Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.
Задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования:
- междисциплинарность;
- целостность окружающей среды;
- единство глобального мышления;
- единство локального действия.
Математические задачи с экологическим содержанием классифицированы по:
1>) содержимому признаку:
- информационные задачи, несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.
- практически направленные задачи, содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.
- прикладные задачи, в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.
- исследовательские задачи - целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.
2) способу воздействия при формировании экологической культуры:
- демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов;
- проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения;
- указательные задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.
Математические задачи с экологическим содержанием
- Задачи, мотивирующие введение понятия.
- Задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.
- Задачи, иллюстрирующие введенное понятие.
- Задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.
- Задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.
- Задачи, позволяющие установить связи этого понятия о изученном ранее.
Примеры экологических задач решаемых количественным методом
Задача № 1. Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5% поверхности шара? Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?
Задача № 2. Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1,7 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2,4 раза больше, чем петрушки. Знаешь ли ты, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы; используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).
Задача № 3. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?
Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению?
Какие меры, по вашему мнению, надо принимать?
См. статью в полном объеме в форме презентации