Подвижные игры как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


По статистическим данным с каждым годом увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, эти дети испытывают трудности в усвоении образовательной программы. В Службе ранней помощи детского сада «Журавушка» города Похвистнево созданы специальные условия по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста, через применение подвижных игр. Специалисты и педагоги Службы ранней помощи стремятся организовать подвижные игры в группе, сенсорной комнате, музыкальном зале с учетом возрастных особенностей детей. Нашей общей целью является сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей раннего возраста, а также развитие двигательных и физических качеств, поэтому стараемся укреплять физическое здоровье малышей при помощи оборудования (массажных мячей, сухого бассейна, дорожек для укрепления стоп, атрибутов для подвижных игр и мн. др.)

В подвижных играх используем знакомые и доступные детям виды основных движений: ходьба, бег, лазанье, подлезание, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, кубиками, погремушками. Все движения мы стараемся подбирать от простого к сложному, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе подвижных игр мы учитываем так же характер и глубину нарушения, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы детей. Применяя подвижные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста, мы тем самым повышаем успешность обучения детей с речевой задержкой, с задержкой психического развития. В ходе подвижной игры мы формируем у детей физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с взрослыми и другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры.

Мы предлагаем вам игры для детей раннего возраста с ОВЗ из нашей картотеки. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, дают прекрасный оздоровительный эффект. Стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. Играем в такие игры как: «Поймай бабочку», «Шаловливые ножки», «Хитрый котенок».

«Поймай бабочку»

Цель: развитие координации движений рук и ног.

Ход игры: Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«Шаловливые ножки»

Цель: укрепления мышц нижних конечностей.

Ход игры: Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

Подвижные игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления. Такие игры, как: «Маленькие ножки, бежали по дорожке», «Перешагни через веревочку».

«Маленькие ножки, бежали по дорожке»

Цель: Формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создавать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения). Развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других.

Ход игры: Ребенок и педагог садятся лицом друг другу. Педагог просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Педагог говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки, то бегает, то ходит, создавая образы, то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.

«Перешагни через веревочку»

Цель: развитие координации движений, ловкости, правильной осанки, навыка преодоления препятствий.

Ход игры: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на скамеечке на расстоянии 5 м от веревочки. По просьбе взрослого малыш идет и перешагивает через веревочку.

Подвижные игры и упражнения на развитие коммуникативной активности предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. Предлагаем такие игры как: «Звукоподражание», «Шел козел по лесу».

Подвижная коммуникативная игра «Звукоподражание»

Цель: развитие коммуникативной активности, навыков звукоподражаний.

Ход игры: Взрослый предлагает разделиться детям на группы: «котята», «щенята», «утята» и др. Затем педагог предлагает детям движение врассыпную, а по хлопку собраться в свою группу (котята, щенята, утята) и выполнить звукоподражание.

«Шел козел по лесу»

Цель: Развитие коммуникативной активности у детей, создание эмоционального фона.

Ход игры: Педагог предлагает детям образовать круг. В центре стоит водящий. Водящий выполняет движения по тексту, выбирает себе пару из круга.

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем…
И ножками потопаем….
Давай с тобой покружимся, и навсегда подружимся!

В перспективе у нас намечены мероприятия на систематизацию и внедрение во все коррекционные направления подвижных игр и игровых упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья детей.