Педагогический час «Такие разные театры»

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Ключевые слова: театрализованная деятельность


Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «театр»? (высказывание педагогов)

А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «Театрализованная деятельность в детском саду» (занятие, праздник, обучение, распределение ролей, игра…)

Интересно, что в словаре насчитывается 590 ассоциаций со словом «Театр».

Предлагаю вам разгадать кроссворд на тему «Театр», а ассоциации, которые вы озвучили, помогут вам быстро справиться с заданием. (Разгадывание кроссворда в подгруппах) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Все мы знаем, что игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ведь с помощью игровой деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся взаимодействовать со сверстниками.

Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театрализованная деятельность, в которой дети проявляют творческую активность, реализуют свой потенциал, развивают способности, и, конечно же, речь.

Сегодня мы поговорим о том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, как театрализованная деятельность способствует развитию речи детей. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Итак, какие ВООБЩЕ бывают театры? (высказывания педагогов)

  • драматический;
  • оперы и балета;
  • кукольный (театр КУКОЛ, если правильно!!!!)
  • пантомима;
  • мюзикл;
  • оперетта;
  • моноспектакль (театр одного актёра)
  • театр пародии;
  • театр эстрады
  • уличный театр.
  • Национальный (например, в Японии: в Кабуки могут играть только мужчины, а в Такарадзуки - только женщины)

Виды театров в ДОУ

Конечно, в детском саду все перечисленные виды театра использовать невозможно, да и не нужно. А вот организация театрализованной деятельности с помощью кукол или драматизации решает целый ряд образовательных и воспитательных задач. Кроме того, такая деятельность способствует реализации требований ФГОС ДО, так как, благодаря театрализованной деятельности, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество, а это является целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.

Давайте вспомним, какие же виды театров возможно организовать в детском саду?

  • стендовый;
  • настольный;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

У нас в коллективе много молодых педагогов, поэтому несколько слов о каждом из этих видов театров.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется фланелеграф («фабричный» или изготовленный самостоятельно) и фигурки-персонажи какого-либо художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. По мере развития сюжета ребёнок прикрепляет необходимые фигурки на фланелеграф.

2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид,только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.

3. Теневой театр в садах - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа, картонные фигурки черного цвета.

Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя - игровая деятельность проводится на столе. Поэтому декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы все необходимые атрибуты игры помещались на поверхности стола.

Каким же бывает настольный театр в детском саду:

1. Фабричный: резиновые игрушки, фанерные или деревянные фигурки и т.п.

2. Бумажный (картонный). Так же может быть готовым «фабричным» или вырезанным из какого-либо детского журнала. Самодельный настольный театр может быть очень разнообразным - из бумажных цилиндров (втулки от туалетной бумаги), из конусов, из спичечных коробков и т.д.

3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др.

Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком. К сожалению, такой вид театра используется очень редко…

«Наручный» театр

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, всвою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет.

К верховым театрам относятся:

1. Театр «Би-ба-бо» (или театр «Петрушки»)

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки - вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

По сути, это тот же «перчаточный» театр, так как куклы одеваются на руку, но при использовании высокой ширмы персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

2. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами,спрятан за ширмой.

3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная или пластиковая ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр, в котором используются куклы-марионетки, в детском саду практически не используется, так как делать самостоятельно этих кукол достаточно сложно, но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Малыши еще не понимают механизма действия таких кукол и представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников. (Вспомните, как на новогодний праздник к детям приходила собачка Тяпа - восторгу детей не было предела)

Театр «живой» куклы чаще других организуется в детском саду, и это - театр масок (ряжения). Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки, стоит только надеть элемент костюма или ободок на голову. Таким необычным способом дети с удовольствием пересказываю знакомые сказки, легко запоминают стихи-диалоги, у них развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки и, конечно же, речь.

Платковые куклы. Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки - к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Давайте вспомним, КАК используются театрализованные игры в детском саду.

На занятиях педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых проводится вне занятий или на прогулке. Это чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в персонажей недавно проведённого утренника, создавая в группе заново мир волшебного праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
  • формирование пространственных представлений (при создании «декораций» из строительного материала или модулей)
  • развитие памяти, мышления, воображения, эмоций
  • обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • воспитание умения определять эмоциональное состояние , личностные качества, оценивать поступки и пр.;
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  • приобщение к высокохудожественной литературе; воспитание любви к книге, к чтению.
  • приобщение к совместной дизайнерской деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

Таким образом, благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного очень велико.

Кроме того, каждый спектакль (и тот, который дети смотрят в театре, и тот, в котором принимают участие сами) в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дети учатся отличать добро от зла, знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Одновременно с этим у них пробуждается интерес к чтению.

