

Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.

Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

Второй вариант, можно использовать стратегию «Кластер».

Осмысление текста через приём «Кластер»

После прочтения текста учащиеся заполняют «Кластер» самостоятельно в тетрадях или по группам, или коллективно на доске.

Третий вариант - это использовать Приём «Шесть шляп».

Каждая группа получает «шляпу»

  • «Белая шляпа» - в тексте нужно найти факты.
  • «Желтая шляпа» - позитивное мышление.

В тексте нужно найти позитивную информацию.

  • «Черная шляпа» - негативное мышление.

В тексте нужно найти негативную информацию.

  • «Красная шляпа» - эмоции.

В тексте нужно найти эмоционально-окрашенные слова, которые формируют отношение автора к происходящему.

  • «Зелёная шляпа» - творчество.

Продолжите рассказ.

  • «Синяя шляпа» - обобщающая шляпа.

Группа подводит итоги, делает выводы.

Цель этап после чтения текста - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т.д.

Беседа по содержанию текста.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

  • перескажите, расскажите, спишите, докажите…
  • напишите, продолжите, закончите, дополните…
  • найдите эквиваленты, переведите…

Домашним заданием может быть дан пересказ данного текста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.