Урок английского языка в 10 классе с использованием стратегии «смысловое чтение». УМК «FORWARD» М.В.Вербицкая.
Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретации информации;
- оценка информации.
Работы с текстом происходит поэтапно:
1. Этап перед чтением текста;
2. Текстовой;
3. Этап после чтения текста.
Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии:
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления.
3. Рефлексия.
На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста. Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.
Этап перед чтением текста
I. Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста несколько ключевых слов и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте.
1. При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка.
2. Далее детям предлагается вставить слова по смыслу в предложения, таким образом закрепляя ранее изученные слова:
II. На экран выводятся картинки.
Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Учащиеся высказывают предложения о том, что говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.
2) Учащимся предлагаются верные и неверные утверждения:
Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.
Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
Один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
Второй вариант, можно использовать стратегию «Кластер».
Осмысление текста через приём «Кластер»
После прочтения текста учащиеся заполняют «Кластер» самостоятельно в тетрадях или по группам, или коллективно на доске.
Третий вариант - это использовать Приём «Шесть шляп».
Каждая группа получает «шляпу»
- «Белая шляпа» - в тексте нужно найти факты.
- «Желтая шляпа» - позитивное мышление.
В тексте нужно найти позитивную информацию.
- «Черная шляпа» - негативное мышление.
В тексте нужно найти негативную информацию.
- «Красная шляпа» - эмоции.
В тексте нужно найти эмоционально-окрашенные слова, которые формируют отношение автора к происходящему.
- «Зелёная шляпа» - творчество.
Продолжите рассказ.
- «Синяя шляпа» - обобщающая шляпа.
Группа подводит итоги, делает выводы.
Цель этап после чтения текста - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т.д.
Беседа по содержанию текста.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
- перескажите, расскажите, спишите, докажите…
- напишите, продолжите, закончите, дополните…
- найдите эквиваленты, переведите…
Домашним заданием может быть дан пересказ данного текста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.