Театр - это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются (в начале педчаса мы с вами некоторые слова вспоминали)

Театрализованные представления расширяют кругозор детей, создают обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Каково же содержание работы с детьми по развитию речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности? (Выступление учителя-логопеда)

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Упражнения по формированию речевого дыхания;
  • Задания на автоматизацию поставленных звуков;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Логоритмические упражнения;
  • Коррекционно- развивающие игры;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Театральные этюды;
  • Игры-драматизации.

Вы видите, что содержание работы по театральной деятельности велико. Но всё что вы видите на слайде - это всё взаимопроникаемо, взаимосвязано, и работает одно на другое. Например, когда мы работаем над дикцией, что сюда подключается? (Обсудить и привести примеры)

Перевод слова в действие лежит в основе театрализованной деятельности. Современная психология констатирует тот факт, что у большинства дошкольников ведущим каналом восприятия оказывается вовсе не слуховой (аудио-) и даже не зрительный (видео-) каналы, а кинестетический. Наша с вами задача активизировать все каналы восприятия, а значит, предоставить детям возможность получить информацию и эмоциональный заряд самым удобным для них способом. Для этого мы используем в работе разнообразные универсальные и развивающие методы и приёмы.

Одной из таких универсальных методик является методика «Расскажи стихи руками», которая очень популярна и широко используется. И, на мой взгляд, эта методика относится к театрализованной деятельности (является элементом). ПОЧЕМУ? Потому что театр - всегда условность, всегда игра. А игра для дошкольника, как известно, - основной вид деятельности, основной способ постижения мира и себя в этом мире.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию творческого потенциала, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.

Методика «Расскажи стихи руками» широко используется педагогами при работе с детьми. Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Взрослый читает стихи по одной строчке, а ребёнок воспроизводит эту строчку, сопровождая соответствующими выразительными движениями рук. Показывать можно не только строки, но и каждое слово. Этот вид деятельности - прекрасная возможность проявить совместное творчество, снять зажатость и неуверенность у ребёнка.

Я люблю эту методику и активно её использую в своей работе. Вижу результаты.

Предлагаю вам вместе со мной поиграть в речевую подвижную игру «Ходит по лесу медведь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) (проигрываем с педагогами игру с движениями)

А сейчас предлагаю вам посмотреть, как ДЕТИ рассказывают стихи с помощью этой методики (просмотр и обсуждение видеозаписи)

В эту методику входят упражнения для развития мелкой моторики, речевые подвижные игры. В основе заложено движение (ранее я говорила, что перевод слова в действие лежит в основе театрализованной деятельности). В свою очередь, двигательная активность является мощным биологическим стимулятором всех необходимых функций нашего организма. А самое главное, - развивает мозг!

Таким образом, какой бы вид театра вы не использовали в своей работе с детьми - это мощное средство развития речи! В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понято изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Ребенок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей. Вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и предавать свои впечатления в монологической форме.

Знаю, что у каждого педагога есть свои «изюминки» в работе по театрализованной деятельности. Предлагаю поделиться ими с коллегами. (обмен опытом)

Я хочу закончить словами Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работы».

Уважаемые коллеги! Следуя замечательным словам Бернарда Шоу, предлагаю перейти к практической части нашего мероприятия и обменяться идеями по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности. Уверена, что каждый возьмёт себе что-то на заметку и театральные уголки в группах станут ещё насыщеннее, разнообразнее, интереснее.

(Педагоги представляют самодельные атрибуты: макеты; ширмы; вязаный пальчиковый театр; фигурки из фетра, из конусов, цилиндров, пластиковых стаканчиков, и прочего бросового материала: театр на палочках, катушках, ложках; платочный театр и др.)

Как вы убедились, коллеги, чтобы наполнить театральные уголки, вовсе не требуется больших материальных затрат. Всё можно сделать из подручных материалов (было бы желание!) При этом все ваши атрибуты будут индивидуальными, не похожими ни на чьи другие, яркими, красочными, добротными и интересными детям. А ведь то, что детям интересно, легко запоминается и прочно усваивается. И, конечно, правильно организованная театрализованная игра обязательно станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, средством обогащения словаря и развития всех компонентов речи. А жизнь детей в детском саду будет яркой, насыщенной, разнообразной и очень интересной.

А наш педчас подошел к концу. Просим вас нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению и оставить свои впечатления, предложения и пожелания на листочках, продолжив фразы:

  • Я поняла, что……
  • Было интересно…….
  • Мне понравилось………
  • Я задумалась о том, что……..

Рефлексия

Литература

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.