Физическое воспитание имеет особую значимость в период дошкольного детства, так как на этом этапе формируются основные умения и навыки, которые способствуют развитию гармоничной личности. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, приоритетными задачами сегодня являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
В первые годы жизни все органы и системы интенсивно развиваются.
В дошкольном возрасте формируются основные двигательные умения и навыки, которые являются базисом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. У ребенка-дошкольника происходит закрепление и улучшение условных связей, повышается уровень общего физического развития, совершенствуются физические качества и двигательные умения.
Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта. Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные «задачи».
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Реализация преемственности - основополагающего принципа системы непрерывного образования - определяет его как создание среды, благоприятной для умственного, физического, социально-психологического и эмоционально-творческого развития ребенка. При этом дошкольное ОУ должно обеспечить базисное разностороннее развитие ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольных ОУ, обязана способствовать дальнейшему личностному становлению детей.
Среди базисных качественных характеристик личности, являющихся общим основанием преемственности для дошкольных ОУ и начальной школы, необходимо выделить любознательность как основу познавательной активности будущего школьника, творческое воображение как направление интеллектуального и творческого развития ребенка, а также открытость и доброжелательность как основа построения разумных отношений со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Приоритетные задачи, на решение которых должен быть направлен процесс физического воспитания детей в дошкольном ОУ:
- Приобщение детей к ценностям ЗОЖ.
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
- Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, проявляемых в процессе формирования разнообразного двигательного опыта.
- Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных формах двигательной активности.
- Формирование компетентности в сфере физической культуры при помощи развития интереса к различным видам спорта, к людям, включенным в мир спорта, к себе и сверстниками как участникам физкультурно-спортивной деятельности.
В итоге все это повышает общую компетентность ребенка в различных видах деятельности и в сфере отношений, которая проявляется не только в обладании знаниями, умениями и навыками, но и в способности принимать на ее основе собственные решения, что является важнейшей характеристикой позиции личности по отношению к собственной жизни, условием превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования.
Комплексные занятия с образовательной направленностью не только предлагают детям более разнообразный двигательный репертуар, способствуя развитию познавательно-потребностной сферы, но и вызывают интеллектуальные переживания, связанные с эмоциональным окрасом мыслительных процессов удивлением, интересом, раздумьем, радостью открытия, порожденных решением каждой новой двигательной задачи. Такие занятия делают реальностью построение субъектно-субъектных отношений в системе «взрослый-ребенок», в основе которых лежит совместное решение цепочки различных по степени сложности двигательных задач.
В младшем дошкольном возрасте обучение основным движениям является ведущей задачей.
С их помощью ребенок осваивает возможности собственного тела и новые двигательные акты, учится ориентироваться в пространстве физкультурного зала и строить свои отношения с воспитателем и сверстниками в рамках требований, диктуемых правилами безопасного поведения при выполнении физических упражнений.
В старшем дошкольном возрасте необходимо постепенно заменять образовательную направленность основных видов движений на функционально-развивающую, используя накопленный багаж двигательных навыков для развития базовых проявлений общедвигательной координации, создающих предпосылки для прочного и быстрого освоения новых, более сложных двигательных умений.